icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
¬ладислав „ерных
“овары и услуги

„то такое системные фотокамеры и какие они бывают?

  • 1541
  • 3

„то такое системные фотокамеры и какие они бывают?

Ќ
Ќаверн€ка многим из читателей приходилось бывать на различных шоу, концертах, гала-представлени€х и прочих массовых меропри€ти€х, осв€щЄнных вниманием различного рода журналистов. —реди них вам наверн€ка запомнились люди, увешанные монструозными фотоприбамбасами, размером и формами напоминающими футуристические ручные пушки из компьютерных игр. Ќа первый взгл€д между этими Ђфотогаубицамиї и скромной зеркалкой фотолюбител€, купленной вместе с полупластмассовым объективом, мало общего. Ќо на самом деле они могут быть весьма близки друг другу, поскольку вход€т в одну и ту же систему фотоаппаратуры. “ак что же это такое - фотосистема, и какие аппараты относ€тс€ к системным?

 огда-то много лет назад, в XIX и начале XX века, портативные фотографические аппараты выпускались со встроенными объективами, их конструкци€ не позвол€ла применить другой объектив при необходимости изменить фокусное рассто€ние или увеличить светосилу. ѕо мере роста попул€рности любительской и репортЄрской фотографии это обсто€тельство стало сильно досаждать фотографам. ƒо по€влени€ серийных объективов с переменным фокусным рассто€нием (zoom Цобъективов) было ещЄ далеко, и производители фотоаппаратов нашли другой способ облегчить работу фотографа.

¬ 1930-м году известна€ немецка€ фирма Leica Camera, выпускавша€ очень попул€рные малоформатные камеры, первой приступила к производству аппарата Leica Standart, который позвол€л использовать сменные объективы с разным фокусным рассто€нием. —ам принцип использовани€ сменного объектива был, конечно, не нов, большинство павильонных камер тоже предполагали замену оптики, но дл€ лЄгкого малоформатного фотоаппарата это был прорыв в будущее. “еперь репортЄру не нужно было таскать с собой несколько разных камер, достаточно было иметь один корпус (body, Ђтушкаї в просторечии) и пару-тройку сменных объективов.

¬месте со сменной оптикой фотографам понадобились и сменные видоискатели к каждому объективу, следом по€вились приставные дальномеры и экспонометры, сопр€жЄнные вспышкиЕ ¬ 1936-м году фирма ЂExaktaї выпустила зеркальный фотоаппарат с возможностью смены объективов, к нему потребовались отдельные шахты и фокусировочные экраны, потом и пентапризмы дл€ съЄмки с уровн€ глаз. ‘отоаппараты стали обрастать набором принадлежностей, совместимых внутри изделий Ђсвоейї фирмы, образовались различные фотосистемы.

ядром системы €вл€етс€ сама системна€ камера Ц та коробочка, на которую крепитс€ шильдик с названием фирмы.   ней могут быть присоединены многочисленные объективы. Ќа заре развити€ этих камер объективы просто вкручивались в Ђтушкуї по резьбе, как большие болты. ѕостепенно резьба уступила место так называемому байонету, или штыковому замку. ” большинства современных крупных фирм-производителей тип байонета свой, рассчитанный только на свою же оптику. ‘ирмы попроще заимствуют конструктив креплени€ у Ђграндовї, особой попул€рностью к концу ’’ века в мире пользовалс€ тип байонета Ђ ї от фирмы Pentax.

 роме объективов, в систему вход€т различные вспышки, конвертеры, мотор-руко€тки дл€ плЄночных камер, цифровые сменные задники дл€ камер среднего формата, наглазники, батарейные блоки и ещЄ много-много чего. ¬семирную известность обрели Ђсемействаї аппаратов производства фирм Nikon, Canon, Pentax, Minolta, Olympus (так называема€ Ђбольша€ п€тЄркаї). «а последние годы их потревожили и начали потихоньку теснить фирмы, традиционно выпускающие электронику Ц Sony, Samsung, Panasonic.

 ак правило, фотограф, Ђподсевшийї на одну фотосистему, редко с неЄ мигрирует. ¬о-первых, всЄ, кроме кофра да штатива, мен€ть придЄтс€, а во-вторых, Ђименитыеї системы мало отличаютс€ друг от друга и практически всегда можно найти нужное оборудование, не прыга€ от NikonТa к PentaxТу и наоборот. Ќекоторые же стандарты подсоединени€ сменных приспособлений €вл€ютс€ унифицированными и дл€ разных производителей.

