icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Илья Муромец
Обучение

Зачем разводят мосты?

  • 5007
  • 11

Зачем разводят мосты?

Р
Разведенный Дворцовый мост, Ленинград, белые ночи, стрелка Васильевского острова и я сижу на гранитном парапете набережной, болтаю ногами и проклинаю все на свете! Вот ведь не думал, что когда-нибудь буду вспоминать все это с щемящей ностальгией.

Зачем разводят мосты? Вернее, зачем их вообще строят разводными? Ответ очень прост, для прохождения судов под мостами. Хотя это техническое решение, можно назвать уже некой традицией, «визитной карточкой» нынешнего Санкт-Петербурга, но мне точно известен как минимум еще один разводной мост, в Архангельске, через Северную Двину.

Но неужели суда такие высокие, что для обеспечения судоходства необходимо было прибегнуть с столь затейливой конструкции мостов? Стоит напомнить, что когда эти мосты строились, еще не все парусные суда попилили на дрова. А высота мачт парусных судов – весьма и весьма немалая. С детства в память врезалось, что высота грот-мачты (самой высокой) у самого знаменитого чайного клипера «Катти Сарк» от уровня палубы до клотика (верхушки мачты) была 50 метров. Заглянул в Википедию, нет, не 50 метров, вернее не ровно 50 метров, а 46,3 метра. Вообще история этого чуда инженерной мысли – «чайного клипера» достойна отдельной статьи, в том числе и именно с инженерной точки зрения – он не был деревянным, вернее он был наполовину деревянным, но не об этом речь.

Заход чайного клипера в устье Невы случай, конечно – экстремальный и маловероятный, но и все остальные парусные суда в высоте мачт не стеснялись, пусть не 50 метров, но достаточно высокие.

Это первое «техническое условие».

Второе – берега Невы низкие и болотистые. Представьте себе тот объем земляных работ по обеим берегам, который необходимо было бы произвести, что бы поднять пролет моста на уровень минимум 50 метров над уровнем воды? Мягко говоря – титанический труд! Потому и было решено строить мосты в Санкт-Петербурге – разводными.

Сама идея разводных мостов известна давно. Думаю, что еще Петр I в достаточном количестве видел их в Амстердаме. Но там каналы – узкие и разводной мост построить там – плевое дело! Совсем другое дело устье Невы. Длина Дворцового моста в Санкт-Петербурге – 260 метров. Разводной, естественно, только центральный пролет, ставший визитной карточкой города.

Меня, как инженера-механика, если честно, всегда несколько поражала нелогичность этого решения. Но Дворцовый мост – это уже не техническое сооружение, а произведение искусства, но все же! И не все декоративные детали, предусмотренные первоначальным проектом, воплощены в жизнь, но и без этого Дворцовый мост – шедевр! И не только с точки зрения эстетики.

Вес чугунных (!) полупролетов моста более 700 тонн каждого, а вес чугунных противовесов, которые уравновешивают эту махину, измеряется тысячами тонн, соответственно для каждого из полупролетов. И все это приводится в движение дважды в сутки.

Думаю, что если бы все это задумывалось и проектировалось до «эры электричества», то ничего подобного строить бы не стали. Разводить такую махину вручную или даже с помощью конной тяги – дело немыслимое. Кстати, Дворцовый мост в Санкт-Петербурге довольно молод. Его начали строить только в 1912 году, соответственно с перерывом на Первую мировую и Октябрьский переворот и закончили только (!) в 1939 году.

Гораздо логичнее с инженерной точки зрения выглядит конструкция в виде фермы, где центральный пролет небольшого веса и размера поднимется вверх по конструкциям моста. Но такие мосты стали строить позже, и эта конструкция стала преобладающей.

deb
Нина Кузьмина

Очень люблю Питер. Статья замечательная, читали вдвоём (есть у меня один молодой любитель техники и сказок...) +++

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+