Реакция обывателя (читайте: человека, не вхожего в эти круги) предсказуема – негодование в адрес виновного и одобрение в адрес обвинителя. А как же иначе?! Охамели вконец, ничего не стесняются! На каких примерах воспитываются наши дети?! На всех каналах телевидения идут ток-шоу, высказываются все – и бабушки у подъездов, и тинейджеры, и работяги, кладущие асфальт. Шумиха поднята изрядная!
Увидев нечто похожее, знайте: это работа релайтера. Возможно, и не одного, а целой команды. Кому-то из главных действующих лиц понадобилось повысить интерес к своей персоне. Как вариант: интерес понадобился обоим. Получилось! Браво пиарщикам, состряпавшим это театрально – телевизионное действо!
Релайтер – это и есть тот специалист, по сценарию которого прошла сия акция. Public Relations – от первых букв этих слов и произошло это знаменитое теперь на весь мир слово «пиар». Очень, скажу я вам, нужная профессия! Обозначает всего лишь – связь с общественностью, но имеет неограниченные возможности. И, по праву, считается одной из самых креативных профессий. Методы ведения пиар-войн зависят от морально- нравственных качеств заказчика и исполнителей. А в принципе девиз «Все дозволено» давно уже написан на флагах всех пиар-агентств мира.
Как только кому-то требуется испортить репутацию, релайтеры тут же включаются в работу. Желтая и не очень пресса печатает компромат. Иногда настолько невероятный, что любой читатель понимает – нагло лгут. Но дело сделано, зерно сомнения брошено в благодатную почву. Теперь нужно полить, чтобы проросло. Чем? Следующей дозой невероятных фактов. У Ротару выросли рога. Пугачева развелась с Галкиным. Президент тайно женился, и в новом браке у него уже трое малышей. Жириновский выбран премьер-министром Новороссии.
Продолжать? Я думаю, достаточно. Иногда пиар бывает неприглядно грязным, за что его не зря называют «черным». Есть и другой вариант – кипельно-белый. Так из бандита, заработавшего в 90-е миллионы на наркотиках и продаже девушек, лепят образ легального бизнесмена, будущего депутата и благодетеля. И дому престарелых он помогает, и сирот не забывает, и со старушками чаек пьет, и ветерану квартиру у местного начальства выбивает. Со слезами на глазах 9 мая возлагает цветы. На митинге, прижав руку к сердцу, поет гимн. И демонстративно ездит на автомобиле, изготовленном родным автопромом. Настоящий патриот, не правда ли? Результат предсказуем: пройдут выборы, и истинное лицо проявится почти мгновенно.
Настоящая удача для релайтера – получить компромат. Если его нет, то компромат можно изготовить и самим, состряпав его от начала до конца или немного подправив имеющийся. Нужно только вовремя его обнародовать и не задержаться с реакцией. И ничего, что в компромате нет ни слова правды, главное – посеять сомнение в чистоте помыслов и действий противника. В прессе появится фраза «на фото человек, похожий…» Потом будет опровержение, причем, зачастую оно абсолютно достоверное – настоящее алиби. Да, кто же его читать будет?! Это тоже пиар-акция, только проведенная в обратную сторону.
Релайтеры ввели даже свою классификацию пиар-акций. Они бывают негативными, о них вы только что читали. А бывают и позитивными – это про того бывшего бандита, а нынче депутата. Они делятся на рутинные, то есть представляют собой повседневные мероприятия, направленные на поддержку престижа; и антикризисные. Их проводят в «аварийной» ситуации, когда нужно срочно принимать меры для «очистки» имиджа.
Идет вброс информации. Сенсация, всем нужна сенсация! А если ее еще и неплохо оплатят? Для вашей выставки-продажи картин, написанных бабушками из дома престарелых, нужна реклама? Конечно, нужна, иначе ничего не продать, а зданию требуется ремонт. Релайтер подкинет знакомому журналисту (разумеется, по большому секрету!) новость. У миллионер N в этом заведении давно уже живет родная мать. Безусловно, под другой фамилией. Конечно, об этом никто не знает. Но доподлинно известно, что господин N эту выставку посетит и картину родной мамы купит.
Вот он – долгожданный эксклюзив! Дальше организуют «утечку» информации. Народищу набежит огромное количество. Журналист по пятам будет ходить за миллионером, следить за каждым его взглядом, пытаясь угадать, какую картину тот купит. А он непременно купит, потому что это входит в его пиар-кампанию. Купил! И все, кто был в зале, тоже хоть что-то, но купили. Акция удалась. Все довольны: миллионер – незапланированным вниманием прессы, журналист - статьей, а дом престарелых – средствами на ремонт.
Пиар нужен не только частным лицам, но и государствам. Попробуйте сами себе ответить на несколько вопросов. Какими вы представляете себе такие страны, как Афганистан и Пакистан? Что вы думаете об Америке и Германии? Как вы относитесь к Японии и Китаю? Напишу предполагаемые ответы. В первых двух странах по улицам бегают вооруженные душманы и стреляют во все, что движется. Эти страны – потенциальные враги нашей страны и всего мира. Америка населена чванливыми болванами, которые не понимают, чем живет весь оставшийся мир, и всем диктует свои правила. Германия – это и так понятно, недобитые фашисты, которые спят и видят, как вернуть 1941 год. Япония населена мастерами на всякие выдумки и известными камикадзе. Китай – это всеобщая фабрика разных некачественных товаров.
Откуда в нашей голове этот бред в виде готовых штампов? Это результат работы пиар-кампаний, проводимых не одно десятилетие. О России тоже с нескрываемым удовольствием повторяют множество баек – от медведей, бродящих по улицам, до водки, которую стаканами поглощают все и даже грудные младенцы.
Про Узбекистан одна американская дама как-то меня спросила: «Это там, где Афганистан и Казахстан?» Увидев мое удивление, смутилась и попыталась исправить положение. Спросила, а есть в Ташкенте телевизоры. Добавила – уже. Город – столица государства, число жителей – свыше 5 миллионов человек, архитектура, памятники старины, суперсовременные здания, и вопрос о том, есть ли у нас УЖЕ телевизоры?! Вот он – результат вбивания в головы штампов, изготовленных релайтерами. Все вы там, на своих диких Родинах, отсталые и темные до безобразия! И нечего вам, необразованным, лезть на утонченный Запад! Водила ее по Ташкенту, слушала охи и ахи, удивление тем, что многие говорят, как минимум, на двух языках. И три, и четыре иностранных языка в арсенале обычного студента лицея сегодня тоже мало кого удивляет. Вообще-то в этом месте положено ехидно смеяться, но почему-то не хочется.
Релайтеры, или пиарщики, вовсе не выдумка 20 века. Сильные мира сего всегда были озабочены своим имиджем. Бесплатные обеды по праздникам входили в арсенал пиар-методов многих правителей древности. В русских летописях есть упоминание о глашатаях, которых тогда называли «бирючами». Выходили они на торговую площадь и громогласно объявляли волю царя-батюшки. В конце не забывали воздать благодетелю хвалу за справедливость. Народ соглашался и принимал это как должное. Вот вам и посеянная в народ вера в справедливость царя. А если что не так, если кто-то творит беззаконие, то он и виновен, а царь нет, он же добрый и справедливый. Это все его окружение виновато, на него и обрушит народ свой гнев.
Со временем старые приемы и методы шлифовались, придумывались новые. И сегодня профессия эта уважаема и востребована. Кстати, прекрасно оплачивается. А дань уважения релайтерам общество выразило тем, что объявило 28 июля Днем релайтера.