icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
≈да и кулинари€

„астое употребление пшеницы или риса вли€ет на менталитет?

  • 724
  • 2

„астое употребление пшеницы или риса вли€ет на менталитет?

«
Ђ«апад есть «апад, ¬осток есть ¬осток, и вместе им не сойтисьї, Ц эти строки английского поэта –. иплинга могут показатьс€ излишне категоричными, но дол€ истины в них определенно есть. –азличие между «ападом с его логикой и действенностью с одной стороны и ¬остоком с его интуицией и созерцательностью было очевидно всегда. » дело тут даже не в уровне жизни Ц в японии, например, он не ниже, чем в странах «апада, но образ мысли там восточный. Ќапример, €понец Ц в отличие от американца Ц никогда не скажет Ђя банковский служащийї или Ђя журналистї, он скажет Ц Ђя работаю в таком-то банкеї или ЂЕв такой-то газетеї, причем так ответит любой сотрудник, будь то главный редактор или шофер, который развозит газеты из типографии по киоскам.

„ем же вызваны такие глубокие различи€ Ц может, разными традици€ми питани€? ‘ормула Ђчеловек есть то, что он естї, применима не только к обмену веществ, к тому же, пищу нужно еще добыть, и способы ее добычи могут воспитывать определенные человеческие качества. ¬озьмем, например, менталитет кочевника-скотовода и менталитет земледельца, держащегос€ за свою пашню Ц между ним пропасть! ƒа и земледелец земледельцу рознь, ведь разные культурные растени€ и выращивают по-разномуЕ не в том ли коренитс€ различие между «ападом и ¬остоком, что дл€ ≈вропы доминирующей культурой оказалась пшеница, а дл€ јзии Ц рис?

ќтветить на этот вопрос было призвано совместное исследование американских ученых из университетов ¬ирджинии и ћичигана и их китайских коллег из университетов √уаньчжоу и ѕекина. ѕроводилось исследование в  итае Ц вопреки распространенному заблуждению, в этой стране выращивают не только рис, это характерно дл€ южной части  ита€, а вот на севере доминирует пшеница. ¬месте с тем, и на юге, и на севере живут китайцы, так что других национальных различий, который пришлось бы отграничивать от вли€ни€ земледельческой культуры, не будет.

¬озделывание риса от возделывани€ пшеницы отличаетс€, прежде всего, тем, что вырастить его намного труднее. ћожно привести рекомендацию из китайской книги XVII века: если в хоз€йстве не хватает рабочих рук, лучше выращивать пшеницу, а с рисом вообще не св€зыватьс€. Ѕезусловно, развитие техники некоторым образом нивелировало эти различи€, но ведь индустриальна€ эпоха Ц это пока лишь ничтожна€ часть человеческой истории, а национальные характер формировалс€ задолго до нее, веками.

¬ доиндустриальные эпохи рабочий день земледельца, имеющего дело с рисом, вдвое (!) превышал продолжительность рабочего дн€ у тех, кто культивировал пшеницу. ќсобенно это заметно в периоды посадки риса Ц эти периоды сравнительно коротки, а сделать нужно очень много. „ем т€желее работа, тем большее значение приобретают совместные усили€.   тому же, рис растет в воде, следовательно, его возделывание требовало строительства и обслуживани€ весьма сложных ирригационных систем Ц отдельно вз€та€ кресть€нска€ семь€, даже больша€, не справилась бы с такой задачей при всем желании, тут требовались совместные усили€ кресть€нской общины, в то врем€ как европейскому кресть€нину, а впоследствии Ц фермеру ирригаци€ была особо и не нужна, хватало дождей.

“аким образом, способ ведени€ хоз€йства, св€занный с выращиванием риса, располагал к развитию коллективизма, а пшеницы Ц индивидуализма (следует подчеркнуть, что решающую роль тут играет именно выращивание того или иного растени€, а не употребление его в пищу). „то лучше, а что хуже? “рудно сказатьЕ в упом€нутом исследовании, например, было установлено, что в Ђпшеничныхї регионах  ита€ регистрируетс€ больше патентов, чем в Ђрисовыхї (это пон€тно Ц там большее значение придаетс€ личным достижени€м), но там и семьи распадаютс€ чаще: человек, воспитанный в традиции индивидуализма, меньше ценит других людей Ц в том числе и самых близких...

ј что же –осси€? ” нас ведь рис никогда не был доминирующей культурой, тем не менее, наш менталитет ближе к восточному, чем к западномуЕ “ут сыграл роль наш климат Ц более суровый, чем в «ападной ≈вропе. ¬ зоне рискованного земледели€ совместные усили€ и взаимна€ поддержка членов кресть€нской общины тоже оказывалась одной из главных гарантий выживани€, какие бы растени€ ни выращивали кресть€не.


spe
“ать€на Ѕезмакова

÷елое исследование вли€ни€ выращивани€ той или иной культуры непосредственно на общность населени€.Ѕраво

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+