icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
»ль€ ћуромец
ќбучение

«ачем развод€т мосты?

  • 4015
  • 11

«ачем развод€т мосты?

–азведенный ƒворцовый мост, Ћенинград, белые ночи, стрелка ¬асильевского острова и € сижу на гранитном парапете набережной, болтаю ногами и проклинаю все на свете! ¬от ведь не думал, что когда-нибудь буду вспоминать все это с щем€щей ностальгией.

«ачем развод€т мосты? ¬ернее, зачем их вообще стро€т разводными? ќтвет очень прост, дл€ прохождени€ судов под мостами. ’от€ это техническое решение, можно назвать уже некой традицией, Ђвизитной карточкойї нынешнего —анкт-ѕетербурга, но мне точно известен как минимум еще один разводной мост, в јрхангельске, через —еверную ƒвину.

Ќо неужели суда такие высокие, что дл€ обеспечени€ судоходства необходимо было прибегнуть с столь затейливой конструкции мостов? —тоит напомнить, что когда эти мосты строились, еще не все парусные суда попилили на дрова. ј высота мачт парусных судов Ц весьма и весьма немала€. — детства в пам€ть врезалось, что высота грот-мачты (самой высокой) у самого знаменитого чайного клипера Ђ атти —аркї от уровн€ палубы до клотика (верхушки мачты) была 50 метров. «агл€нул в ¬икипедию, нет, не 50 метров, вернее не ровно 50 метров, а 46,3 метра. ¬ообще истори€ этого чуда инженерной мысли Ц Ђчайного клипераї достойна отдельной статьи, в том числе и именно с инженерной точки зрени€ Ц он не был дерев€нным, вернее он был наполовину дерев€нным, но не об этом речь.

«аход чайного клипера в устье Ќевы случай, конечно Ц экстремальный и маловеро€тный, но и все остальные парусные суда в высоте мачт не стесн€лись, пусть не 50 метров, но достаточно высокие.

Ёто первое Ђтехническое условиеї.

¬торое Ц берега Ќевы низкие и болотистые. ѕредставьте себе тот объем земл€ных работ по обеим берегам, который необходимо было бы произвести, что бы подн€ть пролет моста на уровень минимум 50 метров над уровнем воды? ћ€гко говор€ Ц титанический труд! ѕотому и было решено строить мосты в —анкт-ѕетербурге Ц разводными.

—ама иде€ разводных мостов известна давно. ƒумаю, что еще ѕетр I в достаточном количестве видел их в јмстердаме. Ќо там каналы Ц узкие и разводной мост построить там Ц плевое дело! —овсем другое дело устье Ќевы. ƒлина ƒворцового моста в —анкт-ѕетербурге Ц 260 метров. –азводной, естественно, только центральный пролет, ставший визитной карточкой города.

ћен€, как инженера-механика, если честно, всегда несколько поражала нелогичность этого решени€. Ќо ƒворцовый мост Ц это уже не техническое сооружение, а произведение искусства, но все же! » не все декоративные детали, предусмотренные первоначальным проектом, воплощены в жизнь, но и без этого ƒворцовый мост Ц шедевр! » не только с точки зрени€ эстетики.

¬ес чугунных (!) полупролетов моста более 700 тонн каждого, а вес чугунных противовесов, которые уравновешивают эту махину, измер€етс€ тыс€чами тонн, соответственно дл€ каждого из полупролетов. » все это приводитс€ в движение дважды в сутки.

ƒумаю, что если бы все это задумывалось и проектировалось до Ђэры электричестваї, то ничего подобного строить бы не стали. –азводить такую махину вручную или даже с помощью конной т€ги Ц дело немыслимое.  стати, ƒворцовый мост в —анкт-ѕетербурге довольно молод. ≈го начали строить только в 1912 году, соответственно с перерывом на ѕервую мировую и ќкт€брьский переворот и закончили только (!) в 1939 году.

√ораздо логичнее с инженерной точки зрени€ выгл€дит конструкци€ в виде фермы, где центральный пролет небольшого веса и размера подниметс€ вверх по конструкци€м моста. Ќо такие мосты стали строить позже, и эта конструкци€ стала преобладающей.

deb
Ќина  узьмина

ќчень люблю ѕитер. —тать€ замечательна€, читали вдвоЄм (есть у мен€ один молодой любитель техники и сказок...) +++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+