Конечно, не всегда Иван Константинович Айвазовский (точнее, Ованнес Айвазян – ведь по происхождению он бы армянином) изображал одно лишь море. Есть у него картины и на другие темы – например, «Восточная сцена» («Кофейня в мечети Ортакей в Константинополе»), «Портрет сенатора А. И. Казначеева», «Овцы на пастбище», но не они определяют «лицо» художника, не о них мы вспоминаем в первую очередь, когда заходит речь об Иване Айвазовском. Его «визитной карточкой» стали именно образы моря – спокойного и взволнованного, ночью и при свете дня, и даже мир человека на его картинах обычно соотносится с образом моря (многочисленные морские сражения, «Прощание А. С. Пушкина с морем»)… Но есть у художника картина, в которой море предстало в особенно неожиданном преломлении.
Вспомним строки из библейской книги Бытия – из первой главы, этой вдохновенной повести о рождении Вселенной: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою»… над этими словами люди размышляют уже много веков – и конца тому не видно, как нет конца глубине их смысла. В этой первозданной «воде» можно увидеть и воду, ставшую «колыбелью» первичной жизни, и облака молекулярного водорода в первозданной Вселенной… но что мог «прочитать» здесь художник, чьей «душой» стало море?
Вот она – бушующая бездна мрака, над которой сгустились черные тучи, одна из которых напоминает раскинувшую руки темную фигуру… кто это – или что это? Враг Бога, уже успевший «приложить руку» в новорожденному миру? Воплощение самого первозданного Хаоса? Но над этим бушующим миром уже раскинул благословляющие руки сам Создатель, представший в виде сияющего силуэта – удивительно спокойного посреди бушующего хаоса – и таким же спокойным выглядит море, на которое падает Его отсвет… островок спокойствия посреди бушующих волн – такого не бывает, не может быть, это выглядит чудом – таким же чудом, как и само Сотворение мира… не так ли и в человеческой душе воцаряется мир посреди бушующего житейского моря, когда падает на нее отсвет Божественной Любви?
Размышлять над этой картиной можно долго – как и над всяким талантливым произведением. Написана она в 1841 году – незадолго до этого живописец, окончив Академию художеств, за особые успехи получил статус «пенсионера» – не в смысле «человека, который не может работать и получает денежное довольствие», а в том смысле, что получил возможность отправиться в Италию. Пейзажи этой страны дают немалый простор для художника-мариниста, и И. Айвазовский работает, как одержимый – все свои картины он пишет буквально «на одном дыхании», а если не может завершить картину сразу, то уничтожает ее. Вот в таком вдохновенном порыве и родилась картина, получившая название «Хаос. Сотворение мира».
Стоит ли удивляться, что на картину, исполненную такого глубокого духовного смысла, обратил внимание папа римский Григорий XVI? Понтифик пожелал приобрести картину – но художник свое творение продавать отказался. Он его… подарил Григорию. Картина заняла достойное место в Ватиканском музее, а Григорий XVI наградил И. Айвазовского золотой медалью. «Твой «Хаос» поднял хаос в Ватикане», – заметил по этому поводу Н. В.Я.Гоголь.