icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ёли€ ƒворникова
»нтересные факты

¬ каждый дом по медведё?!

  • 810
  • 14

¬ каждый дом по медведё?!

Ќ
Ќикто не задумывалс€, почему у слав€н в домах так часто встречалось изображение или фигурка медвед€? ƒо сих пор, мы пользуемс€ отголосками того обыча€, покупа€ малышу одну из его первых игрушек Ц медвед€.

— медведем в слав€нском фольклоре св€зано множество стихов, сказок и песен, которые с удовольствием слушают и пересказывают из поколени€ в поколение вот уже многие века.

ћедведь Ц попул€рнейшее животное, дел€щее пальму первенства с такими известными персонажами народного творчества, как конь, лиса, петух и пр.

¬ сказках медведи говор€т человеческим €зыком, хитр€т, рассуждают, дружат, враждуют, им придаютс€ вполне человеческие черты характера.

Ќа многих гербах русских (и не только русских) городов изображены медведи, как символы ума, силы и защиты, всегда готовые дать отпор врагу. Ќедаром, так часто русских сравнивают с медвед€ми: русский человек действительно нерасторопен и незлобив, но, при надобности, может и посто€ть за себ€.

¬сЄ это св€зано с древнейшими архаичными культами грозного божества, воплощением которого был медведь, Ђхоз€инї, Ђдедушкаї, Ђстарикї, Ђмедведкої и пр.

Ќа прот€жении тыс€чи лет соседства с православием многие мифологические образы забывались и исчезали, а вот медведь как был, так и осталс€ воплощением духа силы, мощи и величи€ духа ещЄ со времЄн, когда русска€, украинска€ и белорусска€ традиции были единой восточнослав€нской культурой. Ќо даже сейчас, когда некогда едина€ система слав€нских мифов значительно изменена и раздроблена, она продолжает существовать, а образ медвед€ по-прежнему попул€рен во всех Ђотпочковавшихс€ї традици€х.

ƒа-да, некогда медведь считалс€ культовым зверем, чьЄ им€ было буквально табуировано, чтобы не привлечь к себе пристального божественного внимани€.

—уществование подобного культа подтверждаетс€ и элементами обр€дового костюма слав€н и прочей обр€довой сферы.

≈щЄ до середины 19 века у кресть€нства бытовало стойкое мнение, что живущий неподалЄку от вспаханного пол€ медведь, Ђспособствуетї его урожайности, а до 18 века первую полосу пол€ вспахивали, перекинув на спину лошади медвежью шкуру или накинув еЄ на себ€.

„асто в образе медвед€ по€вл€лс€ леший, согласно слав€нским сказани€м, ведь тогда леший не был причислен к ЂтЄмным силамї, а €вл€лс€ одним из богов земли и природы. Ќередко в мифах медведь называетс€ Ђгосподиномї, Ђеловым богомї или просто Ц Ђмудрый зверьї.

Ёто ещЄ и самое древнее воплощение бога ѕеруна, верховного божества всех слав€нских народов, бога грома и молний, который €вл€етс€ Ђединым володыкою всегої.

»дол ѕеруна сто€л в  иеве на холме ещЄ во времена кн€з€ »гор€, а в летописи, датированной 945 годом, читаем: Ђѕризвал »горь жрецов и пришЄл на холм ѕеруновый, и положил оружие своЄ и щиты, и золото.ї

¬ Ѕелоруссии есть местечко, нос€щее название ѕерынь, на его территории находилось огромное св€тилище, представл€ющее собой идеально выглаженную ровную площадку, в центре которой возвышалс€ идол, украшенный огромным медвежьим черепом, а по кра€м денно и нощно горели восемь костров.

ѕозже, когда утвердилось христианство, Ђзаместителемї ѕеруна стал »ль€-пророк и стали говорить, что это не ѕерун свой огонь с небес во врем€ грозы мечет, а »ль€-пророк на огненной колеснице (или тройке) катитс€.

Ќо, вернЄмс€ к нашим медвед€м!

 онечно, вы встречали изображени€ медвежьих свадеб на картинках и лубочных Ђраскраскахї, где медведи ведут себ€, как люди.

” слав€н действительно существовал обычай называть новобрачных медвед€ми, тем самым привлека€ к ним милость ѕеруна, как ближайшего родственника, а гостей Ц медведушками, как младших родственников, притЄршихс€, так сказать Ђседьмой водой на киселеї и от души желающим молодым милости богов и медвежьего здоровь€ и благополучи€.

“рактовка медвед€, как подател€ благополучи€, обеспечивающего плодородие, великолепно сохранилась и в статичных глин€ных игрушках.

 аких только медведей, сто€щих на задних лапах, держащие на передних блюда с различными €ствами, не встретишь! ќсобенно хороши каргопольские и дымковские медведи с €вными признаками пола по одежде (сарафаны или порты), расписанные по старинным обыча€м сол€рными знаками и символами плодороди€. Ёто всегда рачительные и добродушные хоз€ева, которые могут и пирогов напечь, и на гармошке сыграть. ј как ухожено и многочисленно их весЄлое потомство!

