icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Владислав Черных
Товары и услуги

Что такое системные фотокамеры и какие они бывают?

  • 2320
  • 3

Что такое системные фотокамеры и какие они бывают?

Н
Наверняка многим из читателей приходилось бывать на различных шоу, концертах, гала-представлениях и прочих массовых мероприятиях, освящённых вниманием различного рода журналистов. Среди них вам наверняка запомнились люди, увешанные монструозными фотоприбамбасами, размером и формами напоминающими футуристические ручные пушки из компьютерных игр. На первый взгляд между этими «фотогаубицами» и скромной зеркалкой фотолюбителя, купленной вместе с полупластмассовым объективом, мало общего. Но на самом деле они могут быть весьма близки друг другу, поскольку входят в одну и ту же систему фотоаппаратуры. Так что же это такое - фотосистема, и какие аппараты относятся к системным?

Когда-то много лет назад, в XIX и начале XX века, портативные фотографические аппараты выпускались со встроенными объективами, их конструкция не позволяла применить другой объектив при необходимости изменить фокусное расстояние или увеличить светосилу. По мере роста популярности любительской и репортёрской фотографии это обстоятельство стало сильно досаждать фотографам. До появления серийных объективов с переменным фокусным расстоянием (zoom –объективов) было ещё далеко, и производители фотоаппаратов нашли другой способ облегчить работу фотографа.

В 1930-м году известная немецкая фирма Leica Camera, выпускавшая очень популярные малоформатные камеры, первой приступила к производству аппарата Leica Standart, который позволял использовать сменные объективы с разным фокусным расстоянием. Сам принцип использования сменного объектива был, конечно, не нов, большинство павильонных камер тоже предполагали замену оптики, но для лёгкого малоформатного фотоаппарата это был прорыв в будущее. Теперь репортёру не нужно было таскать с собой несколько разных камер, достаточно было иметь один корпус (body, «тушка» в просторечии) и пару-тройку сменных объективов.

Вместе со сменной оптикой фотографам понадобились и сменные видоискатели к каждому объективу, следом появились приставные дальномеры и экспонометры, сопряжённые вспышки… В 1936-м году фирма «Exakta» выпустила зеркальный фотоаппарат с возможностью смены объективов, к нему потребовались отдельные шахты и фокусировочные экраны, потом и пентапризмы для съёмки с уровня глаз. Фотоаппараты стали обрастать набором принадлежностей, совместимых внутри изделий «своей» фирмы, образовались различные фотосистемы.

Ядром системы является сама системная камера – та коробочка, на которую крепится шильдик с названием фирмы. К ней могут быть присоединены многочисленные объективы. На заре развития этих камер объективы просто вкручивались в «тушку» по резьбе, как большие болты. Постепенно резьба уступила место так называемому байонету, или штыковому замку. У большинства современных крупных фирм-производителей тип байонета свой, рассчитанный только на свою же оптику. Фирмы попроще заимствуют конструктив крепления у «грандов», особой популярностью к концу ХХ века в мире пользовался тип байонета «К» от фирмы Pentax.

Кроме объективов, в систему входят различные вспышки, конвертеры, мотор-рукоятки для плёночных камер, цифровые сменные задники для камер среднего формата, наглазники, батарейные блоки и ещё много-много чего. Всемирную известность обрели «семейства» аппаратов производства фирм Nikon, Canon, Pentax, Minolta, Olympus (так называемая «большая пятёрка»). За последние годы их потревожили и начали потихоньку теснить фирмы, традиционно выпускающие электронику – Sony, Samsung, Panasonic.

Как правило, фотограф, «подсевший» на одну фотосистему, редко с неё мигрирует. Во-первых, всё, кроме кофра да штатива, менять придётся, а во-вторых, «именитые» системы мало отличаются друг от друга и практически всегда можно найти нужное оборудование, не прыгая от Nikon’a к Pentax’у и наоборот. Некоторые же стандарты подсоединения сменных приспособлений являются унифицированными и для разных производителей.

