Деловой этикет – уже более узкое понятие. Это уникальные требования к ведению дел. В каждой стране есть собственные нормы, которые необходимо знать каждому предпринимателю, ведущему бизнес с иностранными партнерами. Рассмотрим некоторых из них.
Деловой этикет в Японии всегда предполагает пунктуальность и вежливость. Японец всегда придет на деловую встречу заранее и будет крайне недоволен даже минутным опозданием оппонента. Но, кстати, разговоры о делах в вечернее время вполне нормальны.
Очень ревностно эти товарищи относятся к визиткам. Раздают их с удовольствием и принимают тоже. Этот ответный жест обязателен, иначе японец будет огорчен. Нельзя пробежать по визитной карточке глазами, нужно обязательно внимательно изучить визитку.
Огромную роль в этом зарубежном обществе имеет социальное положение. Любое непопадание в «принятую картину мира» грозит непониманием со стороны японцев. Люди могут взаимодействовать лишь в том случае, если занимают равное положение в обществе. Иначе разговора не получится.
В Англии же, в отличие от Японии, вне рабочего времени говорить о делах не следует – признак дурного тона. Самое подходящее время – после обеда. Когда у англичан принято пить чай. За ним-то и решается большинство важных вопросов.
Это, пожалуй, одна из самых требовательных стран в области правил этикета. Особенно за столом. Класть руки на стол – противозаконно, они должны болтаться где-то в области ног. И не дай Бог положить приборы рядом с тарелкой, они обычно размещены на ней, подставками и салфетками для приборов там не пользуются. Простые публичные комплименты считаются ужасной бестактностью. Даже столь безобидный про красивое платье или туфли. Изучать все эти британские законы этикета можно бесконечно долго.
Что же касается бизнеса, так и здесь правил не меньше, чем застольных. Англичанину нельзя отказывать в ланче. Опаздывать на него тоже нежелательно. Первоначально следует расположить партнеров к собственной персоне, а только после приступать к обсуждению дел. Начинать лучше с разговоров о погоде или спорте.
Со старыми партнерами лучше поддерживать связь. Поздравлять с личными и государственными праздниками и даже дарить подарки. Обычно это небольшие сувениры типа календарей, ручек, зажигалок, блокнотов. Иные подарки будут расценены англичанином с огромным недоверием, причем не только к определенной личности, а всей компании.
Китайцы – ребята сложные и дотошные. Чтобы принять решение, им требуется очень много времени. Поэтому прежде чем отправится к ним с визитом, следует направить свое предложение за месяц, а лучше за 1,5 до поездки. Тут существует некая градация, согласно которой при приветствии сначала пожимают руку более высокостоящему лицу. Подарки дарить лучше после проведенной сделки и не определенному человеку, а всей организации в целом.
Американцы искренне уверены в своем совершенстве. Полагают, что знают все о ведении бизнеса в других странах и предпочитают, чтобы дела велись по-американски. Это люди с определенным пониманием того, что каждый американец – личность и любое действо против нее карается законом. Они помешаны на своей свободе. Их хлебом не корми, дай посудиться за свои права. Поэтому тут нужно аккуратно и тактично находить подход к тому или иному американскому партнеру.
Тут можно вспомнить и надежных немцев, и расчетливых французов, и чопорных итальянцев. Остальные страны также заслуживают внимания. Но эфирное время стоит денег, поэтому подробнее о нормах и правилах поведения в каждой конкретной стране по запросу. Шутка. Информация о деловом этикете есть в массе книг и на интернет-порталах. Там кроме сухих данных, можно наткнуться еще и на личные эмоциональные впечатления предпринимателей.