Поиск кандидата на ключевую фигуру в бизнесе процедура довольно длительная. Во-первых, это должен быть специалист, имеющий соответствующее образование и опыт работы не менее трех лет. Желательно, наряду с экономическим образованием, иметь диплом МБА (от англ. master of business administration) - магистр экономического управления. Такой дополнительный диплом можно получить в самых престижных ВУЗах экономической направленности. В таких как Российский экономический университет им Плеханова или Московская Международная Школа Бизнеса «Мирбис». Во-вторых, учредители сознают, что личные симпатии и родственные связи не заменят профессионализма. В-третьих, только в деле можно проверить кандидата на эту должность. Поэтому многие кандидаты не проходят испытательного срока (обычно 6 мес.) и уже через 3 месяца покидают компанию.
Некоторые компании прибегают к услугам рекрутинговых агентств, которые имеют разработанную методику оценки деловых качеств предлагаемого кандидата. Они гарантируют его замену, в случаях, когда не сложились взаимоотношения учредителей и предложенной агентством кандидатуры коммерческого директора. В российском бизнесе очень много слабо структурированных компаний, поэтому функции коммерческого директора берет на себя либо генеральный директор, либо агент по продажам. В западном бизнесе и крупных российских компаниях должность коммерческого директора и его функционал четко прописаны в структуре бизнес-процесса.
Каковы базовые требования к этой должности? Что он должен уметь:
- разработать план продвижения товаров на рынке, постоянно курировать это направление;
- работать в тесной связке с учредителями или гендиректором при составлении бюджета компании;
- формировать и жестко контролировать все каналы (дистрибуции) - распределения товаров до конечного потребителя;
- совместно директором службы персонала принимать участие в создании системы материального поощрения сотрудников;
- непосредственно контролировать отдел продаж, рекомендовать сотрудников для этого отдела;
- принимать участие в разработке ценовой политики и системы скидок;
- лично вести самые трудные переговоры с клиентами и подписывать договоры;
- принимать участие в разработке рекламной кампании, брэндинга, программ продвижения;
- знание иностранного языка необходимо, если компания постоянно работает с внешними партнерами или ориентирована на внешний рынок.
При рассмотрении вопроса о приеме на работу, немаловажную, если не решающую, роль играют личные качества. Это не означает, что в период испытания надо угождать всем, от кого зависит трудоустройство, подобно одному из персонажей пьесы Н. Островского «Доходное место». Прежде всего, для коммерческого директора как руководителя, требуется коммуникабельность и умение управлять персоналом. Важно продемонстрировать свой стиль управления и делегирование полномочий. В каждой крупной компании уже сложились свои традиции и культура. Соискателю этой ответственной должности необходимо предложить свой тип личности, соответствующий сложившейся в компании корпоративной культуре.
Главный коммерсант компании получает за свою работу одно из самых высоких денежных вознаграждений от 5 до 20 тысяч долларов в зависимости от объёма работы и её эффективности. Кроме этого коммерческий директор получает весь, предусмотренный законом социальный пакет и медстраховку. Некоторые компании предлагают служебный автомобиль (или выплачивают компенсацию за использование личного транспорта), оплачивают трафик его мобильной связи, другие льготы.
Должность коммерческого директора очень ответственна потому, что от эффективности его работы зависит не только успешное развитие компании, но и материальное благополучие каждого её работника.