icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Растения

Почему верба стала одним из символов Пасхи?

  • 2405
  • 1

Почему верба стала одним из символов Пасхи?

П
Прежде всего, следует уточнить – верба стала символом не столько Пасхи а таковой, а предшествующего ей праздника, который так и называется – Вербное воскресение (точнее, Вербным оно стало уже у нас – в России).

Праздник этот принадлежит пасхальному циклу – то есть дата его меняется от года году, будучи «привязанной» к Пасхе: это последнее воскресение перед Пасхой. Сразу после него наступит суровая Страстная седмица – время, когда мы вспоминаем предательство Иуды и последующие страдания и смерть Спасителя… а для каждого христианина лично – это время особенно строгого поста, когда обязательно нужно совершить маленький подвиг исповеди (зачастую люди, которые не исповедуются в течение всего года, именно в это время всё-таки «переламывают себя»).

И вот, перед наступлением такого страшного времени мы вдруг устраиваем праздник – даже ослабляем ради этого пост (в Вербное воскресение дозволяется есть рыбу) – создаётся такое впечатление, будто христиане не верят, что весь этот кошмар мог произойти…

Да, было время, когда в это не верил никто – даже апостолы, не верили настолько, что уже начали делить места у трона будущего Царя Иудейского. Как могли эти люди, бросившие всё, чтобы последовать за Спасителям (кто из нас сегодня способен на такую веру?) пропустить мимо ушей Его пророчества о грядущих страданиях – остаётся только догадываться… но беда человека в том, что он всегда верит собственным глазам больше, чем словам Бога. Глаза же видели, а Спаситель триумфально вступил в Иерусалим под восторженные крики толпы (и другое название этого праздника – Вход Господень в Иерусалим)…

Хотел ли Христос такого триумфа? Вряд ли. Он и въехал-то верхом на осле – в то время осёл был обычным транспортным средством для мирного жителя – в отличие от коня, приличествующего воину, так что въехать в город на коне в то время – примерно а сейчас въехать на танке. Спаситель «на танке» не въезжал – и менее всего в этот момент чувствовал себя триумфатором: Он-то знал, чему надлежит произойти через считанные дни, что Он – не тот, кого ждут эти люди.

Да, люди ждали не Его… Он был – Мессия Страдающий, а толпа, собравшаяся у ворот Иерусалима, ждала Мессию царствующего – Мессию, который избавит еврейский народ от римского гнёта, накормит голодных и вообще – решит все проблемы… не правда ли, что-то знакомое? Ведь многие из нас, допустив в свою жизнь Бога, встречают Его именно так: Господи, реши мои проблемы (не случайно многие люди впервые начинают молится именно в критический момент – когда, как говорится, «жизнь к стенке прижмёт»). А когда выясняется, что Венчание не обеспечило семейного счастья без усилий со стороны супругов, что Крещение не сделало «автоматически» ребёнка здоровым без усилий родителей, что вообще ничего не делается по мановению волшебной палочки – мы уже готовы кричать «Распни Его!» Человек не понимает – или не хочет понимать – что даже для Сына Божьего путь к торжеству всегда лежит через труд и страдания.

Не понимали этого и жители Иерусалима, они были уверены: вот, все страдания закончились, теперь всё будет хорошо без усилий с их стороны – и восторженно встречали «Царя Иудейского», как и положено встречать царя, завоевателя, победителя – размахивая пальмовыми ветвями.

Как мог воспринимать это действо сам Христос? Вообще-то, Он таких публичных прославлений не любил (однажды даже поспешил уйти от восторженной толпы по воде) – Он-то знал, чего стоит земная слава! – и напрашивается вопрос: почему он против этого не возражал? Почему на раздражённое требование фарисеев: «Вели своим ученикам замолчать!» – возразил: «Если они умолкнут, то камни возопиют…»? Да потому, что в чём-то жители Иерусалима были правы: Мессия Царствующий тоже будет! Не сразу, не сейчас – чтобы увидеть Второе Пришествие, которое раз и навсегда положит конец злу и страданиям на Земле, надо и Сыну Божьему пострадать, и всем, кто пойдёт за ним, потрудиться… чтобы не забывать об этом, христиане перед Пасхой берут на себя труд Великого поста – но это скорбное время потому и можно выдержать, потому что мы знаем: за ним последует Светлый праздник! И за тысячелетиями зла и страданий последует пришествие торжествующего Спасителя – отдалённым прообразом которого стал торжественное вступление Спасителя в Иерусалим. Потому-то христиане всех последующих веков присоединялись к тем людям, возглашая в этот день в храмах: «Осанна в вышних и мы Тебе вопием, Благословен Грядый во Имя Господне!», и приносили в храм пальмовые ветви, символизирующие грядущую победу Спасителя над смертью, над злом, потому другим названием праздника Входа Господня в Иерусалим стало Пальмовое воскресение.

Разумеется, не могла не перенять эту традицию и Русская православная церковь – да только где же в холодной России найдёшь пальмовые ветви? Из заморских стран возить – дорогое удовольствие получится… Вот и была найдена замена пальме в лице местного растения – вербы, которая весной (когда справляют этот праздник) первой среди всех деревьев «пробуждается» от зимнего сна, тоже как бы знаменую собой весеннюю радость, которая ещё не пришла толком – но обязательно придёт! Потому-то мы в этот день приносим в храм веточки вербы…

Есть у вербы и ещё одна примечательная особенность: её кора содержит обеззараживающие вещества, и потому вода, в которую вы поставите веточку вербы, долго не будет портиться – при желании в этом тоже можно увидеть символ вечного торжества Жизни над Смертью.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+