icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
—емен ÷ыгановский
–абота, карьера, бизнес

„то такое SMART-цели?

  • 611
  • 6

„то такое SMART-цели?

¬
¬ конце 1950-х Ц начале 1960-х годов было модно призывать молодежь мечтать. ƒаже песенка така€ комсомольска€ была: Ђћечтать! Ќадо мечтать дет€м орлиного племениї ѕредполагалось, что мечты у комсомольцев должны быть правильными. «апустить ракету на Ћуну. ѕостроить очередную электростанцию на очередной сибирской реке. ѕроложить еще одну железнодорожную магистраль из пункта ј в пункт “. (“огда как раз построили железную дорогу от јбакана до “айшета. » начальна€, и конечна€ точка новой железной дороги в недалеком прошлом славились, как места гиблые, лагерные.) ¬ крайнем случае, можно было распахать целину, бессмысленно и беспощадно.

ѕоскольку по законам тогдашней идеологии ни одно дело не должно было происходить без благословени€ классиков марксизма-ленинизма, партийные начетчики отыскали соответствующее предложение у Ћенина. ¬ работе Ђ„то делать?ї (1902) он так и писал: ЂЌадо мечтать!ї ѕравда, животвор€щие эти слова были сказаны по другому поводу. Ќо главное, что сказаны они были.

»льич намечтал много Ц до сих пор разбираемс€. Ќо, честно говор€, кроме голимого целеуказани€ (мечтать! Ц и все) более конкретных советов вождь не дал. ѕришлось дожидатьс€ лет 50, пока прагматичные американцы не разработали способы определени€ целей и постановки задач в управлении проектами и в менеджменте. ѕервым это сделал ѕитер ƒрукер в 1954 году.

 стати, организаци€ революции и руководство страной, уцелевшей после этого безобрази€ Ц типичные задачи из области управлени€ большими проектами. » не всегда работа революционера сложнее работы руководител€ большой международной корпорации. Ќу, да в революцию довольно часто идут вс€кого рода дилетанты: недоучившиес€ юристы, романтичные врачи, молодые люди пубертатного возраста, бандиты средней рукиЕ

Ќо предоставим их пока себе и займемс€ наукой управлени€ большими проектами и тем, как правильно ставить цели развити€ больших производственных систем, чтобы успешно управл€ть этим развитием.

ƒл€ начала определим, что такое цель. Ёто такое состо€ние проекта, которого следует достигнуть в результате определенного объема выполненных работ. Ќапример, построение коммунизма в отдельно вз€том государстве или даже во всемирном масштабе Ц вполне достойна€ задача подобного класса.

–уководителю проекта следует ставить такие цели, чтобы они:

а) Ѕыли достижимы

б) ћогли быть достигнуты с тем результатом, который необходим.

ƒл€ этого постановка задач должна удовлетвор€ть п€ти критери€м. Ёти критерии легко запомнить, потому что их названи€ на английском €зыке образуют слово SMART, то есть Ђумныйї. ѕоэтому, иногда говор€т, что цели должны быть умными.

»так, чтобы поставленна€ цель была Ђумнойї, она должна удовлетвор€ть следующим критери€м:

1. Ѕыть конкретной (Specific)

2. Ѕыть измеримой (Measurable)

3. Ѕыть достижимой (Achievable)

4. Ѕыть реалистичной (Realistiс)

5. Ѕыть соотносимой с конкретным сроком (Timed).

¬ качестве упражнени€ читатель может попытатьс€ правильно поставить три цели:

1. ѕолучить высшее образование

2. ∆енитьс€ или выйти замуж

3. ѕостроить коммунизм на территории своего региона.

ј дл€ того, чтобы у него это получилось, рассмотрим каждый из п€ти выше обозначенных критериев и определим более конкретно, что они подразумевают на практике.

 онкретность цели предполагает четкое описание результата. “акое описание происходит в виде пошагового уточнени€ конечной цели. ѕроцесс уточнени€ может производитьс€ на производственных совещани€х, в ходе обсуждени€ со специалистами и экспертами, наконец, в ходе математического или логического моделировани€.

Ќапример, формулируем задачу получени€ высшего образовани€ в первом приближении: получить диплом о высшем образовании в области управлени€ бизнесом.

ƒалее следует определитьс€ с тем, в каком учебном заведении это лучше сделать: в столице или в провинции, платное или бесплатное обучение выбрать, обдумать, на какие вакансии можно будет претендовать, закончив учебное заведение, через какое врем€ окуп€тс€ вложени€ в образование. »сходить при этом следует из того, какие текущие средства и возможности имеютс€ в насто€щий момент.

— кем обсуждать этот вопрос?  онечно, в первую очередь, с родными и близкими. ¬ результате такого обсуждени€ и неизбежных споров выработаетс€ определенна€ непротиворечива€ позици€. ¬от она-то и будет окончательной формулировкой задачи. ¬полне конкретной формулировкой.

¬ чем еще польза всестороннего обсуждени€? ¬ ходе него и ¬ы, и те, кто будут ¬ам помогать в достижении поставленной цели, выработаете одинаковое представление об этой цели.

