Главная ошибка, которую можно при этом совершить – ставить вопрос таким образом: «Куда поступать?» При таком подходе работа как таковая сразу отходит на второй план, а учебное заведение воспринимается как некое продолжение школы: учёба без определённой цели и скажем прямо – без ответственности… немало доводилось видеть таких «великовозрастных детей», без толку просиживающих на студенческой скамье (и, между прочим, попусту растрачивающих государственные деньги) – да и зачем им учиться, они же не собираются работать по специальности, которую приобретают… потому, что изначально ставили вопрос не «кем работать?», а «где учиться?» – разумеется, там, куда легче поступить, а что будет потом… потом и подумают. А ведь второе образование сейчас платное, так что у большинства выпускников второй попытки не будет...
Итак, сразу говорим не «Поступлю на юридический факультет» или «Поступлю в медицинский институт» – а «Буду работать адвокатом», «Буду работать врачом».
Какой же должна быть ваша будущая работа? Конечно же, интересной и высокооплачиваемой! И желательно, чтобы не особенно тяжёлой… помнится, одна ученица заявила: «Вот если бы можно было лежать на диване и за это получать деньги – мне бы это подошло»… но такого не получится в любом случае. И на какой работе не получится сразу получить высокую зарплату – начинать везде придётся «снизу», так что это не самый лучший критерий.
Не следует ставить вопрос и о «самых востребованных профессиях»: рынок труда находится в постоянном движении, те профессии, которые востребованы сейчас, совсем не обязательно будут таковыми через 5 лет (когда вы закончите учёбу) – напротив, вероятнее всего не будут… потому что сейчас слишком многие поступают в вузы на эти специальности, и через пять лет молодых специалистов будет ощутимо больше, чем вакансий (не так давно именно это произошло с юристами и экономистами).
Ещё одна опасность при выборе профессии – это, как ни странно, хорошие учителя. Вот попался такой учитель, скажем, физики – и так увлёк своей наукой, что только на 3-м курсе физмата молодой человек осознал, что ему там не место.
Так на что же всё-таки ориентироваться?
Как это ни банально звучит – «Что я могу?» В первую очередь – именно это, а не «Что я хочу?» Интересная работа – это, конечно, хорошо, но интересной работы на всех не хватает, так что думать надо – что прокормит… а прокормить может любая работа – хороший повар может зарабатывать больше плохого юриста. Так что, прежде всего, спросим себя: что я могу делать качественно?
А что делал до сих пор? Вы уже умеете шить, или делать табуретки, или готовить – так, чтобы одежду можно было носить, на табуретке сидеть, а приготовленное блюдо – есть, не боясь отравиться? Вы чувствуете себя естественно, занимаясь этим? Возможно, стоит подумать о том, чтобы стать соответственно портнихой, плотником или поваром… И неважно, что родители настаивают на вузе – словосочетание «высшее образование» до сих пор оказывает на многих гипнотизирующее воздействие, но реального преимущества не даёт: многие выпускники вузов моют полы в супермаркетах – в то время как люди, получившие рабочие профессии, благополучно работают по специальности и зарабатывают больше иных специалистов с высшим образованием (правильно это или нет – другой вопрос, но такова реальность на сегодняшний день).
Если же вы не осознаёте пока склонности к определённой деятельности, то не помешает ознакомиться с классификацией профессий.
Типы:
1.Человек-человек.
2.Человек-техника.
3.Человек-знаковая система (работа с текстами, чертежами, расчётами и т.п.: переводчик, бухгалтер, библиотекарь, чертёжник, etc)
4.Человек-природа (ветеринар, зоотехник, агроном и т.п.)
5.Человек-художественный образ.
Классы:
1.Алгоритмические профессии: стандартное решение проблем, работа по заданному образцу, выполнение решений руководителей.
2.Эвристические профессии: анализ, исследование, планирование деятельности (своей и других людей), проектирование и разработка новых образцов.
Где ваше «место» в этой классификации – помогут определить специальные тесты профориентации (их несложно найти в Интернете), а правильно их истолковать поможет специалист-психолог в порядке индивидуальной консультации.