≈щЄ пару дес€тков лет назад, на пике развити€ плЄночной техники, зеркальные системные камеры были безусловными фаворитами у фотографов. » продвинутые любители, и профи щелкали малоформатными зеркалками, только у одних комплект аппаратуры стоил сотни долларов, а у других Ц дес€тки и сотни тыс€ч. ѕри необходимости же владелец дорогущего Nikon F5 или Canon EOS1 мог поставить на камеру дешевый стобаксовый объектив, а пользователь простенького Ђ‘-п€тидес€тогої - воспользоватьс€ здоровенной Ђдуройї телескопного размера и увеличени€ ценой в автомобиль или же суперфункциональной вспышкой. ¬ том и плюс системностиЕ

ƒл€ студийных фотографов выпускались системные камеры среднего формата дл€ съЄмки на плЄнку Ђрольфильмї шириной 61,5 мм.  адры получались размером 6х6 и 6х4,5 см (иногда и других форматов).   таким фотоаппаратам, помимо оптики, выпускалось большое количество сменных кассет-магазинов, позвол€вших оперативно мен€ть плЄнку. “акже в ассортименте были меха дл€ маросъЄмки, видоискатели и проча€ специфическа€ студийна€ техника. » ныне эти камеры не устаревают, поскольку производители выпускают специальные цифровые адаптеры дл€ них. Ќаиболее попул€рными стали системы камер Hasselblad, Mamiya, Bronica и р€д других.

ƒальномерные же камеры скромно ушли в тень и производились небольшими сери€ми дл€ ценителей классики.   ним выпускалс€ не слишком обильный, но вполне достаточный ассортимент оптики и прочих аксессуаров.  ак правило, эти камеры и оптика были высочайшего качества и соответствующей цены.   наиболее известным дальномерным системам принадлежали издели€ фирм Leica, Contax, Voigtländer.

ѕосле прихода Ђцифрыї в фотографию ситуаци€ постепенно начала мен€тьс€. ѕо€вилась возможность отказатьс€ от сложной оптической системы зеркалок и дальномерок, да и от затвора, как такового. »зображение с матрицы камеры можно было отправл€ть сразу на экран дл€ визировани€ и записывать в пам€ть. ¬прочем, первые системные цифрокамеры сохран€ли такой атрибут плЄночных камер, как зеркальный видоискатель - качество ∆ -экранов дл€ кадрировани€ и просмотра снимка ещЄ было весьма посредственным, изображение зернилось и тормозило, дЄргалось. ѕоэтому оперативность выбора сюжета через оптику была намного выше, чем по экрану.

ќднако прошло несколько лет, и электронное визирование подт€нулось в качестве, заодно дава€ новые преимущества в виде возможности разворота экрана в разные стороны. —тало возможным производить съЄмку, не упира€сь носом в заднюю стенку камеры Ц хоть с выт€нутых рук, хоть из-под левой коленки. √ромоздкие пентапризмы и хлопающие зеркала стали превращатьс€ в рудименты.

¬есьма быстро прогресс в электронике породил новый класс фотоаппаратуры Ц беззеркальные системные камеры. ќни легче и компактнее зеркалок, в них меньше прецизионных механических деталей, дешевле обходитс€ сборка. —менные объективы к ним тоже более дешевы, компактны и не так отт€гивают сумку и кошелЄк. ¬торжение таких камер на рынок началось лет 6-8 назад, за это врем€ они уже успели изр€дно потеснить традиционные зеркалки. ѕравда, пока ещЄ дол€ последних в пользовании выше, это объ€сн€етс€ огромным количеством накопленных системных аксессуаров к старой технике и не столь обильным ассортиментом сменной оптики к новым камерам.

¬прочем, дл€ фотографов Ц любителей наличие двух-трЄх сменных объективов и вспышки уже €вл€етс€ вполне достаточным. ƒа и разнообразие комплектующих новых систем всЄ увеличиваетс€, веро€тно, оккупаци€ беззеркальными камерами профессионального сегмента тоже не за горами. “ем более что некоторые производители новой техники (Sony и Panasonic) предусмотрели возможность взаимозамен€емости оптики своих фотоаппаратов и нового поколени€ видеокамер, дополнительно расшир€€ таким образом систему. —пециалисты-маркетологи уверенно прогнозируют этому типу системной фототехники большое будущее. ∆дЄм-сЕ


mas
≈вгений Ѕагдерин

’ороша€ стать€! ¬се обсто€тельно и со знанием дела! Ќемного бы о ценах и советах мастера: - „то купить? Ќа чем остановитьс€!

deb
≈ва ћосквина

ќчень хороша€ стать€, хочу купить фотоаппарат, но не знаю какой лучше  еннон или Ќикон, ориентируюсь на 6ƒ

spe
¬ладислав „ерных

ЌасчЄт "что купить" - очень сложно, ибо продукци€ ведущих фирм практически не различаетс€ качеством. ≈сли приобретать камеру дл€ семейной хроники и курортных съЄмок - берите то, что глазу пригл€нулось и в руку легло. ÷ены на комплект бюджетного сегмента (тушка и недорогой зум-объектив) - от 400$ и выше, если прикупить системную вспышку, светофильтры, штатив, обойдЄтс€ в 600-700$ минимум. ѕо поводу выбора Ќикон& энон - дело вкуса, на рынке фирмы идут голова к голове, и та, и друга€ делает отличные аппараты.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+