Праздники сопровождают человечество с тех пор, как люди научились считать время – и, соответственно, приурочивать события к определенным датам (первоначально – к положению светил на небосводе или циклическим изменениям в природе). Сейчас мы разделяем праздники на религиозные и светские, но так было не всегда, изначально любой праздник был религиозным. Тот, кто не верит этому, пусть вспомнит, что является непременной составляющей любого праздника – даже советского? Конечно же, застолье! На стол ставят самые лучшие блюда и – как бы ни боролись с этим приверженцы здорового образа жизни – алкогольные напитки.
Эти последние люди далеко не сразу стали употреблять, чтобы «расслабиться» – первоначально опьянение трактовалось как особое состояние, в котором человек входит в контакт с потусторонним миром, и потому хмельным напиткам было самое место на жертвенном пиру… да, наши праздничные застолья – отдаленное эхо древних жертвоприношений! Обычно жертвоприношение представляют как торжественное сожжение животного или другой пищи, предлагаемой божеству, но в действительности жгли только часть трапезы, а остальное если те, кто приносил жертву (так что созвучие слов «жрец» и «жрать» отнюдь не случайно). В совместной трапезе люди породнялись с небожителями, становились для них «своими» – а «своих» всегда можно о чем-то попросить, именно поэтому за праздничным столом алкогольные напитки всегда пьют не просто так, а «за что-то»: тосты изначально были прошениями, адресованными богам во время жертвенного пира.
Когда устраивались такие пиршества? Конечно, в самые значимые моменты – например, перед началом земледельческого или охотничьего сезона, ведь от его успеха зависит, будут ли люди сыты. Особое значение придавалось поворотным моментам – например, началу года, которое могло отсчитываться от разных «точек» (зимнее или летнее солнцестояние, солнцеворот, от разлива Нила в Древнем Египте и т.д.), смене сезонов (Самайн и Бельтайн у кельтов) или их серединам (Йоль у скандинавов) – тут действовал древний магический закон «Подобное рождает подобное». Даже мы сейчас говорим: «Как встретишь Новый год, так его и проведешь» (в какой-то мере мы относим это и к «личному новому году» – Дню рождения), что же говорить о древних людях! Очередной период времени надо было встретить с обильным угощением, чтобы в течение его не голодать, радостно, чтобы не было горя – и, конечно, заручиться покровительством богов.
Наряду с религиозно-мистическим смыслом у праздников всегда был и смысл социально-психологический – они «цементировали» общину: сначала родовую, затем – соседскую, а сейчас играют большую роль в «цементировании» народов. Не всякий праздник сохраняет эту функцию надолго – например, в нашей стране День октябрьской революции ее уже потерял, а введенный взамен его День народного единства пока не приобрел, но вот День победы играет эту роль прекрасно (и, видимо, будет играть еще долго).
В сохранении праздничных традиций действует еще один древний принцип: «Не нами заведено – не нам отменять». То, что связано с праздниками, издавна воспринималось как нечто, способствующее сохранению стабильности Вселенной – причем для этого ощущения не обязательно, чтобы праздник пришел из глубины веков: не так-то просто отказаться от застолья с винегретом, мандаринами и выслушиванием новогодней речи главы государства – потому что так было, сколько мы себя помним…а вдруг солнце действительно не взойдет, если что-то изменить? От этого чувства мы не избавимся никогда, а если и избавимся, ничего хорошего из этого не выйдет: отменив одну традицию, очень легко отменить и другие – вплоть до таких фундаментальных, как забота о детях и уважение к старшим…
Да, праздники оказывают цементирующее воздействие не только «по горизонтали», но и «по вертикали», поддерживая связь поколений. Поэтому возникли даже особые праздники, посвященные умершим – современному человеку это может показаться противоречием (как можно совместитьь праздник и скорбь! – но вспомним хотя бы традицию возложения цветов к Вечному огню 9 мая. Особая форма такой связи – национальная идентичность, именно поэтому люди так любят национальные праздники (Масленица в России, День св.Патрика в Ирландии).
Если говорить о значении праздников на «микроуровне» – для конкретных людей и семей – то они играют еще и роль «законного повода» встретиться с близкими, не рискуя быть обвиненным в уклонении от обязанностей и навязчивости. Кроме того, праздники вносят разнообразие в череду ежедневно повторяющихся действий, давая людям необходимую психологическую разгрузку.