С медведем в славянском фольклоре связано множество стихов, сказок и песен, которые с удовольствием слушают и пересказывают из поколения в поколение вот уже многие века.
Медведь – популярнейшее животное, делящее пальму первенства с такими известными персонажами народного творчества, как конь, лиса, петух и пр.
В сказках медведи говорят человеческим языком, хитрят, рассуждают, дружат, враждуют, им придаются вполне человеческие черты характера.
На многих гербах русских (и не только русских) городов изображены медведи, как символы ума, силы и защиты, всегда готовые дать отпор врагу. Недаром, так часто русских сравнивают с медведями: русский человек действительно нерасторопен и незлобив, но, при надобности, может и постоять за себя.
Всё это связано с древнейшими архаичными культами грозного божества, воплощением которого был медведь, «хозяин», «дедушка», «старик», «медведко» и пр.
На протяжении тысячи лет соседства с православием многие мифологические образы забывались и исчезали, а вот медведь как был, так и остался воплощением духа силы, мощи и величия духа ещё со времён, когда русская, украинская и белорусская традиции были единой восточнославянской культурой. Но даже сейчас, когда некогда единая система славянских мифов значительно изменена и раздроблена, она продолжает существовать, а образ медведя по-прежнему популярен во всех «отпочковавшихся» традициях.
Да-да, некогда медведь считался культовым зверем, чьё имя было буквально табуировано, чтобы не привлечь к себе пристального божественного внимания.
Существование подобного культа подтверждается и элементами обрядового костюма славян и прочей обрядовой сферы.
Ещё до середины 19 века у крестьянства бытовало стойкое мнение, что живущий неподалёку от вспаханного поля медведь, «способствует» его урожайности, а до 18 века первую полосу поля вспахивали, перекинув на спину лошади медвежью шкуру или накинув её на себя.
Часто в образе медведя появлялся леший, согласно славянским сказаниям, ведь тогда леший не был причислен к «тёмным силам», а являлся одним из богов земли и природы. Нередко в мифах медведь называется «господином», «еловым богом» или просто – «мудрый зверь».
Это ещё и самое древнее воплощение бога Перуна, верховного божества всех славянских народов, бога грома и молний, который является «единым володыкою всего».
Идол Перуна стоял в Киеве на холме ещё во времена князя Игоря, а в летописи, датированной 945 годом, читаем: «Призвал Игорь жрецов и пришёл на холм Перуновый, и положил оружие своё и щиты, и золото.»
В Белоруссии есть местечко, носящее название Перынь, на его территории находилось огромное святилище, представляющее собой идеально выглаженную ровную площадку, в центре которой возвышался идол, украшенный огромным медвежьим черепом, а по краям денно и нощно горели восемь костров.
Позже, когда утвердилось христианство, «заместителем» Перуна стал Илья-пророк и стали говорить, что это не Перун свой огонь с небес во время грозы мечет, а Илья-пророк на огненной колеснице (или тройке) катится.
Но, вернёмся к нашим медведям!
Конечно, вы встречали изображения медвежьих свадеб на картинках и лубочных «раскрасках», где медведи ведут себя, как люди.
У славян действительно существовал обычай называть новобрачных медведями, тем самым привлекая к ним милость Перуна, как ближайшего родственника, а гостей – медведушками, как младших родственников, притёршихся, так сказать «седьмой водой на киселе» и от души желающим молодым милости богов и медвежьего здоровья и благополучия.
Трактовка медведя, как подателя благополучия, обеспечивающего плодородие, великолепно сохранилась и в статичных глиняных игрушках.
Каких только медведей, стоящих на задних лапах, держащие на передних блюда с различными яствами, не встретишь! Особенно хороши каргопольские и дымковские медведи с явными признаками пола по одежде (сарафаны или порты), расписанные по старинным обычаям солярными знаками и символами плодородия. Это всегда рачительные и добродушные хозяева, которые могут и пирогов напечь, и на гармошке сыграть. А как ухожено и многочисленно их весёлое потомство!
В прикладном искусстве медвежий образ обыгран очень широко, в различных сюжетных темах, часть которых «восходит» к мифологическим представлениям о медведях, как о языческом божестве, покровителе дома, семьи и урожая, а другая – близка к реалистическому образу зверя. Самые популярные образы можно подразделить на прямостоящие фигуры, эмблематические изображения, игровые сценки, иллюстрации к сказкам, и медведь-кузнец (здесь фактически любое ремесло) и просто натуралистичные фигурки, изображающие медведей. Издревле изображение медведя служило оберегом для дома и всех живущих в нём.
Потому и дарим мы детям лупоглазых медвежат, давно уже не задумываясь о том, что преподносим им один из древнейших оберегов!
От чего или от кого бережём мы свой дом и своих детей?
Да вот, хотя бы от зловредного существа – кикиморы. Кикимора (шишимора, шишига) поселяясь в доме, делает жизнь в нём очень проблематичной.
Она досаждает всем и во всём! То скачет зайцем под ногами у хозяев, то кидается овощами из подпола, то визжит, то плачет по ночам, то рассыплет соль, то растреплет пряжу. Если уж завелась такая старушонка в доме, то дом буквально наполняется мелкими пакостями. Она и чистое бельё перепачкает, и горшки побьёт, и кур гонять будет, и шерсть у скота повыдёргивает, и детям спать не даст – будет их щекотать и щипать.
Избавиться от кикиморы чрезвычайно трудно! Как только не гоняли шишигу! И «куриного бога» подвешивали, и куклу давали, и старый лапоть за печкой ставили, и можжевельник у детской люльки стелили, а кикимора дождётся, когда обереги начнут «тускнеть» и давай хулиганить с удвоенной силой!
Одного боится кикимора так, что уходит из дома, едва это появляется – медведя.
А дело, говорят, так было:
Поселилась у одного бортника в доме шишига. Сладу с ней не было, всех извела своими проказами, бортник собрался уже и дом бросать, переезжать на другое место, да как-то забрёл к нему на пасеку медведь. Кикимора обрадовалась новой большой игрушке и кинулась у медведя шерсть дёргать, да только медведь её, в отличие от людей, хорошо видел, ну, и помял маленько.
После этого пропала кикиморка надолго. Прошла зима, наступила лето. В один из тёплых дней к детям бортника подковыляла старушка, вся такая худая, горбатая, во рвань одетая и спрашивает:
- Ушла ли от вас большая кошка, которая осенью была?
Дети удивились и отвечают:
- Зачем ей уходить? Ей у нас хорошо, она вон и котят принесла!
Как услышала это старушка, так и запричитала-завизжала, закружилась на одном месте:
- Прогоните её! Прогоните!!! Где же я теперь жить буду?! И так ваша кошка страшна была, а с котятами к ней и вовсе не подступиться!
И побежала старушка прочь, а следочки после неё, как от птичьих лапок.
Догадался бортник, кто к нему в дом хотел вернуться и в тот же день вырезал изображение медведя и повесил на дверях. С тех пор шишига его дом не тревожила. Впрочем, как и другие дома, где медведь очень быстро «прописался».
Это не я придумала, так быличка говорит!