Аутсорсинг зачастую ставят в один ряд с внешним, или антикризисным, управлением, когда ключевой пост занимает назначенный вышестоящей инстанцией руководитель для выведения организации из упадка. Не стоит путать его также с более знакомым и популярным методом привлечения единоразовых услуг. В рассматриваемом способе администрирования речь идет о передаче ряда полномочий в ведение внештатных исполнителей на основании долгосрочного договора. Удаленное управление определенными процессами или функциями имеет ряд серьезных преимуществ. Так, привлечение внешнего трудового или интеллектуального ресурса само по себе является свежей струей в общей картине бизнеса. Кроме того, появляется возможность значительного сокращения штатных единиц и, соответственно, затрат на содержание персонала, рабочих мест, на оплату труда, на социальные и налоговые выплаты. Как результат, у руководства компании расширяется поле деятельности, появляется больше финансовых и стратегических возможностей для продвижения своей продукции или услуг.
Как сказано выше, практика аутсорсинга достаточно популярна в деловом мире, тем не менее, нигде еще, включая зарубежные страны, нет единого стандарта перехода на подобную систему. В каждом случае особенности взаимодействия отрабатываются в зависимости от потребностей приглашающей компании и аусорсинговой фирмы, а также от тех форм деятельности, которые планируется передать в удаленное управление. Следует иметь в виду, что система включает в себя и определенные риски: ведь зачастую доверитель передает в чужие руки не только производственные функции, но и финансовые процессы – бухгалтерию, планирование. Гарантией надежности в таких случаях может быть лишь то обстоятельство, что настоящее и будущее аутсорсера целиком зависит от его безупречной репутации. Даже при отсутствии единых стандартов деловые взаимоотношения аутсорсинговой компании с компанией заказчика регламентируются до мелочей, начиная от сроков исполнения возложенных функций до получения оговоренного экономического эффекта. При этом заказчик ни в коей мере не отвечает за конечный результат, поскольку ответственность возложена исключительно на удаленного администратора. При невыполнении условий контракта заказчик имеет право отказаться от услуг данного исполнителя и передать обозначенные функции другой компании. Такие жесткие рамки обязывают аутсорсеров относиться к своим обязанностям особенно ответственно.
Какие сферы и функции могут быть переданы в удаленное управление? Любые, начиная с бухгалтерского учета и юридического отдела до вопросов содержания и уборки помещений. Практика показывает, что чаще всего объектами передачи становятся бухгалтерская сфера, работа с персоналом, маркетинговая и рекламная деятельность, логистика. Как и все новое, метод аутсорсинга встречает резкое неприятие у многих руководителей. Мотивы отказа вполне логичны: нежелание рисковать и немалая стоимость услуг аутсорсеров. Однако при детальном изучении становятся очевидными и преимущества такого сотрудничества. Содержание своего персонала со всеми вытекающими из этого затратами (зарплата, налоги, рабочие места, помещения, мебель, компьютеры, Интернет и т. д.) чаще всего на порядок дороже оплаты привлеченного трудового ресурса. Что касается вопросов доверия при передаче важных функций в руки сторонних администраторов, то здесь на стороне заказчика стоят два основополагающих момента: большая конкуренция на рынке аутсорсинговых услуг и закон. Без высокого профессионализма и высокой порядочности в данном бизнесе не продержится ни одна компания.
Безусловно, в мире бизнеса, не только большого, так и малого, никто не застрахован от ряда проблем с проверяющими органами, в частности с налоговыми службами. И потому, прежде чем перейти на эту форму управления, руководитель обязан детально изучить все «за» и «против». И не только для собственной безопасности, но и для грамотного общения с теми же налоговыми органами. К слову, дробление производственных функций, выведение трудового ресурса за штат и другие моменты могут вызвать вопросы по поводу уклонения от уплаты налогов. В российской деловой практике уже есть ряд примеров, когда владелец бизнеса с помощью ФАС вынужден был доказывать, что, например, выведение за пределы бизнеса некоторых непрофильных структур было тактическим ходом для оптимизации производства, и т. д. Лишь при грамотном использовании аутсорсинга эта прогрессивная форма работы станет значительной подмогой в развитии бизнеса и выведения его из кризисной ситуации.