icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Семен Цыгановский
Работа, карьера, бизнес

Что такое SMART-цели?

  • 922
  • 6

Что такое SMART-цели?

В
В конце 1950-х – начале 1960-х годов было модно призывать молодежь мечтать. Даже песенка такая комсомольская была: «Мечтать! Надо мечтать детям орлиного племени» Предполагалось, что мечты у комсомольцев должны быть правильными. Запустить ракету на Луну. Построить очередную электростанцию на очередной сибирской реке. Проложить еще одну железнодорожную магистраль из пункта А в пункт Т. (Тогда как раз построили железную дорогу от Абакана до Тайшета. И начальная, и конечная точка новой железной дороги в недалеком прошлом славились, как места гиблые, лагерные.) В крайнем случае, можно было распахать целину, бессмысленно и беспощадно.

Поскольку по законам тогдашней идеологии ни одно дело не должно было происходить без благословения классиков марксизма-ленинизма, партийные начетчики отыскали соответствующее предложение у Ленина. В работе «Что делать?» (1902) он так и писал: «Надо мечтать!» Правда, животворящие эти слова были сказаны по другому поводу. Но главное, что сказаны они были.

Ильич намечтал много – до сих пор разбираемся. Но, честно говоря, кроме голимого целеуказания (мечтать! – и все) более конкретных советов вождь не дал. Пришлось дожидаться лет 50, пока прагматичные американцы не разработали способы определения целей и постановки задач в управлении проектами и в менеджменте. Первым это сделал Питер Друкер в 1954 году.

Кстати, организация революции и руководство страной, уцелевшей после этого безобразия – типичные задачи из области управления большими проектами. И не всегда работа революционера сложнее работы руководителя большой международной корпорации. Ну, да в революцию довольно часто идут всякого рода дилетанты: недоучившиеся юристы, романтичные врачи, молодые люди пубертатного возраста, бандиты средней руки…

Но предоставим их пока себе и займемся наукой управления большими проектами и тем, как правильно ставить цели развития больших производственных систем, чтобы успешно управлять этим развитием.

Для начала определим, что такое цель. Это такое состояние проекта, которого следует достигнуть в результате определенного объема выполненных работ. Например, построение коммунизма в отдельно взятом государстве или даже во всемирном масштабе – вполне достойная задача подобного класса.

Руководителю проекта следует ставить такие цели, чтобы они:

а) Были достижимы

б) Могли быть достигнуты с тем результатом, который необходим.

Для этого постановка задач должна удовлетворять пяти критериям. Эти критерии легко запомнить, потому что их названия на английском языке образуют слово SMART, то есть «умный». Поэтому, иногда говорят, что цели должны быть умными.

Итак, чтобы поставленная цель была «умной», она должна удовлетворять следующим критериям:

1. Быть конкретной (Specific)

2. Быть измеримой (Measurable)

3. Быть достижимой (Achievable)

4. Быть реалистичной (Realistiс)

5. Быть соотносимой с конкретным сроком (Timed).

В качестве упражнения читатель может попытаться правильно поставить три цели:

1. Получить высшее образование

2. Жениться или выйти замуж

3. Построить коммунизм на территории своего региона.

А для того, чтобы у него это получилось, рассмотрим каждый из пяти выше обозначенных критериев и определим более конкретно, что они подразумевают на практике.

Конкретность цели предполагает четкое описание результата. Такое описание происходит в виде пошагового уточнения конечной цели. Процесс уточнения может производиться на производственных совещаниях, в ходе обсуждения со специалистами и экспертами, наконец, в ходе математического или логического моделирования.

Например, формулируем задачу получения высшего образования в первом приближении: получить диплом о высшем образовании в области управления бизнесом.

Далее следует определиться с тем, в каком учебном заведении это лучше сделать: в столице или в провинции, платное или бесплатное обучение выбрать, обдумать, на какие вакансии можно будет претендовать, закончив учебное заведение, через какое время окупятся вложения в образование. Исходить при этом следует из того, какие текущие средства и возможности имеются в настоящий момент.

С кем обсуждать этот вопрос? Конечно, в первую очередь, с родными и близкими. В результате такого обсуждения и неизбежных споров выработается определенная непротиворечивая позиция. Вот она-то и будет окончательной формулировкой задачи. Вполне конкретной формулировкой.

