icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
ќбучение

ѕодвести под монастырь, что это значит?

  • 884
  • 10

ѕодвести под монастырь, что это значит?

ѕ

ѕовести под монастырь Ц это значит гнусно подставить. “о есть сделать так, что человек неминуемо будет наказан, причем чаще всего за не свою, а то и за вовсе отсутствующую вину.

ƒело, как говоритс€, не новое. — кем не бывало? —о всеми. ћожно уточнить, добавив: и не единожды в жизни. Ќо вр€д ли кто-то, оказавшись в такой ситуации, интересовалс€ происхождением этой поговорки. ј зр€, скажу € вам, потому что версий несколько, кажда€ интересна по-своему, и все они это совместный труд историков и лингвистов..

¬ерси€ перва€

–усские правители еще в конце XIII века придумали способ избавлени€ от неугодных людей. ѕричем, как противников, так и близких родственников. –азумеетс€, проще всего такого человека уничтожить физически: нет человека - нет проблемы. Ќо если поразмыслить и рассчитать на дес€ть ходов вперед, то иной раз лучший выход Ц это оставить провинившегос€ в живых, чтобы потом предъ€вить его в качестве козырной карты.

¬озможен и другой вариант. «апереть в монастыре до кончины Ц это изощренное издевательство над человеком, особенно молодым и полным амбиций. Ћишение свободы и суровый монастырский устав за несколько лет превращали любого строптивца (строптивицу) в морально сломленного человека. —пасти душу могло только одно Ц безропотное прин€тие своего нового положени€ и искренн€€ чиста€ вера в Ѕога.

 ого подводили под монастырь?

¬о-первых, туда отправл€ли неугодных царедворцев. ќчень удобна€ мера наказани€. ¬ этом случае суда, то есть публичности удавалось избежать, да и лишних разговоров не было. «ахотел человек посв€тить свою жизнь √осподу, а потому и отправилс€ в монастырь. » никто ему не указчик и не советчик. «нать, так тому и быть. “очка. Ѕольше обсуждать нечего.

¬о-вторых, монастыри были удобным местом, куда можно было отправить супругу. «а что? “ут первой причиной всегда указывалось бесплодие. Ќе справл€етс€ жена со своей первой и главной об€занностью Ц рожать детей, а как другую вз€ть? –азвод в XIV веке даже цар€м с трудом давали, а уж люду чином пониже и вовсе ничего не светило. ¬от монастырь и выручал, принима€ всех несчастных и разлюбленных, обеща€ им прощение от √оспода за грехи их т€жкие.

¬торой причиной обычно было обвинение в распутстве. ƒоказательства предъ€вл€ли железобетонные, причем оправданий никто не слушал, слезам не верил. «апирали женщину на веки вечные, заставл€€ прин€ть постриг. » она Ѕога благодарила, что стала послушницей, а не узницей монастырской темницы.

¬ерсии втора€

ќна из истории ƒревней –уси, из тех времен, когда карта напоминала лоскутное оде€ло, и кн€зь€ правили своими Ђлоскуткамиї по своему разумению. » защищали свои земли тоже самосто€тельно. ¬ ход шло все: и огромные стены, и рвы с водой, и любые крепкие строени€, в том числе монастыри. ¬ражь€ рать всегда искала проводников из числа местных жителей. ѕорой везло: находились предатели. „аще случалось наоборот: проводник соглашалс€ показать тайную тропу и вывести к незащищенному месту. ј приводил, как правило, к монастырским стенам, где вражь€ рать получала по заслугам.

¬ерси€ треть€

Ёта верси€ утверждает, что в монастыри запирали не только неверных или неугодных жен, но и провинившихс€ мужей. –азумеетс€, сделать это могла не кажда€ женщина, а только знатна€, богата€, имеюща€ хорошие св€зи. ƒоказать, что муж-садист посто€нно подвергает ее ист€зани€м, женщина могла, показав следы насили€. ј дальше решение принимали патриарх и судебное ведомство. ѕатриарх, как правило, отправл€л супруга в монастырь на исправление, а судь€ закрепл€л законность этого решени€. “аким образом, монастырь становилс€ пенитенциарным (исправительным) учреждением.

—правка: слова Ђпенитенциарныйї латинского происхождени€. ¬ переводе на русский €зык оно обозначает Ђпока€нныйї. “о есть, делаем вывод: в монастыри ¬изантии (а пришло это слово оттуда) принимали провинившихс€ граждан на пока€ние и на исправление.

—роки были разными, но меньше полугода никому не назначали. —амое долгое наказание Ц это пожизненное пока€ние где-нибудь в далеком и суровом монастыре, например, —оловецком. ќбычно осужденного помещали в темную келью, держали на хлебе и воде, заставл€ли исполн€ть какую-нибудь работу и смиренно молитьс€. ƒанные о количестве исправившихс€ мужей отсутствуют.

¬ерси€ четверта€

ќна тоже уходит корн€ми в прошлое, но имеет почти анекдотическое толкование. ѕо мнению автора этой версии, филолога Ћ. ¬арламовой, подведением под монастырь занимались разного рода Ђшутникиї. „аще всего свой Ђюморї они оттачивали на божьих люд€х Ц странниках-слепцах. ¬ ответ на просьбу указать, где можно справить естественную нужду, те подводили несчастных пр€миком к монастырским стенам. Ѕедолаги, разумеетс€, получали за богохульство пинки и общественное порицание, а Ђшутникиї - бесплатное развлечение. ƒурацка€, конечно, потеха, но у каждого человека свои критерии смешного. ќтсюда, считает ¬арламова, по€вилось выражение Ђподвести слепого под монастырьї.

ƒавным-давно канули в Ћету и насильственный постриг, и исправление в кель€х и темницах монастырей, но поговорка Ђподвести под монастырьї не тер€ет своей актуальности. ћожет, потому, что люд€м проще стоить свои отношени€, подставл€€ ближних, одурачива€ их и выставл€€ не посмешище?


pro
≈лена  оробова

 ак-то хотелось бы, чтобы жизнь отводила от тех людей, которые могли бы подставить, но не всегда получаетс€. ’алида, ¬ам мои +++++ ))

top
Halida Rojkova

Ѕез них жизнь была бы пресной ))) ƒа и учить нас, глупышек, было бы некому )))

pro
≈лена  оробова

јбсолютно согласна с ¬ами, ’алида)) ј так жизнь становитс€ €ркой и эмоциональной))))

spe
ќльга  аширска€

ƒа уж, опыт с монастырскими стенами есть у каждого. » главное, ничему не учит: каждый раз нарываешьс€ снова. +++++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+