¬ прикладном искусстве медвежий образ обыгран очень широко, в различных сюжетных темах, часть которых Ђвосходитї к мифологическим представлени€м о медвед€х, как о €зыческом божестве, покровителе дома, семьи и урожа€, а друга€ Ц близка к реалистическому образу звер€. —амые попул€рные образы можно подразделить на пр€мосто€щие фигуры, эмблематические изображени€, игровые сценки, иллюстрации к сказкам, и медведь-кузнец (здесь фактически любое ремесло) и просто натуралистичные фигурки, изображающие медведей. »здревле изображение медвед€ служило оберегом дл€ дома и всех живущих в нЄм.

ѕотому и дарим мы дет€м лупоглазых медвежат, давно уже не задумыва€сь о том, что преподносим им один из древнейших оберегов!

ќт чего или от кого бережЄм мы свой дом и своих детей?

ƒа вот, хот€ бы от зловредного существа Ц кикиморы.  икимора (шишимора, шишига) посел€€сь в доме, делает жизнь в нЄм очень проблематичной.

ќна досаждает всем и во всЄм! “о скачет зайцем под ногами у хоз€ев, то кидаетс€ овощами из подпола, то визжит, то плачет по ночам, то рассыплет соль, то растреплет пр€жу. ≈сли уж завелась така€ старушонка в доме, то дом буквально наполн€етс€ мелкими пакост€ми. ќна и чистое бельЄ перепачкает, и горшки побьЄт, и кур гон€ть будет, и шерсть у скота повыдЄргивает, и дет€м спать не даст Ц будет их щекотать и щипать.

»збавитьс€ от кикиморы чрезвычайно трудно!  ак только не гон€ли шишигу! » Ђкуриного богаї подвешивали, и куклу давали, и старый лапоть за печкой ставили, и можжевельник у детской люльки стелили, а кикимора дождЄтс€, когда обереги начнут Ђтускнетьї и давай хулиганить с удвоенной силой!

ќдного боитс€ кикимора так, что уходит из дома, едва это по€вл€етс€ Ц медвед€.

ј дело, говор€т, так было:

ѕоселилась у одного бортника в доме шишига. —ладу с ней не было, всех извела своими проказами, бортник собралс€ уже и дом бросать, переезжать на другое место, да как-то забрЄл к нему на пасеку медведь.  икимора обрадовалась новой большой игрушке и кинулась у медвед€ шерсть дЄргать, да только медведь еЄ, в отличие от людей, хорошо видел, ну, и пом€л маленько.

ѕосле этого пропала кикиморка надолго. ѕрошла зима, наступила лето. ¬ один из тЄплых дней к дет€м бортника подковыл€ла старушка, вс€ така€ худа€, горбата€, во рвань одета€ и спрашивает:

- ”шла ли от вас больша€ кошка, котора€ осенью была?

ƒети удивились и отвечают:

- «ачем ей уходить? ≈й у нас хорошо, она вон и кот€т принесла!

 ак услышала это старушка, так и запричитала-завизжала, закружилась на одном месте:

- ѕрогоните еЄ! ѕрогоните!!! √де же € теперь жить буду?! » так ваша кошка страшна была, а с кот€тами к ней и вовсе не подступитьс€!

» побежала старушка прочь, а следочки после неЄ, как от птичьих лапок.

ƒогадалс€ бортник, кто к нему в дом хотел вернутьс€ и в тот же день вырезал изображение медвед€ и повесил на двер€х. — тех пор шишига его дом не тревожила. ¬прочем, как и другие дома, где медведь очень быстро Ђпрописалс€ї.

Ёто не € придумала, так быличка говорит!


mas
ћарк Ѕлау

”мил€тьс€ медведем? „итайте  иплинга:

ѕодходил он все ближе и ближе, умол€ющ, жалок и стар,
ќт лба и до подбородка распорол мне лицо удар...

(ћирова€ с медведем)

spe
ёли€ ƒворникова

“ак-то оно так! Ќо, у американских индейцев медведь олицетворение бессмерти€ и был одним из тотемных животных.  ульт медвед€ проходил через всю историю человечества, просто у каждого из народов - свой.
24 марта, в день весеннего равноденстви€, белорусы праздновали УкомоедицуФ праздник, св€зывавшийс€ с пробуждением медвед€, во врем€ которого устраивали пл€ски в вывернутых мехом наружу шубах и пекли УкомыФ из гороховой муки. — этим праздником соотнос€тс€ античные праздники медвед€, проводившиес€ 25 марта, которые назывались "comoedia", послужившие прообразом позднейшей "комедии". Ќа некоторых женских статуэтках эпохи неолита богин€ представлена в виде медведицы. јртемида в греческой мифологии также частенько по€вл€лась в образе медведицы, а ее жриц называли УмедведицамиФ. » без медвед€ »ван-царевич не победил бы * ащика Ќевмерущего* - общеизвестный сказочный факт!

pro
“амара ћеркулова

¬ообще еще ходили на медвед€ с рогатиной. «абава не дл€ слабых и не дл€ робких!

top
Halida Rojkova

ѕрекрасно изложено, с соблюдением всех фольклорных правил. ”мничка, ёлечка!+++++++++++++++

deb
јнатолий ѕастухов

ќднажды охотилс€ на медвед€. ¬ первый и последний раз в жизни. “еперь мен€ ни за что не упросить в напарники на такую охоту. Ёто лишь внешне медведь медлителен, но если ему надо, то бежит быстрее лошади! » на дерево лезет, как белка!  ороче, не по мне така€ охота, когда медведь сам мгновенно становитс€ охотником за моей (простите) задницей :-)

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+