Даже копирайтер, когда пишет свои статьи, должен оплачивать электроэнергию, которую «пожирает» его компьютер, да и самому компьютеру время от времени требуется то новая видеокарта, то новая клавиатура. Что же говорить о вещах более материальных – скажем, если вязальщица возьмет с клиента за свитер те же полторы тысячи рублей, что она заплатила за пряжу, какой смысл вязать на заказ? А если пряжа подорожает, объем работы и затраченных усилий ведь останется прежним – почему же прибыль должна становиться меньше? Значит, повышение затрат на пряжу нужно компенсировать повышением цены свитера…
Так вот, те расходы, которые несет производитель в процессе производства, и называются себестоимостью. Она составляет основу цены любого товара, растет себестоимость – неизбежно будет расти и цена (а вот обратная зависимость не обязательна: ведь снижение себестоимости при сохранении прежней цены означает рост прибыли – кто же от этого откажется!). Доля себестоимости в розничной цене различных товаров может различаться. Возьмем в качестве примера некоторые продукты питания: для пшеничного хлеба это немногим более 73%, для говядины – 70%, для мяса птицы – 77,3%, для сливочного масла – 87,9% (как видим, не стоит особо возмущаться по поводу розничных цен на продукты: больше половины того, что мы платим – это то, что потрачено на производство).
Себестоимость включает в себя многое. Самое очевидное – это, конечно, сырье, материалы. Станки или иную технику, используемую в производстве, надо и приобретать, и содержать – эти расходы тоже входят в себестоимость, а также энергия, которую надо оплачивать. Не забудем о заработной плате сотрудников, которая состоит из основного оклада и различных надбавок. Предприятие производит отчисления во внебюджентные фонды – например, в пенсионный, в фонд социального страхования. Сбыт продукции тоже связан с определенными расходами, а помещения предприятия надо время от времени ремонтировать, закупая штукатурку, ламинат и прочие материалы – все это объединяется понятием «общепроизводственные расходы» и тоже входит в себестоимость. Наконец, в нее включаются расходы на командировки, на содержание управленческого аппарата предприятия.
Какая бывает себестоимость? Ее можно классифицировать по различным признакам. Например, существует цеховая себестоимость, рассчитываемая для отдельного цеха. Но если мы просто сложим цеховую себестоимость всех цехов, мы еще не сможем получить себестоимость в целом по предприятию – как мы уже говорили, есть и многое другое, так что придется учесть еще и общезаводские расходы, и вот тогда мы получим то, что называется производственной себестоимостью. Но даже она не будет отражать полной картины – ведь помимо расходов на производство есть еще и расходы на сбыт. Учитывая их наряду с производственной себестоимостью, мы получим себестоимость коммерческую, именуемую также полной.
Кроме того, себестоимость подразделяется на индивидуальную (т.е. для конкретного предприятия) и среднеотраслевую. Наконец, различают плановую и отчетную себестоимость, последняя по-другому называется фактической. Тут все понятно: что планировали – и что получилось… отчетная себестоимость может оказаться выше плановой, а может и ниже.