Когда малыш учится говорить медленнее, чем того от него ожидают, в семьях проявляется нешуточное беспокойство. От чего зависит скорость речевого развития и как не пропустить патологию?
Не стоит бить тревогу, если малышу исполнилось два года, а он манипулирует всего несколькими словами. Обратите внимание на то, как ребенок реагирует на речь взрослых. Если он прислушивается к вашей речи, понимает обращенные к нему обращения, то повода для беспокойства нет. Речевое развитие происходит нормально, и ребенок заговорит, раньше или позже будет зависеть от условий его жизни.
Уже с момента рождения младенец способен к имитированию, воспроизведению и копированию отдельных звуков. Он в состоянии различить мимику находящегося рядом с ним человека. Таким образом, он поддерживает эмоциональное и голосовое общение с мамой.
Обычно к 7-8 месяцам ребенок понимает много слов, произносимых его родителями. В 9 месяцев дети устанавливают связь между предметом и словом. Следует отметить, что число понимаемых слов гораздо выше, чем число произносимых.
Существуют нормы развития речи у ребенка:
Приблизительно в 5 мес. у ребенка уже получается петь звуки, при этом меняя тембр и громкость голоса.
С 8 до 12 мес. малыш способен произносить простейшие слова с одинаковыми слогами. Например: ма-ма, ля-ля, па-па, ба-ба. Но остальной текст пока напоминает бессмысленную болтовню.
В 1,5 года ребенок начинает учиться употреблять предложения, состоящие пока из двух слов. Часто такая речь понятна только близким людям. Его лексикон может насчитывать приблизительно 30 слов.
После 2 лет словарный запас начинает быстро пополняться новыми словами и ребенок в состоянии манипулировать 300-400 словами. Его разбирает любопытство, он хочет получить объяснения всему происходящему, вот тут и появляются в его речи вопросы. Что? Где? Как? и Почему? На все эти вопросы он ждет исчерпывающих ответов. В этот период деток называют почемучками. На каждый ответ находится новое почему.
Появляется фазовая речь, ребенок старается использовать сразу несколько слов из своего лексикона, в основном, это слова, обозначающие предметы и действия. Немного позже станут проскакивать прилагательные «маленький», «большой» и т. д. Уже предложение может состоять из четырех слов.
В 3 года дети могут говорить практически все, а словарный запас насчитывать до 1500 слов. Ребенок говорит предложениями, которые соответствуют грамматическим нормам. Этот период характеризуется быстрым скачком умственного и речевого развития. В день словарный запас может пополняться до 10 слов. Чем красивее и правильнее речь взрослых, тем полнее речь сформируется у ребенка в будущем.
Выше мы рассмотрели идеальное развитие речи, однако у каждого ребенка оно зависит от многих факторов и часто не вписывается в общепринятые нормы.
Используя первую речь, малыш может выразить свои переживания и страхи, восторг и пожелания. В этот период родители должны внимательно наблюдать за развитием речи ребенка, чтобы вовремя принять меры по удалению проблемы.
Развитие речевых навыков разделяют на две важных составляющих: 1 – ребенок должен понимать речь окружающих. 2 – он должен уметь производить речевую продукцию, т. е. говорить, петь. При отклонении от одного из двух составляющих следует насторожиться и обратиться за консультацией к специалисту.