Библиотекари – люди весьма примечательные во многих отношениях. Начнем с того, что профессия эта достаточно древняя – ей около четырех тысяч лет. Не всегда книги имели привычный нам вид – когда-то они были папирусными свитками, глиняными табличками – но всегда были люди, отвечавшие за их сохранность и способные в любой момент по первому требованию предоставить нужную.
Довольно долго обязанности библиотекаря сводились к хранению книг (иногда – к переписыванию). Так было в цивилизациях Древнего мира, в средневековых монастырях. Переломным моментом можно считать 1672 год, когда французский медик, который одновременно был библиотекарем, издал книгу под названием «Совет, как составлять библиотеку». В этой книге содержались рекомендации, как организовать и систематизировать книжный фонд – словом, о том, что сейчас составляет основу библиотечного дела. Почему встал такой вопрос? Да потому, что именно в ту эпоху рождалось то, что мы сейчас в первую очередь вспоминаем, слыша слово «библиотека» – общедоступные библиотеки. До этого собрания книг были достоянием монастырей, а также людей, которые могли позволить себе такую роскошь – но уже с 1643 года библиотека, принадлежащая небезызвестному Мазарини, дважды в неделю открывалась для «широкой публики».
Со временем библиотечное дело усложнилось, обязанностей у библиотекарей стало больше. Они давно уже не сводятся к хранению книг… хотя и это тоже важно: бумага – материал нежный, для его сохранения нужно создавать условия…а ведь есть и такие библиотеки, где хранятся средневековые книги, написанные на пергаменте, их тем более берегут как зеницу ока!
Что еще должен уметь и делать библиотекарь? Систематизировать и расставлять книги, пополнять фонд, составлять каталоги и библиографические справочники и ориентироваться в них. Существует немало анекдотов и баек о библиотекарях, которые ставят то А.Блока в раздел немецкой литературы, то «Утопию» Т.Мора в раздел литературы Латинской Америки (исходя из указания «перевод с латинского») – но все это смело можно отнести к разряду мифов: о книгах и литературе библиотекари знают практически все… и, конечно, библиотекарь должен уметь работать с людьми. Попробуйте-ка угадать, что хочет читатель, который просит «что-нибудь про космос» – Стивена Хокинга или «Туманность Андромеды»? А что творят школьные библиотекари, чтоб хоть ненадолго оторвать современных детей и подростков от компьютерных игр и напомнить им, что существуют книги – тут и литературно-музыкальные вечера, и встречи с современными писателями, и литературные викторины… Да и в библиотеках для взрослых обязательны если не мероприятия, то хотя бы тематические книжные выставки – то к празднику, то к юбилею писателя, то еще к какому-нибудь значимому событию.
Так было много лет. Сейчас многим кажется, что профессия библиотекаря умирает, как и библиотеки вообще – их изрядно потеснил Интернет. Все же такой взгляд кажется преувеличенным. Начнем с того, что библиотеки сейчас стали другими – в них наряду с книгами появились аудио и видеозаписи, материалы в электронном виде. Современные библиотекари умеют составлять по электронному каталогу подборки литературы по любой теме, будь то психология восприятия музыки или история гончарного ремесла. Не забудем и о той непримиримой борьбе, которая ведется на просторах Интернета за каждое «незаконно прочитанное» слово – а в библиотеках книги по-прежнему выдаются бесплатно… И, конечно, никакой визит в Интернет не заменит задушевной беседы с умнейшими людьми – библиотекарями, и остается только пожалеть, что с возрастом у нас практически не остается на это времени.