icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
–абота, карьера, бизнес

ƒирижЄры, кто такие, чем занимаютс€, какую работу выполн€ют?

  • 1285
  • 1

ƒирижЄры, кто такие, чем занимаютс€, какую работу выполн€ют?

ќ
ќднажды ученые решили определить, представители каких профессий трат€т больше калорий во врем€ работы. Ќа первом месте, что совсем не удивительно, оказались шахтеры. ј вот почетное второе место досталосьЕ дирижерам! Ќа первый взгл€д это может показатьс€ странным: что за работа Ц стой себе за пультом и маши руками! Ќо, разумеетс€, такое мнение о работе дирижера может сложитьс€ только у человека, очень далекого от музыки.

ƒл€ чего вообще нужен дирижер? ѕредставьте себе большой оркестр или не менее большой хор.  аждый оркестрант или хорист Ц человек, личность, музыкант, он по-своему слышат произведение, чувствует, даже дышит в своем ритме Ц а оркестр или хор должен звучать как один большой музыкальный инструмент. ¬от дл€ этого и нужна вол€ дирижера, который объединит оркестр или хор своей Ђжелезной рукойї!

Ѕыли времена, когда музыканты обходились без дирижера Ц в —редние века количество музыкантов в ансамбл€х не превышало трех человек, в этом случае дирижер действительно не нужен (небольшие ансамбли играют без дирижера и сейчас). ѕервыми дирижерами обзавелись церковные хоры Ц правда, поначалу дирижер играл рольЕ нот. ќн показывал особыми ручными знаками Ц невмами Ц напарвление и характер движени€ мелодии. —овременные руководители церковных хоров (их называют регентами) так уже не делают, но их манера дирижировани€ и сейчас отличаетс€ от манеры светских дирижеров.

¬опрос об объедин€ющем начале встал в Ќовое врем€, когда стали по€вл€тьс€ оркестры. ѕервоначально роль руководител€ сводилась к отбиванию ритма специальной палкой Ц батутой.  стати, из-за нее безвременно скончалс€ известный французский композитор ∆.Ѕ.Ћюлли: случайно попал по ноге, рана воспалилась, началось заражение кровиЕ Ќо батута была нехороша не только опасностью Ђпроизводственных травмї: ее стук портил музыкуЕ ѕотому-то уже тогда родилс€ другой способ руководства оркестром: капельмейстер одновременно играл на скрипке и управл€л исполнением, кива€ головой (так сейчас бывает в камерных оркестрах).

ƒирижер в современном понимании Ц человек, который не играет, а только управл€ет исполнением Ц по€вилс€ в начале XIX века. ƒирижеры в то врем€ нередко сворачивали ноты в трубочку Ц не только потому, что их надо было куда-то девать, но и потому, что такое Ђпродолжение рукиї помогало конкретизировать один из элементов дирижировани€ Ц точку. ¬ 1812 году австрийский композитор и дирижер ».ћозель сделал следующий шаг Ц заменил нотный рулон специальным орудием, небольшой дерев€нной палочкой. “ак родилась дирижерска€ палочка, которой до сих пор пользуютс€ оркестровые дирижеры, а вот хоровики обход€тс€ без нее Ц им важнее не столько конкретизировать точку, сколько посто€нно Ђдержать в рукахї хоровой звук.

 огда-то дирижер сто€л лицом к публике Ц что было не слишком-то удобно. ѕервым решительный шаг сделал ‘.ћендельсон-Ѕартольди Ц повернулс€ лицом к оркестру. Ќе сразу коллеги прин€ли это Ц кое-кому это показалось неуважением к слушател€м Ц но в конце-то концов, жесты дирижера обращены к музыкантам, и постепенно к такой практике перешли все.

—обственно, вот так рождалось дирижирование в том виде, в каком мы знаем его сейчас. „то за человек современный дирижер, что он должен знать и уметь?

ѕрактически всеЕ студентов-хоровиков (будущих хоровых дирижеров) о каждом произведении, над которым они работают, заставл€ют писать т.н. аннотацию, в которой нужно отразить практически все о произведении Ц начина€ биографией автора текста и конча€ приемами репетиционной работы.   сожалению, на студенты народного отделени€ такую Ђсуровую школуї не проходили, а сейчас их и вообще перестали учить дирижированию Ц этому начинают учитьс€ только в аспирантуре (о да, это была одна из тех Ђковровых бомбардировокї, которые у нас по недоразумению именуют реформами образовани€!).

Ќо вернемс€ к нашим баранамЕ т.е. к нашим дирижерамЕ ¬прочем, когда впервые встаешь к оркестру, вполне может возникнуть стойкое впечатление, что перед тобой именно бараны Ц и именно ты должен сделать их этого стада ќркестр.  ак донести до них свой исполнительский замысел?

Ќа репетиции дирижер может использовать словесные указани€ Ц так что ораторские навыки и образна€ речь об€зательны. ќбразность у некоторых дирижеров пр€мо-таки зашкаливает. “ак,  . ондрашин рассказывал об одном коллеге, который выражалс€ примерно так: Ђјльты, откройте здесь форточку! “ромбоны, выплесните ведро воды!ї Ќо главное средство воздействи€ на оркестрантов (а на концерте Ц единственное) Ц это мануальна€ техника, проще говор€ Ц движени€ рук.

ƒирижерский жесть состоит из двух составл€ющих: во-первых, ауфтакт Ц предвар€ющее движение, сопоставимое с дыханием в пении, он Ђпредупреждаетї, как нужно вступить, во-вторых Ц точка, собственно дол€. Ќо было бы ошибкой считать, что задача дирижера Ц только отсчет ритма. ќн показывает практически все: динамику (громкость), штрихи, характер звукоизвлечени€, развитие мелодической линииЕ словом, задача дирижера Ц сделать из нотного текста ћузыку. ј дл€ этого он должен заранее услышать внутренним слухом, что должно прозвучать Ц хороший дирижер умеет Ђслышатьї даже не проигрыва€ партитуру на фортепиано, а только вид€ нотный текст. », конечно, дирижер умеет сам писать партитуры Ц делать переложение с одного состава на другой (например, с симфонического оркестра на народный, или даже Ђрасцвечиватьї оркестровыми красками фортепианную фактуру).

ѕрежде всего, дирижер Ц это музыкант, только инструмент у него особый Ц оркестр или хор (а бывает, что и то, и другое одновременно). »грать на таком Ђинструментеї, состо€щем из живых людей, конечно, нелегко Ц люди ведь имеют свойство сопротивл€тьс€, поэтому дирижер об€зан быть еще и организатором, и харизматичной личностью, только тогда соблюдаетс€ свод правил, известный любому оркестранту: Ђп.1. ƒирижер всегда прав. п.2. ≈сли дирижер неправ, см. п.1ї ƒа, дирижер Ц диктатор по определению, демократи€ возможна где угодно Ц только не в оркестре, где музыканты подчин€ютс€ своему маэстро буквально по мановению руки. » только тогда сборище музыкантов или певцов превращаетс€ в единый организм. ¬ этом Ђчудесном превращенииї и состоит работа дирижера.


pro
“амара ћеркулова

ќчень интересна€ стать€ про фигуру, которую многие видели, но в чем его функци€ не знают. », к тому же, стесн€ютс€ спросить.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+