icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
»рина ћихеева
–абота, карьера, бизнес

ƒефектолог, кто это такой, об€занности, особенности?

  • 897
  • 0

ƒефектолог, кто это такой, об€занности, особенности?

ѕ

ѕрофесси€ Ђдефектологї

¬ мире есть профессии, вызывающие всеобщее и безусловное уважение. Ёто прежде всего учитель и врач, от которых завис€т здоровье и судьбы людей ѕрофесси€ дефектолога, работающего с особой категорией людей, занимает среди них особое место.

—пециалист в области дефектологии

ƒефектологи€ Ц это наука о закономерност€х и особенност€х развити€ детей с физическими и психическими нарушени€ми, о принципах, методах, формах организации их воспитани€ и обучени€. Ќазвание этой науки говорит само за себ€: слово Ђдефектологи€ї происходит от латинского defectus Ц недостаток и греческого logos Ц слово, учение.

ƒефектологи€ в широком смысле включает в себ€ разделы специальной педагогики, социологии, философии, психологии, а также тесно св€зана c медицинскими науками (психиатри€, невропатологи€, иммунологи€, педиатри€, офтальмологи€, отоларингологи€ и др.), так как природа происхождени€ патологий различна. ƒефектологи€ в узком смысле занимаетс€ воспитанием, обучением и социализацией детей с отклонени€ми в развитии.

ƒефектолог (коррекционный педагог) Ц это специалист, занимающийс€ воспитанием, обучением и социализацией детей с психическими и физическими отклонени€ми в развитии.  оррекционный педагог не врач, он не может вылечить патологии, не может исправить ошибку генов, врачей или судьбы. —уть его работы в другом Ц он призван научить детей с отклонени€ми в развитии справл€тьс€ со своим недугом, научить их жить в современном мире. ѕри этом результат его работы во многом зависит от желани€ родителей помочь своему ребЄнку. ¬едь дефектолог не может заниматьс€ с ребЄнком в течение всего дн€, больша€ нагрузка ложитьс€ на плечи родных и близких ребенка, которые должны выполн€ть все рекомендации специалиста.

ƒефектолог занимаетс€ также с учащимис€ начальной школы, не имеющими отклонений, но которые в той или иной степени плохо усваивают программу общеобразовательной школы. “аким дет€м тоже нужна помощь дефектолога.

ƒефектолог-сурдопедагог

—урдопедагог (от лат. surdus Ч глухой.) Ц это специалист по обучению и воспитанию детей, имеющих отклонени€ в области слуха, от тугоухих до полностью лишЄнных слуха, в том числе от рождени€. ¬ажнейша€ задача сурдопедагога состоит в обучении ребЄнка, который ничего не слышит, произносить звуки, слоги, слова, то есть разговаривать. —урдопедагог не только формирует у ребЄнка навыки говорени€, но и следит за правильной интонацией и правильным ритмом, учит читать книги и писать, Ђсчитыватьї чужую речь по губам, обучает азбуке жестов и дактильной азбуке.

—урдопедагог помогает адаптироватьс€ к слуховому аппарату, осуществл€ет контроль за параметрами слухового аппарата, обеспечивающими комфортное воспри€тие звуков. “акже сурдопедагог работает с детьми после операции кохлеарной имплантации, так как этот метод не обеспечивает автоматический переход к естественному слуховому воспри€тию. —урдопедагог может работать также и со взрослыми людьми с ограниченными возможност€ми слуха и речи, участву€ в их психологической адаптации и профессиональной реабилитации.

ƒефектолог-тифлопедагог

“ифлопедагог (от греч. typhlós Ч слепой.) Ч это специалист, занимающийс€ воспитанием, обучением и развитием детей, имеющих нарушени€ зрени€, включа€ тех, кто лишЄн зрени€ с рождени€. «рение Ц это важнейший источник, через который человек воспринимает информацию об окружающем мире. ѕоэтому, если человек слеп, его надо научить получать информацию через другие органы чувств, например через органы слуха и ос€зани€ (у слепых обычно обострЄнный слух и особа€ чуткость пальцев).

«адача тифлопедагога Ц научить слепых и слабовид€щих детей читать по шрифту Ѕрайл€, обучить их навыкам самообслуживани€ и умению ориентироватьс€ в пространстве. Ѕольшое внимание удел€етс€ зан€ти€м по развитию ос€зани€ и мелкой моторики с об€зательными упражнени€ми дл€ рук (снимающими напр€женность мышц, развивающих подвижность и гибкость); по ориентировке в пространстве, по социально-бытовой ориентировке.

“акже тифлопедагог организует обучение и профессиональную подготовку слепых и слабовид€щих; учит пользоватьс€ дл€ самообслуживани€ специальными тифлотехническими средствами культурно-бытового и хоз€йственного назначени€.

ƒефектолог-олигофренопедагог

ќлигофренопедагог Ц это специалист по обучению и воспитанию детей, имеющих нарушени€ психического развити€, такие как умственна€ отсталость (олигофрени€), аутизм (психическое расстройство) или наличие сразу нескольких дефектов в развитии. ѕричин, по которым у человека нарушаетс€ интеллект, очень много: травмы, генетические проблемы, вли€ние €дов, т€жЄлые инфекции (как до, так и после рождени€), последстви€ неудачных прививок и т.д. ќлигофренопедагог занимаетс€ обучением и воспитанием детей дошкольного и школьного возраста с нарушенным интеллектуальным развитием, помогает в адаптации в обществе. ќн работает не только с детьми, но и с их родител€ми, которые нуждаютс€ в рекомендаци€х квалифицированного специалиста.

