icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Дмитрий Неткачев
Работа, карьера, бизнес

Кто такой доцент

  • 32252
  • 20

Кто такой доцент

С
Согласно Уставу Высшей Школы доцент – это ученое звание, которое присваивается преподавателям высших учебных заведений при нескольких условиях:

• наличие ученой степени кандидата или доктора наук;

• наличие опыта преподавания в вузе более года;

• наличие научно-педагогического стажа не менее пяти лет;

• написание не менее одной научной статьи после защиты диссертации на присвоение ученой степени кандидата или доктора наук;

• написание методического указания по одной из дисциплин, читаемых на кафедре, где в дальнейшем и предполагается последующая работа преподавателя.

Представленный перечень является обязательным. Высшая аттестационная комиссия также предусматривает присвоение ученого звания доцента и специалистам с высшим образованием, имеющим большой производственный стаж на производстве, привлекаемым к педагогической работе в вузе, но реальных примеров таких доцентов в моем окружении не было.

На самом деле мечта стать доцентом имеется у молодых ассистентов, приходящих на кафедру после окончания института или после завершения обучения в аспирантуре. Доцент имеет довольно много прав, при определенных условиях он может быть избран на должность заведующего кафедрой, стать деканом факультета, начать руководство научной работой аспирантов. Считается, что доцент – это промежуточная ступень для достижения заветной должности профессора, а в перспективе и академика.

Не все так просто, как кажется в начале научной деятельности. Очень важен выбор темы для последующего научного исследования и написания диссертации. Еще более важным является выбор научного руководителя. Его место и статус в вузе во многом определяет перспективы защиты диссертации. Реальные примеры из жизни доказывают, что вызывающий характер определенного научного руководителя отрицательно действует на реальность защиты кандидатской диссертации. Руководитель-добряк, пусть даже с меньшими научными амбициями дает дорогу своим соискателям гораздо легче. К сожалению, добряки редко представляют пионерские направления развития науки и техники, они используют довольно известные направления, где сложно подготовить оригинальную научную работу.

Хороший доцент читает до 150 часов лекций по определенным дисциплинам в течение года. Он также проводит лабораторные и практические занятия, руководит курсовыми и дипломными проектами. Одной из обязанностей доцента является кураторская деятельность в одной из студенческих групп, а также регулярные дежурства в общежитии студентов. За это ежегодно предоставляется оплачиваемый отпуск в 48 рабочих дней. Заработная плата профессорско-преподавательского состава, наконец, стала понемногу расти, но престиж резко упал в начале девяностых годов прошлого века.

Перспективный доцент еще ведет и настоящую научно-исследовательскую работу, постоянно пишет статьи в сборники научных трудов вузов и тематические журналы. Сегодня легко публиковать свои работы не только на территории своего государства, их можно послать в зарубежные журналы. В этом случае набирается приличный список опубликованных научных работ не только в России, но и за рубежом. Зарубежные публикации ценятся значительно лучше, к тому же за них выплачивают гонорар в иностранной валюте, которую можно иметь как в банках России, так и зарубежных банках.

Во многих вузах существует проблема хорошего лектора. Не все доценты обладают приемлемыми лекторскими способностями. Некоторые не могут читать лекции без конспекта, такое явное несоответствие не приветствуется. Лекторы, способные вести лекции без шпаргалок, в современных вузах стали представлять определенную редкость. Если же попадается лектор, способный вести не только обычные лекции, а читать их так, чтобы выкладывать не только материал по программе, а в виде проблемы, то он приобретает определенное количество завистников, а иногда и недоброжелателей.

С чувством величайшей благодарности вспоминаю доцентов, которые обучали меня в начале семидесятых годов. Большинство из них были настоящими преподавателями, которые могли увлечь в своих лекциях. Это были замечательные люди, умевшие преподнести свои знания так, что они остались в памяти основательно.

Доцент – это высокообразованный человек, имеющий реальные универсальные знания не только в своей дисциплине, но и в сопутствующих направлениях науки и техники. Довольно часто – это человек, с которым интересно беседовать и обмениваться мнениями.

deb
Светлана Шибунская

Дмитрий! Великолепно! По академически чётко и основательно. Не сомневаюсь, что у Вас имеются и высокая образованность и лекторские способности, иначе бы мы не зачитывались Вашими статьями! +.

deb
Алена Коршунова

Недалеко я еще ушла со студенческой скамьи....такое веяние институтом.... Дмитрий, спасибо за статью +

deb
Елена Хламова

Дмитрий, всё же как сложно быть доцентом. Мой +
"Ещё более является определиться..."-Дмитрий, что это такое, поправьте. Пятый абзац сверху.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+