Психологи и педагоги заметили, что работа с компьютером развивает организованность, логическое мышление, целеустремленность, уверенность в себе. Часто ученики, теряющиеся у школьной доски, гораздо смелее чувствуют себя, выдавая ответ на экране монитора. Это происходит потому, что возможности компьютеров позволяют регулировать темп работы в соответствии с индивидуальными способностями каждого ребенка.
Однако не следует забывать, что чрезмерная увлеченность компьютерной техникой таит в себе определенную опасность. Не случайно работа операторов электронно-вычислительных машин находится на одном из первых мест по утомляемости, поскольку требует постоянной сосредоточенности, концентрации внимания, напряжения мыслительных процессов, зрения, а также определенных мышц тела.
Известно, что дисплеи являются источниками разного рода электромагнитных излучений, радиочастотного, инфракрасного, ультрафиолетового и других. Исследования персональных компьютеров, в основном использующихся в школах, показали, что уровень данных излучений существенно ниже допустимых значений и не представляет опасности для здоровья детей. Однако, если дисплей неисправен, то этот уровень может становиться значительно выше.
К сожалению, компьютеры, использующиеся в учебных заведениях, в своем большинстве технически несовершенны и в качестве дисплея выступает обычный, зачастую устаревший, монитор, с низким качеством изображения. Дети напрягаются, вглядываясь в экран.
В таком случае в первую очередь следует создать условия работы, благоприятные для детских глаз. Нужно отрегулировать дисплей таким образом, чтобы изображение было контрастным и четким, без отражений и бликов. Также необходимо позаботиться о том, чтобы исключить вероятность засветки экрана, так как попадающий на него свет снижает яркость и контрастность картинки.
Экран монитора должен находиться не ближе, чем на 50-55 сантиметров от глаз. Детям с близорукостью в обязательном порядке при работе на компьютере следует одевать очки.
Чтобы снизить общее напряжение, ребенок должен сидеть перед компьютером так, чтобы центр экрана монитора находился на линии взгляда. Обычные стулья следует заменить удобными креслами с подлокотниками, подобранные по росту ребенка. В таком случае ступни и спина будут иметь опору, а мышцы предплечий и спины будут напрягаться значительно меньше.
Как ни странно, но решение учебных задач на компьютере менее утомительно, чем компьютерные игры. Дело в том, что подавляющее большинство игр обладает высокой динамичностью, они рассчитаны на мобилизацию внимания на все время изменяющуюся ситуацию, вследствие чего требуют напряжения и быстрой реакции. Именно поэтому многочасовое нахождение за компьютером влияет не только на зрение, но и до минимума снижает двигательную активность, необходимую для физического развития. Психологи также обращают внимание на другие последствия «компьютерного фанатизма» - дети, проводящие все время у дисплея, испытывают трудности в общении с ровесниками. Ну а о том, как кровавые игры могут повлиять на психику ребенка, сказано уже многое.