icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
јнна ћитуневич
ћучают вопросы? ”знай

≈сть ли свобода воли или наша жизнь определ€етс€ внешними факторами?

  • 140
  • 2

≈сть ли свобода воли или наша жизнь определ€етс€ внешними факторами?

я
Ђя заметил, что даже люди, утверждающие, что всЄ предопределено и что мы не можем ничего изменить, всегда смотр€т по сторонам, переход€ дорогу.ї

—тивен ’окинг

¬се ли предопределено в жизни человека, или он сам управл€ет своим поведением? ћы Ђзапрограммированыї или свободны? » что считать свободой?

—поры об этом ведутс€ уже не одну тыс€чу лет. ѕодобные размышлени€ можно найти в буддизме, теологии (в двух словах: если бог про нас всЄ знает заранее, почему же он бездействует и зачем наделил нас свободой воли). »нтерес к предопределенности (детерменизму) и свободе воли (индетерменизм) про€вл€ют:

  • Ѕиологи€ и нейробиологи€.
  • ‘изика.
  • Ќеврологи€.
  • √енетика.

¬се они пытаютс€ определить Ц свободен ли человек или обусловлен. ѕоступает ли он сообразно своей воле или реагирует на внешние факторы, и они оказывают максимальное вли€ние (вплоть до возможности определени€ наших действий заранее).

‘акторы внешние и внутренние

“о, что одинаковое окружение (внешн€€ среда) дл€ одного станет прокл€тьем и приведет к самому дну, а дл€ другого Ц стартовым толчком и поводом к лучшей жизни из возможных, очевидно. ≈сть немало примеров, как Ђзолота€ молодежьї оказывалась на дне (несмотр€ на все возможности родителей). » в каждом поколении есть свои Ћомоносовы, которые пешком и без св€зей получали образование, строили свою жизнь самым удивительным образом.

ќднако важен один момент.  роме внешних факторов есть и внутренние. ѕервые, безусловно, вли€ют Ц вспомните хот€ бы историю с подростками из »сландии. “ам правительство сделало так, чтобы у каждого был реальный выбор, чем заниматьс€ Ц организовали спортивные зан€ти€, танцевальные, творческие. » в итоге солидно изменилась статистика:

–аньше, в 98-м году, здесь напивались хот€ бы раз в мес€ц 42%. “еперь таких 5%!
 урили (ежедневно) Ц 23%. ¬ 2016-м году таких стало 7%.

Ѕезусловно, среда и возможности разных зан€тий, мода на «ќ∆ и поддержка государства сделали свое дело.

Ќо что относитс€ к внутренним факторам несвободы?

—реду мы выбираем такую, чтобы она поддерживала наше Ђяї. ” каждого уже к 12-13 годам (а тем более Ц к совершеннолетию) есть пон€тное описание: кто € такой, на что способен, что мне интересно.

¬ итоге несвобода бывает не только внешн€€ (например, трудно было быть интеллигентом во времена ѕол ѕота в  амбодже Ц таких убивали очень быстро). Ќесвобода становитс€ внутренней. ћы выбираем ситуации, которые подтверждают нашу закрепощенность, наше представление о себе. » стараемс€ избегать обществ, мест, тусовок, ситуаций, где придетс€ выйти из своего маленького уютного мирка.

—вобода воли Ц от примитива к реальности

—вобода моего кулака, действительно, как и сотни лет назад в јнглии, заканчиваетс€ там, где начинаетс€ свобода чужого носа.

»ли вот: каждый свободен двигать ногой, рукой, покупать колбасу или овощи.

Ќо это так называемый примитивный уровень свободы. ‘изический. Ѕиологический.

ј с другой стороны, каждый из нас действительно делает выбор. » именно личностный выбор из дес€тков возможностей поведени€ обеспечивает нам свободу.

ѕодтверждение Ђсоциального заказаї, одобр€емых или даже запрашиваемых действий (учись, женись, плодись, работай) приводит к социальным плюшкам и поддержке.†

ѕравильное (но не особенно свободное) действие приносит плоды и поддерживаетс€ Ц на уровне общества. ¬ыход за рамки (Ђпойду путешествовать без денегї), изобретение нового Ц неизбежно встречает сопротивление, даже если это новое очень нужно и полезно, принесет какие-то дивиденды обществу.

ѕоэтому каждый человек отчасти свободен в действи€х, но эта свобода возможна только в определенных рамках: экономических, культурных, психологических и других.   примеру: вы свободны купить то или это, а рамками, ограничивающими вашу свободу, станут:

  • ¬рем€ работы магазина.
  • ¬алюта, прин€та€ в этой стране.
  • ”слови€ покупки (никто не отломает вам половину печеньки или не продаст одну жвачку из набора).
  • —охранение имущества продавца, жизни и здоровь€ продавца и покупател€, и мн.др.

»того: каждый свободен и каждый предопределен обсто€тельствами и услови€ми, прин€тыми в обществе. ќдно не существует без другого. «акон Ц снаружи. —вобода Ц в четко оговоренных рамках.

“е, кто переламывают закон и подчин€ют себе обсто€тельство, называютс€ сильными людьми. ј те, кто соглашаютс€ и не переступают через очерченные им рамки, Ц консерваторами и хранител€ми традиций.

¬ыбирать, кем быть Ц только вам.


tra
Ќадежда ѕочтова

¬нешние факторы, конечно, имеют значение. Ќо их действие ограничиваетс€ свободой воли.  аждый волен выбирать свой образ жизни и, став€ перед собой цель, добиватьс€ ее, руководству€сь своими принципами.

deb
јнна ћитуневич

Ќадежда, ¬ы прекрасно написали. Ќе мы ограничены факторами, а они - нами)) Ёто необычный, но очень полезный взгл€д.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+