ƒефектолог-логопед

Ћогопед Ц это коррекционный педагог, который занимаетс€ устранением недостатков речевого развити€. —уществует три основных вида нарушений речи у детей: дислали€ (нарушено произношение отдельных звуков); фонетико-фонематические нарушени€ (нарушены произношение и речевой слух); общее недоразвитие речи (нарушена вс€ речева€ система: произношение, фонематический слух, слогова€ структура, грамматика, св€зна€ речь). Ћогопед помогает устранить такие нарушени€, как: заикание картавость, шепел€вость; дизартри€ (нарушение произношени€); дисграфи€ (нарушение письма); дислекси€ (нарушение чтени€); алали€ (отсутствие или недоразвитие речи); афази€ (отсутствие или нарушение уже сформировавшейс€ речи) и др.

Ћогопед работает с дошкольниками и школьниками, имеющими как нормальное развитие, так и интеллектуальную недостаточность, а также со слабослышащими детьми.

ƒефектолог в школе

ƒефектолог оказывает помощь и дет€м с задержкой психического развити€, которые не справл€ютс€ с требовани€ми стандартной школьной программы. ” этих детей нет специфических нарушений слуха, зрени€, опорно-двигательного аппарата, речи, они не €вл€ютс€ умственно отсталыми. Ќо у них нарушен нормальный темп психического развити€, при котором ребЄнок продолжает оставатьс€ в кругу дошкольных, игровых интересов. ” них недостаточно сформированы умени€, навыки и знани€, которыми нормально развивающиес€ дети овладевают в дошкольный период. ќни имеют отставани€ в речевом развитии, моторную неловкость, неусидчивость, невнимательность, плохую пам€ть; характерной чертой таких детей €вл€етс€ неуверенность в собственных силах, они с трудом общаютс€ со сверстниками.

ѕедагог-дефектолог может помочь развить интеллектуальные способности ребЄнка, расширить словарный запас, лучше выражать свои мысли. ƒефектолог не учит детей математике или русскому €зыку, он исправл€ет причину возникшей трудности в обучении, благодар€ чему и происходит коррекци€ нарушенных функций. (Ќапример, несформированность пространственных представлений €вл€етс€ причиной трудностей письма и чтени€. Ёто можно исправить как непосредственным развитием навыков чтени€ и письма Ц этим занимаетс€ учитель, так и развитием пространственных представлений у ребенка Ц этим занимаетс€ дефектолог.)

√де получить профессию дефектолога

ѕрофесси€ дефектолога находитс€ на стыке сразу нескольких наук: медицины, педагогики, психологии, социологии и т.д., однако главное направление Ц всЄ-таки педагогика. —пециальность дефектолога получают в педагогических вузах, где есть дефектологический факультет. “акие факультеты есть в ћоскве, ѕетербурге, Ќовосибирске, “омске, ¬олгограде , ≈катеринбурге, „ел€бинске и других крупных городах –оссии.

 руг изучаемых дисциплин у будущих дефектологов (коррекционных педагогов) широк. —туденты проход€т специальную педагогику и психологию, дефектологию, основы медицины, биологии, социологии и филологии, правоведение с основами семейного права и прав инвалидов. ѕрограмма профессиональной подготовки дефектолога включает в себ€ теоретическое обучение, научно-исследовательскую работу, практикумы, педагогические практики.

¬ыпускник дефектологического факультета может работать в учреждени€х как образовательного (детские сады, школы), так и лечебного профил€ (поликлиники, больницы), а также в различных реабилитационных центрах, центрах социальной защиты и психологической помощи, в общественных и благотворительных организаци€х по работе с людьми с ограниченными возможност€ми здоровь€.

ѕрофессиональные качества дефектолога

ќт качества работы дефектолога завис€т судьбы детей с непростой судьбой. Ќеудивительно поэтому, что люд€м этой профессии предъ€вл€ютс€ повышенные требовани€. ƒефектолог должен быть ответственным и целеустремленным, энергичным и инициативным, коммуникабельным и наблюдательным, доброжелательным и тактичным, иметь высокий уровень интеллекта и хорошую пам€ть, обладать незаур€дными творческими способност€ми, быть оптимистично настроенным и уверенным в успешных результатах своей де€тельности.  роме того, дефектолог должен любить детей, так как основной упор де€тельности этого специалиста направлен на коррекцию развити€, воспитание и обучение детей.

¬месте с тем дефектолог должен быть готов и к тем сложност€м, которые таит в себе эта професси€. ≈жедневна€ работа с аномальными детьми, имеющими физические и психические отклонени€, сопр€жена с повышенными психо-эмоциональными нагрузками, которые могут стать причиной хронической усталости и депрессии. „тобы противосто€ть таким нагрузкам и сохранить собственное здоровье, дефектолог должен обладать высокой стрессоустойчивостью.

» всЄ же есть у работы дефектолога и огромное преимущество Ц это моральное удовлетворение от положительного результата, когда дети с физическими или психическими дефектами смогли приобрести навыки и умени€, необходимые дл€ жизни в современном обществе. ќсознание того, что это достигнуто и его трудом, Ц главна€ награда дефектолога.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+