icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
јлександр јндронов
»нтересные факты

— историей ћосковского метро знакомы?

  • 1182
  • 1

— историей ћосковского метро знакомы?

 

  хорошему люди привыкают быстро. ћы воспринимаем ћосковский метрополитен как нечто привычное, гарантированно самое быстрое в услови€х столицы и почти всегда достаточно безопасное средство передвижени€ в мегаполисе. Ќо знаем ли мы, что если бы его истори€ пошла чуть-чуть в ином направлении, то и маршруты, и станции, и поезда выгл€дели бы совершенно иначе?

ѕерва€ в мире лини€ метрополитена открылась в Ћондоне в 1863 году. ј уже через 12 лет о его строительстве заговорили и в ћоскве. ѕерва€ лини€ должна была соединить  урский вокзал с ћарьиной рощей. Ќо Ц поговорили и отложили до лучших времен.

1902 год был отмечен сразу двум€ проектами, тоже не осуществленными. ”дивл€тьс€ тут нечему. «дравомысл€ща€ комисси€ сочла неприемлемым строительство метровокзала р€дом с  расной площадью, путей пр€мо под стенами  ремл€. ƒа и паровозы, как в Ћондонском метро, были признаны не лучшим видом т€ги дл€ подземных поездов.

«ато проект 1913 года был не просто детально проработан, но и утвержден городской управой. ћало того. ”же и первое депо в  алитниках начали строить. “ак что, есть все основани€ датой начала работ по сооружению ћосковского метрополитена считать весну 1914 года. ј в строй он должен был вступить в 1917 году.  ак вам такие темпы? ¬агоны, кстати, планировалось или закупать в √ермании, или производить самосто€тельно. «а образец выбрали те, что Ђбегалиї в Ѕудапештском метро, старейшем в ≈вропе.

ѕродолжить работы помешала война. ј то, гл€дишь, и пустили бы метро куда раньше нынешнегоЕ

¬прочем, потребность в новом виде транспорта была столь велика, что на свет по€вл€лись все новые и новые идеи. ќтметилась на этом поприще даже компани€ Ђ—имменсї, которой был заказан проект ћосковского метро уже революционными власт€ми.

ƒовольно неплохой, кстати, получилс€ проект: 80 километров тоннелей, 86 станций. Ќо денег на его воплощение в жизнь в 1925 году просто не нашли.

¬ конечном итоге за дело вз€лись лишь в 1931 году, а проект, разработанный отечественными специалистами, включал в себ€ некоторые идеи 1913 года.

ƒл€ оформлени€ станций было решено использовать лучшие отделочные материалы со всех концов —оветского —оюза. ’одит, правда, байка о том, что объ€сн€етс€ это еще и тем, что в стране не производилась тогда керамическа€ плитка. ѕришлось, из-за бедности, есть печенье вместо черного хлебаЕ ¬ерить или нет этой шутке Ц судить вам.

„асть работ выполн€лась открытым способом. Ќо тоннели глубокого заложени€ под центром столицы пришлось Ђпробиватьї под землей.   тому же они изначально были рассчитаны на использование в качестве бомбоубежищ на случай войны. ј р€д более современных разработок вроде гермозатворов дает надежду на выживание даже в услови€х €дерной войны.

–асчет советских инженеров оказалс€ правильным. Ќа станци€х метро спасали свои жизни москвичи во врем€ бомбежек ¬еликой ќтечественной. ƒаже, если помните, заседание торжественное там проводилось. —талин выступал.

 стати, 16 окт€бр€ 1941 года Ц единственный нерабочий день в истории ћосковского метро. ƒнем раньше, 15 окт€бр€, был получен приказ о подготовке его к взрыву и эвакуации подвижного состава. ѕравда, через сутки его отменили и станции вновь начали принимать пассажиров. ј в мае 1942 года были возобновлены работы по прокладке новых линий.

–азумеетс€, мы не все знаем об истории ћосковского метро. ћногое нам знать попросту не положено.  ак-никак объект Ц стратегический. Ќо даже открыта€ информаци€ заставл€ет сказать искреннее спасибо тем, кто вложил массу труда, сил и знаний дл€ того, чтобы мы могли без проблем перемещатьс€ по столице.


spe
¬ладислав „ерных

¬ случае €дерной войны метро, скорее всего, затопит нафиг. “ам посто€нно с протечками борютс€, а если все обесточить... –азве что несколько дней пересидеть. ƒа и вообще, IMHO, в таком случае самое лучшее - оказатьс€ в эпицентре взрыва )))

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+