Строительство такого комплекса на дешевой загородной земле обходилось дешево. А вот эксплуатация его стала делом, хотя и выгодным, но достаточно рискованным. Чтобы «выманить» покупателя из города, следовало предложить ему не только новые торговые площади, но и новую форму обслуживания, и существенно более дешевые покупки.
В городе спокойно могли существовать торговые центры типа ярмарки, где каждый продавец снимал небольшую торговую площадь, зато продавцов было много. Яркий пример такого типа торговых центров – Верхние торговые ряды (ГУМ) в Москве и Гостиный двор в Санкт-Петербурге. Но за городом мелкие лавочки просто физически не могли заполнить громадные здания. Поэтому появилось понятие якорных арендаторов, которые стали главными и любимыми арендаторами для владельцев торговых центров.
Якорным арендатором ― называется физическое или юридическое лицо, которое арендует под свое предприятие торговые помещения, занимающие от 5 до 15 процентов от общей площади торгового комплекса. Такой арендатор называется якорным потому, что его появление в торговом центре или в торговом комплексе привлекает сюда главный поток посетителей. Словно бы привязывает их к данному коммерческому центру. Якорными арендаторами являются, как правило, крупные торговые сети.
Якорного арендатора отличают две главные черты:
1. Независимость, то есть возможность арендатора привлечь достаточный поток покупателей к себе, где бы такой арендатор не находился. Якорный арендатор известен большому числу покупателей благодаря раскрученному бренду. Знакомый бренд является ориентиром и одновременно «приманкой» (якорем) для будущих покупателей. Он стимулирует поход в малознакомый торговый центр.
2. Размер, то есть возможность на арендуемой большой торговой площади предложить клиенту широкий ассортимент товаров. Богатое предложение товаров дает покупателям возможность выбора. Он выгоден также и самим якорным арендаторам. На бОльших торговых площадях они продают больше, компенсируя возросшей выручкой относительно высокую арендную плату.
А за что ценят якорных арендаторов владельцы торговых центров?
Во-первых, за то, что такой арендатор создает постоянный поток покупателей в торговый центр. Это особенно важно для загородных торговых центров, находящихся в месте, которое нельзя считать доступным для рядового покупателя, не «вооруженного» автомобилем.
Тем, кто бывал в Италии, вероятно, известны торговые центры, в которых находятся магазины самых известных компаний высокой моды. Здесь продаются прославленные одежные и обувные бренды по вполне привлекательной цене. Несмотря на то, что такие торговые центры находятся достаточно далеко за городом, поток посетителей в них не иссякает. Многие туристические фирмы предлагают своим клиентам шопинг-туры в такие центры. Многих посетителей сюда завозят по пути в аэропорт.
Во-вторых, якорный арендатор повышает имидж торгового центра. Якорный арендатор в большой степени определяет, кто станет посещать торговый центр, где он арендует площади. Якорный арендатор является также и своеобразной рекламой торгового центра. Обычно бренды якорных арендаторов размещают на фасаде торгового центра, выделяя их размером. Наличие «хорошего» якорного арендатора является как бы дополнительной рекламой для прочих возможных арендаторов торговых площадей. Таких мелких арендаторов гораздо больше, и именно они приносят собственнику торгового центра основную прибыль.
В-третьих, якорные арендаторы перераспределяют потоки покупателей таким образом, чтобы в торговом центре не было «мертвых зон», куда покупатель придет неохотно. Например, в многоэтажных торговых центрах, торговые площади якорных арендаторов размещаются дальше от входа и на верхних этажах.
В качестве «домашнего задания» читателю рекомендуется посетить ближайший (или самый любимый) торговый центр, определить, какие арендаторы в этом центре являются якорными. Это нетрудно сделать, оценив размеры торговых площадей и величину букв на фасаде торгового комплекса. После этого стоит обратить внимание на местоположение магазинов-«якорей»
Якорные арендаторы привлекают в торговые центры существенную долю потока покупателей. Поэтому владельцы торговых центров заинтересованы в привлечении под свою крышу «правильных» якорных арендаторов. Здесь существенны узнаваемость бренда будущего «якоря», широкий ассортимент предлагаемых им товаров, а также наличие у будущего якорного арендатора разветвленной торговой сети и правильно проводимая маркетинговая политика.
Правильный выбор якорных арендаторов должен соответствовать общей целевой аудитории будущего торгового центра. Якорные арендаторы и другие магазины торгового центра должны работать в одном и том же сегменте цен. Они не должны дублировать продаваемые торговые марки.
Для относительно небольших торговых центров, которые посещают жители окрестных районов, лучшим якорным арендатором является большой продуктовый магазин. Вполне возможно, что такой магазин будет единственным якорным арендатором. И прекрасно!
А вот в крупных торговых центрах, куда съезжаются люди из целых регионов, могут спокойно разместиться несколько якорных арендаторов.
Обычно якорными арендаторами кроме уже названных продуктовых супермаркетов, могут быть крупные магазины по продаже электроники и бытовой техники, большие магазины по продаже товаров для дома, сада и для ремонта. Замечательные «якоря» – развлекательные центры и кинотеатры.
Обычно список якорных арендаторов определяется еще до ввода торгового центра в эксплуатацию. Нормальным считается, если якорные арендаторы занимают около 60 процентов торговых площадей. Договоры с якорными арендаторами заключаются на длительный срок, обычно на 10 – 15 лет. Якорные арендаторы платят менее высокую арендную плату за снимаемые торговые площади. Иногда якорный арендатор может платить не фиксированную плату за аренду, а выплачивать процент от своего товарооборота.
Кроме крупных якорных арендаторов выделяют еще и мелких. Они занимают торговые площади меньшего размера, чем крупные якорные арендаторы, но большего, чем прочие, не «якорные» магазины. Несмотря на небольшой размер, мелкие якорные арендаторы привлекают в торговый центр значительное количество покупателей. Мелкие якорные арендаторы – магазины крупных аптечных сетей, парфюмерии и косметики, книжные магазины.
Правильный выбор якорных арендаторов способствует привлечению покупателей в торговые центры, а значит, является залогом их процветания и формирования высокого имиджа торговой территории.