icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ирина Михеева
Обучение

Как правильно держать ручку при письме

  • 4332
  • 2

Как правильно держать ручку при письме

В

Взрослые даже не задумываются о том, как они берут письменные принадлежности. Они делают это автоматически, по привычке, которая зародилась у них ещё в детстве. И если в раннем возрасте захват ручки или карандаша сформировался неправильный, то этот навык сохранится навсегда, на всю жизнь и исправить его будет не просто трудно, но чаще всего невозможно.

Многие люди держат ручку таким странным образом, что просто удивительно, как у них вообще получаются буквы. Чаще всего ручку держат не двумя, а тремя, иногда даже четырьмя пальцами. Окружающие замечают, что человек держит ручку «как-то интересно», сам человек стесняется прилюдно расписываться и заполнять документы. Действительно, очень странно выглядит, когда взрослый человек держит ручку как-то неуклюже, как будто фигой или клешней.

Некоторые тем не менее считают, что в неправильном расположении пальцев нет ничего страшного: «Всю жизнь пишу "фигой", но при этом пишу быстро, ровно и красиво, гораздо лучше, чем многие мои знакомые», «мне так удобно». Кому-то льстит, что он не такой, как все, особенный, а кто-то даже находит в этом общее с Бараком Обамой. 

Постановка кисти руки при письме важна

Дело, конечно, не только и не столько в некрасивой постановке пальцев руки.

Способ, которым ребенок держит ручку или карандаш, является важным фактором, определяющим его развитие. Неправильный захват ручки приводит к напряжению не тех мышц руки-плеча-спины и, как следствие, к формированию неправильной осанки, быстрой усталости, проблемам со зрением, головным болям. Кроме того, за формирование почерка отвечают определённые участки стволовой части и коры головного мозга. Поэтому вопрос постановки киски руки при письме есть вопрос развития мозга.

Правильный навык держать ручку - это не мелочь. От него зависит не только спокойный и приятный процесс письма, но и правильное психомоторное развитие ребёнка. А это очень важно и в современном мире, в век компьютеров и интернета. 

Расположение пальцев при письме

Только правильное расположение кисти руки предотвращает избыточное напряжение руки; способствует выработке красивого, чёткого почерка; формирует навык быстрого написания. Каково же правильное расположение пальцев при захвате пишущего предмета? 

Ручку или карандаш зажимают между двумя пальцами – сверху указательным пальцем и сбоку большим на расстоянии примерно 1,5 см от пишущего конца ручки (пера перьевой ручки). Средний палец исполняет роль подпорки, для этого верхняя фаланга среднего пальца подкладывается снизу под ручку. Два пальца – безымянный и мизинец в захвате ручки не участвуют, их подгибают к ладони или к основанию большого пальца.

Рука при письме должна опираться на основание запястья, внешнее ребро ладони и мизинец так, чтобы подогнутые пальцы находились почти перпендикулярно поверхности стола. Довольно часто при жалобах на плохой почерк не учитывается то, на какую часть кисти опирается рука при письме. Если не на мизинец, а на тыльную часть, то письмо становится неудобным, затруднено продвижение руки по строке, невозможно правильное положение ручки, а тем более чёткий и красивый почерк.

Ручку держат относительно бумаги не вертикально, а под углом так, чтобы её верхний конец был направлен в сторону правого плеча.

Способы формирования правильного захвата ручки

Приучать ребёнка правильно держать пишущий инструмент необходимо с самого раннего возраста, в 3–4 года, когда все дети рисуют разноцветными карандашами «солнечный круг и небо вокруг». Тем не менее достаточно часто и в младших классах школы многим учителям приходится учить детей правильно держать ручку. 

Существует несколько несложных методик, при помощи которых можно приучить ребёнка правильно держать ручку или карандаш.

Наиболее известным способом формирования правильного захвата ручки, который использовали учителя царских гимназий и советских школ, является способ с салфеткой. Способ заключается в том, что ученик удерживает в руке одновременно салфетку и ручку: салфетка (или кусочек ваты, или любой мягкий и лёгкий комочек) зажимается двумя пальцами – безымянным и мизинцем, а остальные пальцы удерживают ручку так, чтобы салфетка «не убежала». Ребёнок должен писать с салфеткой до тех пор, пока не научится держать ручку правильно, и как ни странно такой способ действительно работает.

В качестве контрольного способа применяется следующий: поставить ручку перпендикулярно столу и взять её пальцами, как пинцетами, за самый верхний кончик, а затем медленно спускать пальцы вниз, тогда у самого стержня они займут нужное положение. Этот метод очень простой, он не требует каких-то дополнительных объяснений и приспособлений, и с его помощью ребёнок может самостоятельно корректировать расположение пальцев.

Ещё одним проверочным способом является следующий: когда пишущий прибор зажат в руке, надо немного приподнять указательный палец. Если захват правильный, то ручка или карандаш не выпадет из руки.  

Если постоянно контролировать правильность расположения пальцев, то скоро навык захвата пишущего предмета станет у ребёнка рефлекторным.

spe
Владислав Черных

А финны уже с запрошлого года отменили уроки письма. Считают, что в современном мире ребенку это умение не понадобится...

tra
Екатерина Болиголова

Каллиграфия очень важна, не только влияет на красоту, но и на личные качества ребенка

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+