icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
Работа, карьера, бизнес

Кто такой релайтер и чем он занимается?

  • 1481
  • 7

Кто такой релайтер и чем он занимается?

Е
Ежедневно виденная и привычно удивляющая картинка на TV. Один известный всей стране (миру) человек обвиняет другого известного всей стране (миру) человека в каком-нибудь смертном грехе. Диапазон широкий: от актера до президента. Свежий пример - Тимоти обвиняет Билана в употреблении наркотиков. Улики налицо – кадры видео. Благородный гнев тоже присутствует. Журналисты наперебой задают вопросы, вспышки фотокамер освещают эту благородную кампанию.

Реакция обывателя (читайте: человека, не вхожего в эти круги) предсказуема – негодование в адрес виновного и одобрение в адрес обвинителя. А как же иначе?! Охамели вконец, ничего не стесняются! На каких примерах воспитываются наши дети?! На всех каналах телевидения идут ток-шоу, высказываются все – и бабушки у подъездов, и тинейджеры, и работяги, кладущие асфальт. Шумиха поднята изрядная!

Увидев нечто похожее, знайте: это работа релайтера. Возможно, и не одного, а целой команды. Кому-то из главных действующих лиц понадобилось повысить интерес к своей персоне. Как вариант: интерес понадобился обоим. Получилось! Браво пиарщикам, состряпавшим это театрально – телевизионное действо!

Релайтер – это и есть тот специалист, по сценарию которого прошла сия акция. Public Relations – от первых букв этих слов и произошло это знаменитое теперь на весь мир слово «пиар». Очень, скажу я вам, нужная профессия! Обозначает всего лишь – связь с общественностью, но имеет неограниченные возможности. И, по праву, считается одной из самых креативных профессий. Методы ведения пиар-войн зависят от морально- нравственных качеств заказчика и исполнителей. А в принципе девиз «Все дозволено» давно уже написан на флагах всех пиар-агентств мира.

Как только кому-то требуется испортить репутацию, релайтеры тут же включаются в работу. Желтая и не очень пресса печатает компромат. Иногда настолько невероятный, что любой читатель понимает – нагло лгут. Но дело сделано, зерно сомнения брошено в благодатную почву. Теперь нужно полить, чтобы проросло. Чем? Следующей дозой невероятных фактов. У Ротару выросли рога. Пугачева развелась с Галкиным. Президент тайно женился, и в новом браке у него уже трое малышей. Жириновский выбран премьер-министром Новороссии.

Продолжать? Я думаю, достаточно. Иногда пиар бывает неприглядно грязным, за что его не зря называют «черным». Есть и другой вариант – кипельно-белый. Так из бандита, заработавшего в 90-е миллионы на наркотиках и продаже девушек, лепят образ легального бизнесмена, будущего депутата и благодетеля. И дому престарелых он помогает, и сирот не забывает, и со старушками чаек пьет, и ветерану квартиру у местного начальства выбивает. Со слезами на глазах 9 мая возлагает цветы. На митинге, прижав руку к сердцу, поет гимн. И демонстративно ездит на автомобиле, изготовленном родным автопромом. Настоящий патриот, не правда ли? Результат предсказуем: пройдут выборы, и истинное лицо проявится почти мгновенно.

Настоящая удача для релайтера – получить компромат. Если его нет, то компромат можно изготовить и самим, состряпав его от начала до конца или немного подправив имеющийся. Нужно только вовремя его обнародовать и не задержаться с реакцией. И ничего, что в компромате нет ни слова правды, главное – посеять сомнение в чистоте помыслов и действий противника. В прессе появится фраза «на фото человек, похожий…» Потом будет опровержение, причем, зачастую оно абсолютно достоверное – настоящее алиби. Да, кто же его читать будет?! Это тоже пиар-акция, только проведенная в обратную сторону.

Релайтеры ввели даже свою классификацию пиар-акций. Они бывают негативными, о них вы только что читали. А бывают и позитивными – это про того бывшего бандита, а нынче депутата. Они делятся на рутинные, то есть представляют собой повседневные мероприятия, направленные на поддержку престижа; и антикризисные. Их проводят в «аварийной» ситуации, когда нужно срочно принимать меры для «очистки» имиджа.

