Одна из главных причин прямо-таки лежит на поверхности: человек занимается не своим делом. Путей к такой ситуации может быть много: человек мог поступить в учебное заведение, а потом устроиться на работу не по собственной воле, а по настоянию строгих родителей… собственно, родителям достаточно настоять, чтобы сын или дочь поступили в соответствующий вуз – а после учебы уже волей-неволей придется искать работу в соответствующем направлении: многие профессии (например, медицина) закрыты для людей без специального образования, а второе высшее образование может быть и не по карману, да и время упущено. Бывает и так, что человек, искренне любящий свою специальность, не смог найти работу по ней – согласитесь, трудно требовать, чтобы свою работу любил кассир в продуктовом магазине, готовившийся стать физиком. Иногда от работы по специальности приходится отказываться потому, что она очень плохо оплачивается – а надо содержать семью… словом причин, по которым человек оказывается «не на своем месте», много, но результат всегда один: человек, ненавидящий свою работу.
Причиной ненависти к своей работе может быть разочарование в ней. Особенно часто подобное происходит с профессиями, окруженными романтическим ореолом. Вот мечтал юноша быть врачом «Скорой помощи», людей спасать – а оказывается, что «Скорую помощь» сплошь и рядом вызывают сердобольные прохожие к пьяным бомжам, или истерики, ушибившие палец… Вообще, чаще всего ненависть к своей работе возникает у тех, кто работает с людьми – как составная часть т.н. синдрома эмоционального выгорания. Это весьма неприятное состояние характеризуется не только ненавистью к работе и клиентам, но и нарушениями сна, чувством собственной никчемности, психосоматическими расстройствами и требует не только вмешательства психотерапевта, но и радикального решения: либо менять отношение к своей профессиональной деятельности, либо менять профессию – третьего не дано.
В определенной степени ненависть к работе связана с особенностями образования. Вот человек десять лет в школе учился естественным наукам, истории, иностранным языкам, литературе, даже рисованию и музыке – и все это для того, чтобы пойти закручивать гайки на конвейере… будет ли он удовлетворен своей судьбой? Можно ли решить эту проблему в принципе? Трудно сказать… Жестко делить детей на потоки (этим – образование по максимуму, этим – по минимуму) наверное, все-таки нельзя – слишком высока вероятность ошибки, так что возможности нужно представлять всем. Но что определенно следует перестать делать и педагогам, и родителям – так это ставить всем детям однозначную цель поступления в вуз и пугать: «Будешь плохо учиться – попадешь в профлицей!» В конце концов, выпускников профлицея – т.е. представителей рабочих профессий – по определению должно быть больше, чем выпускников вузов, и если мы не хотим, чтобы общество состояло большей частью из озлобленных людей, недовольных своей судьбой, мы должны научить наших детей уважать рабочие профессии.
Наконец, человек может ненавидеть не саму работу, а условия, в которых ее приходится выполнять. Самодурство начальника, постоянные конфликты среди коллег отнюдь не способствуют любви к своей работе. В таком случае есть смысл, не меняя профессии, сменить организацию.