Ещё пару десятков лет назад, на пике развития плёночной техники, зеркальные системные камеры были безусловными фаворитами у фотографов. И продвинутые любители, и профи щелкали малоформатными зеркалками, только у одних комплект аппаратуры стоил сотни долларов, а у других – десятки и сотни тысяч. При необходимости же владелец дорогущего Nikon F5 или Canon EOS1 мог поставить на камеру дешевый стобаксовый объектив, а пользователь простенького «Ф-пятидесятого» - воспользоваться здоровенной «дурой» телескопного размера и увеличения ценой в автомобиль или же суперфункциональной вспышкой. В том и плюс системности…

Для студийных фотографов выпускались системные камеры среднего формата для съёмки на плёнку «рольфильм» шириной 61,5 мм. Кадры получались размером 6х6 и 6х4,5 см (иногда и других форматов). К таким фотоаппаратам, помимо оптики, выпускалось большое количество сменных кассет-магазинов, позволявших оперативно менять плёнку. Также в ассортименте были меха для маросъёмки, видоискатели и прочая специфическая студийная техника. И ныне эти камеры не устаревают, поскольку производители выпускают специальные цифровые адаптеры для них. Наиболее популярными стали системы камер Hasselblad, Mamiya, Bronica и ряд других.

Дальномерные же камеры скромно ушли в тень и производились небольшими сериями для ценителей классики. К ним выпускался не слишком обильный, но вполне достаточный ассортимент оптики и прочих аксессуаров. Как правило, эти камеры и оптика были высочайшего качества и соответствующей цены. К наиболее известным дальномерным системам принадлежали изделия фирм Leica, Contax, Voigtländer.

После прихода «цифры» в фотографию ситуация постепенно начала меняться. Появилась возможность отказаться от сложной оптической системы зеркалок и дальномерок, да и от затвора, как такового. Изображение с матрицы камеры можно было отправлять сразу на экран для визирования и записывать в память. Впрочем, первые системные цифрокамеры сохраняли такой атрибут плёночных камер, как зеркальный видоискатель - качество ЖК-экранов для кадрирования и просмотра снимка ещё было весьма посредственным, изображение зернилось и тормозило, дёргалось. Поэтому оперативность выбора сюжета через оптику была намного выше, чем по экрану.

Однако прошло несколько лет, и электронное визирование подтянулось в качестве, заодно давая новые преимущества в виде возможности разворота экрана в разные стороны. Стало возможным производить съёмку, не упираясь носом в заднюю стенку камеры – хоть с вытянутых рук, хоть из-под левой коленки. Громоздкие пентапризмы и хлопающие зеркала стали превращаться в рудименты.

Весьма быстро прогресс в электронике породил новый класс фотоаппаратуры – беззеркальные системные камеры. Они легче и компактнее зеркалок, в них меньше прецизионных механических деталей, дешевле обходится сборка. Сменные объективы к ним тоже более дешевы, компактны и не так оттягивают сумку и кошелёк. Вторжение таких камер на рынок началось лет 6-8 назад, за это время они уже успели изрядно потеснить традиционные зеркалки. Правда, пока ещё доля последних в пользовании выше, это объясняется огромным количеством накопленных системных аксессуаров к старой технике и не столь обильным ассортиментом сменной оптики к новым камерам.

Впрочем, для фотографов – любителей наличие двух-трёх сменных объективов и вспышки уже является вполне достаточным. Да и разнообразие комплектующих новых систем всё увеличивается, вероятно, оккупация беззеркальными камерами профессионального сегмента тоже не за горами. Тем более что некоторые производители новой техники (Sony и Panasonic) предусмотрели возможность взаимозаменяемости оптики своих фотоаппаратов и нового поколения видеокамер, дополнительно расширяя таким образом систему. Специалисты-маркетологи уверенно прогнозируют этому типу системной фототехники большое будущее. Ждём-с…

mas
Евгений Багдерин

Хорошая статья! Все обстоятельно и со знанием дела! Немного бы о ценах и советах мастера: - Что купить? На чем остановиться!

deb
Ева Москвина

Очень хорошая статья, хочу купить фотоаппарат, но не знаю какой лучше Кеннон или Никон, ориентируюсь на 6Д

spe
Владислав Черных

Насчёт "что купить" - очень сложно, ибо продукция ведущих фирм практически не различается качеством. Если приобретать камеру для семейной хроники и курортных съёмок - берите то, что глазу приглянулось и в руку легло. Цены на комплект бюджетного сегмента (тушка и недорогой зум-объектив) - от 400$ и выше, если прикупить системную вспышку, светофильтры, штатив, обойдётся в 600-700$ минимум. По поводу выбора Никон&Кэнон - дело вкуса, на рынке фирмы идут голова к голове, и та, и другая делает отличные аппараты.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+