icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕраздники

«ачем люд€м праздники?

  • 634
  • 2

«ачем люд€м праздники?

≈сли мы попытаемс€ назвать характерную черту нашего народа, то сомнений не вызовет ни у кого одна характеристика Ц любовь к праздникам. Ќо можно ли считать это пристрастие прерогативой лишь росси€н? ƒа, Ђкрасных днейї в нашем календаре немало, но посмотрите на другие страны и народы Ц у них есть такие праздники, что нам и не снилось: американский ƒень сурка, мексиканска€ Ќочь редиса, исландский ƒень пиваЕ напрашиваетс€ вопрос Ц кто, а главное Ц зачем все это придумал? ƒействительно, почему дл€ людей так важно врем€ от времени бросать работу и производить какие-то действи€, смысл которых зачастую могут объ€снить только ученые-культурологи и историки?

ѕраздники сопровождают человечество с тех пор, как люди научились считать врем€ Ц и, соответственно, приурочивать событи€ к определенным датам (первоначально Ц к положению светил на небосводе или циклическим изменени€м в природе). —ейчас мы раздел€ем праздники на религиозные и светские, но так было не всегда, изначально любой праздник был религиозным. “от, кто не верит этому, пусть вспомнит, что €вл€етс€ непременной составл€ющей любого праздника Ц даже советского?  онечно же, застолье! Ќа стол став€т самые лучшие блюда и Ц как бы ни боролись с этим приверженцы здорового образа жизни Ц алкогольные напитки.

Ёти последние люди далеко не сразу стали употребл€ть, чтобы Ђрасслабитьс€ї Ц первоначально опь€нение трактовалось как особое состо€ние, в котором человек входит в контакт с потусторонним миром, и потому хмельным напиткам было самое место на жертвенном пируЕ да, наши праздничные застоль€ Ц отдаленное эхо древних жертвоприношений! ќбычно жертвоприношение представл€ют как торжественное сожжение животного или другой пищи, предлагаемой божеству, но в действительности жгли только часть трапезы, а остальное если те, кто приносил жертву (так что созвучие слов Ђжрецї и Ђжратьї отнюдь не случайно). ¬ совместной трапезе люди породн€лись с небожител€ми, становились дл€ них Ђсвоимиї Ц а Ђсвоихї всегда можно о чем-то попросить, именно поэтому за праздничным столом алкогольные напитки всегда пьют не просто так, а Ђза что-тої: тосты изначально были прошени€ми, адресованными богам во врем€ жертвенного пира.

 огда устраивались такие пиршества?  онечно, в самые значимые моменты Ц например, перед началом земледельческого или охотничьего сезона, ведь от его успеха зависит, будут ли люди сыты. ќсобое значение придавалось поворотным моментам Ц например, началу года, которое могло отсчитыватьс€ от разных Ђточекї (зимнее или летнее солнцесто€ние, солнцеворот, от разлива Ќила в ƒревнем ≈гипте и т.д.), смене сезонов (—амайн и Ѕельтайн у кельтов) или их серединам (…оль у скандинавов) Ц тут действовал древний магический закон Ђѕодобное рождает подобноеї. ƒаже мы сейчас говорим: Ђ ак встретишь Ќовый год, так его и проведешьї (в какой-то мере мы относим это и к Ђличному новому годуї Ц ƒню рождени€), что же говорить о древних люд€х! ќчередной период времени надо было встретить с обильным угощением, чтобы в течение его не голодать, радостно, чтобы не было гор€ Ц и, конечно, заручитьс€ покровительством богов.

Ќар€ду с религиозно-мистическим смыслом у праздников всегда был и смысл социально-психологический Ц они Ђцементировалиї общину: сначала родовую, затем Ц соседскую, а сейчас играют большую роль в Ђцементированииї народов. Ќе вс€кий праздник сохран€ет эту функцию надолго Ц например, в нашей стране ƒень окт€брьской революции ее уже потер€л, а введенный взамен его ƒень народного единства пока не приобрел, но вот ƒень победы играет эту роль прекрасно (и, видимо, будет играть еще долго).

¬ сохранении праздничных традиций действует еще один древний принцип: ЂЌе нами заведено Ц не нам отмен€тьї. “о, что св€зано с праздниками, издавна воспринималось как нечто, способствующее сохранению стабильности ¬селенной Ц причем дл€ этого ощущени€ не об€зательно, чтобы праздник пришел из глубины веков: не так-то просто отказатьс€ от застоль€ с винегретом, мандаринами и выслушиванием новогодней речи главы государства Ц потому что так было, сколько мы себ€ помнимЕа вдруг солнце действительно не взойдет, если что-то изменить? ќт этого чувства мы не избавимс€ никогда, а если и избавимс€, ничего хорошего из этого не выйдет: отменив одну традицию, очень легко отменить и другие Ц вплоть до таких фундаментальных, как забота о дет€х и уважение к старшимЕ

ƒа, праздники оказывают цементирующее воздействие не только Ђпо горизонталиї, но и Ђпо вертикалиї, поддержива€ св€зь поколений. ѕоэтому возникли даже особые праздники, посв€щенные умершим Ц современному человеку это может показатьс€ противоречием (как можно совместитьь праздник и скорбь! Ц но вспомним хот€ бы традицию возложени€ цветов к ¬ечному огню 9 ма€. ќсоба€ форма такой св€зи Ц национальна€ идентичность, именно поэтому люди так люб€т национальные праздники (ћасленица в –оссии, ƒень св.ѕатрика в »рландии).

≈сли говорить о значении праздников на Ђмикроуровнеї Ц дл€ конкретных людей и семей Ц то они играют еще и роль Ђзаконного поводаї встретитьс€ с близкими, не риску€ быть обвиненным в уклонении от об€занностей и нав€зчивости.  роме того, праздники внос€т разнообразие в череду ежедневно повтор€ющихс€ действий, дава€ люд€м необходимую психологическую разгрузку.


spe
ёли€ ƒворникова

я люблю праздники. ћне нравитс€ "раскапывать" информацию о том, как какой праздник по€вилс€ и как его "правильно" отмечать.+++++++++++

mas
ћарк Ѕлау

¬ любом случае, праздник - перерыв в череде неотличимых буден. „ем и хорош.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+