¬ идеале следует стремитьс€ к максимальной конкретности. “о есть, к тому, чтобы как можно меньше оставалось пон€тий, Ђи так пон€тныхї, понимаемых по умолчанию. Ћюба€ недоговоренность повышает риск разногласий между исполнител€ми на последующих этапах.

ќбразцом конкретности при постановке задачи €вл€ютс€ армейские приказы. ”чащихс€ военных училищ этому специально учат на зан€ти€х по тактике.

»змеримость цели €вл€етс€ как бы продолжением требовани€ конкретности. »змеримость включает в себ€ наличие критериев, позвол€ющих точно определить степень достижени€ поставленной цели. ≈сли продолжать рассматривать задачу получени€ высшего образовани€, измеримость этой цели достигаетс€ целой серией экзаменов, оценивающих знани€ и умени€ студента, в результате каковых, студент получает (или не получает) диплом специалиста. ¬ качестве критериев, обозначающих достижение поставленной цели, могут также использоватьс€ проценты или соотношени€, различные усредненные показатели, наконец, внешние стандарты (“ак, в —оветском —оюзе, помнитс€, пытались достичь уровн€ лучших мировых стандартов). ¬ том, что выбор правильных показателей при постановке целей Ц вещь чрезвычайно важное свидетельствует тот исторический факт, что дл€ периода так называемого Ђзасто€ї в ———–, была характерна неразбериха с показател€ми производственной и общественной жизни. ѕоказатели эти мен€лись от одного партийного съезда до другого, а бывало, и чаще.

ƒостижимость цели подразумевает наличие ресурсов дл€ достижени€ этой цели, как внутренних, так и внешних. ≈сли ресурсов нет, следует изыскать возможности эти ресурсы приобрести. ¬нутренние ресурсы, так называемый человеческий фактор, тоже следует учитывать. Ќа основании этого рассчитываютс€ нормативы расходовани€ средств на разных этапах и продумываютс€ возможности получени€ дополнительных возможностей дл€ выполнени€ проекта в том случае, если средств все же оказываетс€ недостаточно.

 аков критерий достижимости цели, например, в случае получени€ высшего образовани€? „еловек, вз€вшийс€ за это нелегкое дело, знает, какими средствами он располагает дл€ этого и в общем-то знает свои силы. ƒл€ получени€ диплома он должен истратить некоторое количество денег, а также выполнить определенное количество работ. «на€, какими средствами располагаешь, можно распланировать их расход. ¬ том числе, и расход собственных сил. —тудент прикидывает, какие из экзаменов дадутс€ ему с большим напр€жением, а какие он сдаст легко, словно бы играючи.

–еалистичность цели €вл€етс€ следующим критерием постановки SMART-целей. Ётот критерий предполагает, что цель достижима в принципе. ”словие реалистичности совсем не противоречит выдвижению амбициозных целей.  азалось бы невозможного чаще всего можно достигнуть посредством достижени€ нескольких последовательных целей, кажда€ из которых должна быть реалистичной. «десь возникает вопрос согласовани€ этих целей. ќни должны следовать одна из другой и не противоречить друг другу.

Ќаконец, одним из критерием правильно поставленной цели €вл€етс€ ее прив€зка к определенному времени.  онкретна€ цель характеризуетс€ конкретными сроками. Ѕез сроков конкретна€ цель не существует. —роки достижени€ цели должны быть поставлены четко и с четкими допусками. Ќапример, в задаче отыскани€ супруга временные сроки очень важны. Ќельз€ откладывать эту цель на длительную перспективу. ѕрекрасного рыцар€ на гордом коне (а может быть, гордого рыцар€ на прекрасном коне) можно не дождатьс€. Ќе дождались же в ———– построени€ коммунизма. ѕришлось удовлетворитьс€ олимпийскими играми.

ћетодика постановки SMART-целей не €вл€етс€ единственной в науке управлени€ большими проектами. ≈сть и другие методы. ќднако, постановка SMART-целей Ц наиболее проста€, но эффективна€ методика целеполагани€, вполне применима€ дл€ решени€ задач и в нашей Ђмаленькойї, но такой реальной жизни.


spe
¬ладислав „ерных

"ƒл€ получени€ диплома он должен истратить некоторое количество денег, а также выполнить определенное количество работ" - это у буржуев об€зательно, а у нас дл€ получени€ диплома порой только "количества денег" достаточно )))

top
Halida Rojkova

»нтересно, как все SMART-цели, предложенные американцем, похожи на цели и задачи из эзотерики! ќни что, списывают друг у друга? )))

pro
“амара ћеркулова

ƒовольно сложный вопрос —емен изложил просто и пон€тно. ƒаже с попыткой введени€ интересных примеров.

mas
ћарк Ѕлау

ќсобенно относительно построени€ коммунизма в одном отдельно вз€том регионе.  ак показывает пример —ев. ореи, это возможно. Ќо голодно.

mas
ћарк Ѕлау

’алида! “ак построение новой религии, как показал 20-й век - очень выгодное предпри€тие.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+