В чем еще польза всестороннего обсуждения? В ходе него и Вы, и те, кто будут Вам помогать в достижении поставленной цели, выработаете одинаковое представление об этой цели.

В идеале следует стремиться к максимальной конкретности. То есть, к тому, чтобы как можно меньше оставалось понятий, «и так понятных», понимаемых по умолчанию. Любая недоговоренность повышает риск разногласий между исполнителями на последующих этапах.

Образцом конкретности при постановке задачи являются армейские приказы. Учащихся военных училищ этому специально учат на занятиях по тактике.

Измеримость цели является как бы продолжением требования конкретности. Измеримость включает в себя наличие критериев, позволяющих точно определить степень достижения поставленной цели. Если продолжать рассматривать задачу получения высшего образования, измеримость этой цели достигается целой серией экзаменов, оценивающих знания и умения студента, в результате каковых, студент получает (или не получает) диплом специалиста. В качестве критериев, обозначающих достижение поставленной цели, могут также использоваться проценты или соотношения, различные усредненные показатели, наконец, внешние стандарты (Так, в Советском Союзе, помнится, пытались достичь уровня лучших мировых стандартов). В том, что выбор правильных показателей при постановке целей – вещь чрезвычайно важное свидетельствует тот исторический факт, что для периода так называемого «застоя» в СССР, была характерна неразбериха с показателями производственной и общественной жизни. Показатели эти менялись от одного партийного съезда до другого, а бывало, и чаще.

Достижимость цели подразумевает наличие ресурсов для достижения этой цели, как внутренних, так и внешних. Если ресурсов нет, следует изыскать возможности эти ресурсы приобрести. Внутренние ресурсы, так называемый человеческий фактор, тоже следует учитывать. На основании этого рассчитываются нормативы расходования средств на разных этапах и продумываются возможности получения дополнительных возможностей для выполнения проекта в том случае, если средств все же оказывается недостаточно.

Каков критерий достижимости цели, например, в случае получения высшего образования? Человек, взявшийся за это нелегкое дело, знает, какими средствами он располагает для этого и в общем-то знает свои силы. Для получения диплома он должен истратить некоторое количество денег, а также выполнить определенное количество работ. Зная, какими средствами располагаешь, можно распланировать их расход. В том числе, и расход собственных сил. Студент прикидывает, какие из экзаменов дадутся ему с большим напряжением, а какие он сдаст легко, словно бы играючи.

Реалистичность цели является следующим критерием постановки SMART-целей. Этот критерий предполагает, что цель достижима в принципе. Условие реалистичности совсем не противоречит выдвижению амбициозных целей. Казалось бы невозможного чаще всего можно достигнуть посредством достижения нескольких последовательных целей, каждая из которых должна быть реалистичной. Здесь возникает вопрос согласования этих целей. Они должны следовать одна из другой и не противоречить друг другу.

Наконец, одним из критерием правильно поставленной цели является ее привязка к определенному времени. Конкретная цель характеризуется конкретными сроками. Без сроков конкретная цель не существует. Сроки достижения цели должны быть поставлены четко и с четкими допусками. Например, в задаче отыскания супруга временные сроки очень важны. Нельзя откладывать эту цель на длительную перспективу. Прекрасного рыцаря на гордом коне (а может быть, гордого рыцаря на прекрасном коне) можно не дождаться. Не дождались же в СССР построения коммунизма. Пришлось удовлетвориться олимпийскими играми.

Методика постановки SMART-целей не является единственной в науке управления большими проектами. Есть и другие методы. Однако, постановка SMART-целей – наиболее простая, но эффективная методика целеполагания, вполне применимая для решения задач и в нашей «маленькой», но такой реальной жизни.

spe
Владислав Черных

"Для получения диплома он должен истратить некоторое количество денег, а также выполнить определенное количество работ" - это у буржуев обязательно, а у нас для получения диплома порой только "количества денег" достаточно )))

top
Halida Rojkova

Интересно, как все SMART-цели, предложенные американцем, похожи на цели и задачи из эзотерики! Они что, списывают друг у друга? )))

pro
Тамара Меркулова

Довольно сложный вопрос Семен изложил просто и понятно. Даже с попыткой введения интересных примеров.

mas
Марк Блау

Особенно относительно построения коммунизма в одном отдельно взятом регионе. Как показывает пример Сев.Кореи, это возможно. Но голодно.

mas
Марк Блау

Халида! Так построение новой религии, как показал 20-й век - очень выгодное предприятие.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+