icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Александр Андронов
Интересные факты

С историей Московского метро знакомы?

  • 1652
  • 1

С историей Московского метро знакомы?

К

К хорошему люди привыкают быстро. Мы воспринимаем Московский метрополитен как нечто привычное, гарантированно самое быстрое в условиях столицы и почти всегда достаточно безопасное средство передвижения в мегаполисе. Но знаем ли мы, что если бы его история пошла чуть-чуть в ином направлении, то и маршруты, и станции, и поезда выглядели бы совершенно иначе?

Первая в мире линия метрополитена открылась в Лондоне в 1863 году. А уже через 12 лет о его строительстве заговорили и в Москве. Первая линия должна была соединить Курский вокзал с Марьиной рощей. Но – поговорили и отложили до лучших времен.

1902 год был отмечен сразу двумя проектами, тоже не осуществленными. Удивляться тут нечему. Здравомыслящая комиссия сочла неприемлемым строительство метровокзала рядом с Красной площадью, путей прямо под стенами Кремля. Да и паровозы, как в Лондонском метро, были признаны не лучшим видом тяги для подземных поездов.

Зато проект 1913 года был не просто детально проработан, но и утвержден городской управой. Мало того. Уже и первое депо в Калитниках начали строить. Так что, есть все основания датой начала работ по сооружению Московского метрополитена считать весну 1914 года. А в строй он должен был вступить в 1917 году. Как вам такие темпы? Вагоны, кстати, планировалось или закупать в Германии, или производить самостоятельно. За образец выбрали те, что «бегали» в Будапештском метро, старейшем в Европе.

Продолжить работы помешала война. А то, глядишь, и пустили бы метро куда раньше нынешнего…

Впрочем, потребность в новом виде транспорта была столь велика, что на свет появлялись все новые и новые идеи. Отметилась на этом поприще даже компания «Симменс», которой был заказан проект Московского метро уже революционными властями.

Довольно неплохой, кстати, получился проект: 80 километров тоннелей, 86 станций. Но денег на его воплощение в жизнь в 1925 году просто не нашли.

В конечном итоге за дело взялись лишь в 1931 году, а проект, разработанный отечественными специалистами, включал в себя некоторые идеи 1913 года.

Для оформления станций было решено использовать лучшие отделочные материалы со всех концов Советского Союза. Ходит, правда, байка о том, что объясняется это еще и тем, что в стране не производилась тогда керамическая плитка. Пришлось, из-за бедности, есть печенье вместо черного хлеба… Верить или нет этой шутке – судить вам.

Часть работ выполнялась открытым способом. Но тоннели глубокого заложения под центром столицы пришлось «пробивать» под землей. К тому же они изначально были рассчитаны на использование в качестве бомбоубежищ на случай войны. А ряд более современных разработок вроде гермозатворов дает надежду на выживание даже в условиях ядерной войны.

Расчет советских инженеров оказался правильным. На станциях метро спасали свои жизни москвичи во время бомбежек Великой Отечественной. Даже, если помните, заседание торжественное там проводилось. Сталин выступал.

Кстати, 16 октября 1941 года – единственный нерабочий день в истории Московского метро. Днем раньше, 15 октября, был получен приказ о подготовке его к взрыву и эвакуации подвижного состава. Правда, через сутки его отменили и станции вновь начали принимать пассажиров. А в мае 1942 года были возобновлены работы по прокладке новых линий.

Разумеется, мы не все знаем об истории Московского метро. Многое нам знать попросту не положено. Как-никак объект – стратегический. Но даже открытая информация заставляет сказать искреннее спасибо тем, кто вложил массу труда, сил и знаний для того, чтобы мы могли без проблем перемещаться по столице.

spe
Владислав Черных

В случае ядерной войны метро, скорее всего, затопит нафиг. Там постоянно с протечками борются, а если все обесточить... Разве что несколько дней пересидеть. Да и вообще, IMHO, в таком случае самое лучшее - оказаться в эпицентре взрыва )))

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+