Идет вброс информации. Сенсация, всем нужна сенсация! А если ее еще и неплохо оплатят? Для вашей выставки-продажи картин, написанных бабушками из дома престарелых, нужна реклама? Конечно, нужна, иначе ничего не продать, а зданию требуется ремонт. Релайтер подкинет знакомому журналисту (разумеется, по большому секрету!) новость. У миллионер N в этом заведении давно уже живет родная мать. Безусловно, под другой фамилией. Конечно, об этом никто не знает. Но доподлинно известно, что господин N эту выставку посетит и картину родной мамы купит.

Вот он – долгожданный эксклюзив! Дальше организуют «утечку» информации. Народищу набежит огромное количество. Журналист по пятам будет ходить за миллионером, следить за каждым его взглядом, пытаясь угадать, какую картину тот купит. А он непременно купит, потому что это входит в его пиар-кампанию. Купил! И все, кто был в зале, тоже хоть что-то, но купили. Акция удалась. Все довольны: миллионер – незапланированным вниманием прессы, журналист - статьей, а дом престарелых – средствами на ремонт.

Пиар нужен не только частным лицам, но и государствам. Попробуйте сами себе ответить на несколько вопросов. Какими вы представляете себе такие страны, как Афганистан и Пакистан? Что вы думаете об Америке и Германии? Как вы относитесь к Японии и Китаю? Напишу предполагаемые ответы. В первых двух странах по улицам бегают вооруженные душманы и стреляют во все, что движется. Эти страны – потенциальные враги нашей страны и всего мира. Америка населена чванливыми болванами, которые не понимают, чем живет весь оставшийся мир, и всем диктует свои правила. Германия – это и так понятно, недобитые фашисты, которые спят и видят, как вернуть 1941 год. Япония населена мастерами на всякие выдумки и известными камикадзе. Китай – это всеобщая фабрика разных некачественных товаров.

Откуда в нашей голове этот бред в виде готовых штампов? Это результат работы пиар-кампаний, проводимых не одно десятилетие. О России тоже с нескрываемым удовольствием повторяют множество баек – от медведей, бродящих по улицам, до водки, которую стаканами поглощают все и даже грудные младенцы.

Про Узбекистан одна американская дама как-то меня спросила: «Это там, где Афганистан и Казахстан?» Увидев мое удивление, смутилась и попыталась исправить положение. Спросила, а есть в Ташкенте телевизоры. Добавила – уже. Город – столица государства, число жителей – свыше 5 миллионов человек, архитектура, памятники старины, суперсовременные здания, и вопрос о том, есть ли у нас УЖЕ телевизоры?! Вот он – результат вбивания в головы штампов, изготовленных релайтерами. Все вы там, на своих диких Родинах, отсталые и темные до безобразия! И нечего вам, необразованным, лезть на утонченный Запад! Водила ее по Ташкенту, слушала охи и ахи, удивление тем, что многие говорят, как минимум, на двух языках. И три, и четыре иностранных языка в арсенале обычного студента лицея сегодня тоже мало кого удивляет. Вообще-то в этом месте положено ехидно смеяться, но почему-то не хочется.

Релайтеры, или пиарщики, вовсе не выдумка 20 века. Сильные мира сего всегда были озабочены своим имиджем. Бесплатные обеды по праздникам входили в арсенал пиар-методов многих правителей древности. В русских летописях есть упоминание о глашатаях, которых тогда называли «бирючами». Выходили они на торговую площадь и громогласно объявляли волю царя-батюшки. В конце не забывали воздать благодетелю хвалу за справедливость. Народ соглашался и принимал это как должное. Вот вам и посеянная в народ вера в справедливость царя. А если что не так, если кто-то творит беззаконие, то он и виновен, а царь нет, он же добрый и справедливый. Это все его окружение виновато, на него и обрушит народ свой гнев.

Со временем старые приемы и методы шлифовались, придумывались новые. И сегодня профессия эта уважаема и востребована. Кстати, прекрасно оплачивается. А дань уважения релайтерам общество выразило тем, что объявило 28 июля Днем релайтера.

mas
Марк Блау

Пиар бывает не только черный, но также серый и белый. Об этом в статье сказано. А еще бывает пиар не человека, а бренда. Иногда, впрочем, это совпадает. Бренд "Жириновский" тому примером.

top
Halida Rojkova

А забавный бренд получился! Живенький, истеричный рупор "правды".

spe
Юлия Дворникова

Ну. надо же! Знала про пиар, но не знала "милого имени". Хотя навязывание штампов не удивляет, стоит лишь рекламу посмотреть на "уже-телевизоре". Классная статья!+++

top
Halida Rojkova

"Не смотрите телевизор - целее будет психика!" - утверждают психологи.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+