icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Юлия Дворникова
Интересные факты

В каждый дом по медведЮ?!

  • 1100
  • 14

В каждый дом по медведЮ?!

Н
Никто не задумывался, почему у славян в домах так часто встречалось изображение или фигурка медведя? До сих пор, мы пользуемся отголосками того обычая, покупая малышу одну из его первых игрушек – медведя.

С медведем в славянском фольклоре связано множество стихов, сказок и песен, которые с удовольствием слушают и пересказывают из поколения в поколение вот уже многие века.

Медведь – популярнейшее животное, делящее пальму первенства с такими известными персонажами народного творчества, как конь, лиса, петух и пр.

В сказках медведи говорят человеческим языком, хитрят, рассуждают, дружат, враждуют, им придаются вполне человеческие черты характера.

На многих гербах русских (и не только русских) городов изображены медведи, как символы ума, силы и защиты, всегда готовые дать отпор врагу. Недаром, так часто русских сравнивают с медведями: русский человек действительно нерасторопен и незлобив, но, при надобности, может и постоять за себя.

Всё это связано с древнейшими архаичными культами грозного божества, воплощением которого был медведь, «хозяин», «дедушка», «старик», «медведко» и пр.

На протяжении тысячи лет соседства с православием многие мифологические образы забывались и исчезали, а вот медведь как был, так и остался воплощением духа силы, мощи и величия духа ещё со времён, когда русская, украинская и белорусская традиции были единой восточнославянской культурой. Но даже сейчас, когда некогда единая система славянских мифов значительно изменена и раздроблена, она продолжает существовать, а образ медведя по-прежнему популярен во всех «отпочковавшихся» традициях.

Да-да, некогда медведь считался культовым зверем, чьё имя было буквально табуировано, чтобы не привлечь к себе пристального божественного внимания.

Существование подобного культа подтверждается и элементами обрядового костюма славян и прочей обрядовой сферы.

Ещё до середины 19 века у крестьянства бытовало стойкое мнение, что живущий неподалёку от вспаханного поля медведь, «способствует» его урожайности, а до 18 века первую полосу поля вспахивали, перекинув на спину лошади медвежью шкуру или накинув её на себя.

Часто в образе медведя появлялся леший, согласно славянским сказаниям, ведь тогда леший не был причислен к «тёмным силам», а являлся одним из богов земли и природы. Нередко в мифах медведь называется «господином», «еловым богом» или просто – «мудрый зверь».

Это ещё и самое древнее воплощение бога Перуна, верховного божества всех славянских народов, бога грома и молний, который является «единым володыкою всего».

Идол Перуна стоял в Киеве на холме ещё во времена князя Игоря, а в летописи, датированной 945 годом, читаем: «Призвал Игорь жрецов и пришёл на холм Перуновый, и положил оружие своё и щиты, и золото.»

В Белоруссии есть местечко, носящее название Перынь, на его территории находилось огромное святилище, представляющее собой идеально выглаженную ровную площадку, в центре которой возвышался идол, украшенный огромным медвежьим черепом, а по краям денно и нощно горели восемь костров.

Позже, когда утвердилось христианство, «заместителем» Перуна стал Илья-пророк и стали говорить, что это не Перун свой огонь с небес во время грозы мечет, а Илья-пророк на огненной колеснице (или тройке) катится.

Но, вернёмся к нашим медведям!

Конечно, вы встречали изображения медвежьих свадеб на картинках и лубочных «раскрасках», где медведи ведут себя, как люди.

У славян действительно существовал обычай называть новобрачных медведями, тем самым привлекая к ним милость Перуна, как ближайшего родственника, а гостей – медведушками, как младших родственников, притёршихся, так сказать «седьмой водой на киселе» и от души желающим молодым милости богов и медвежьего здоровья и благополучия.

Трактовка медведя, как подателя благополучия, обеспечивающего плодородие, великолепно сохранилась и в статичных глиняных игрушках.

Каких только медведей, стоящих на задних лапах, держащие на передних блюда с различными яствами, не встретишь! Особенно хороши каргопольские и дымковские медведи с явными признаками пола по одежде (сарафаны или порты), расписанные по старинным обычаям солярными знаками и символами плодородия. Это всегда рачительные и добродушные хозяева, которые могут и пирогов напечь, и на гармошке сыграть. А как ухожено и многочисленно их весёлое потомство!

В прикладном искусстве медвежий образ обыгран очень широко, в различных сюжетных темах, часть которых «восходит» к мифологическим представлениям о медведях, как о языческом божестве, покровителе дома, семьи и урожая, а другая – близка к реалистическому образу зверя. Самые популярные образы можно подразделить на прямостоящие фигуры, эмблематические изображения, игровые сценки, иллюстрации к сказкам, и медведь-кузнец (здесь фактически любое ремесло) и просто натуралистичные фигурки, изображающие медведей. Издревле изображение медведя служило оберегом для дома и всех живущих в нём.

Потому и дарим мы детям лупоглазых медвежат, давно уже не задумываясь о том, что преподносим им один из древнейших оберегов!

От чего или от кого бережём мы свой дом и своих детей?

Да вот, хотя бы от зловредного существа – кикиморы. Кикимора (шишимора, шишига) поселяясь в доме, делает жизнь в нём очень проблематичной.

Она досаждает всем и во всём! То скачет зайцем под ногами у хозяев, то кидается овощами из подпола, то визжит, то плачет по ночам, то рассыплет соль, то растреплет пряжу. Если уж завелась такая старушонка в доме, то дом буквально наполняется мелкими пакостями. Она и чистое бельё перепачкает, и горшки побьёт, и кур гонять будет, и шерсть у скота повыдёргивает, и детям спать не даст – будет их щекотать и щипать.

Избавиться от кикиморы чрезвычайно трудно! Как только не гоняли шишигу! И «куриного бога» подвешивали, и куклу давали, и старый лапоть за печкой ставили, и можжевельник у детской люльки стелили, а кикимора дождётся, когда обереги начнут «тускнеть» и давай хулиганить с удвоенной силой!

Одного боится кикимора так, что уходит из дома, едва это появляется – медведя.

А дело, говорят, так было:

Поселилась у одного бортника в доме шишига. Сладу с ней не было, всех извела своими проказами, бортник собрался уже и дом бросать, переезжать на другое место, да как-то забрёл к нему на пасеку медведь. Кикимора обрадовалась новой большой игрушке и кинулась у медведя шерсть дёргать, да только медведь её, в отличие от людей, хорошо видел, ну, и помял маленько.

После этого пропала кикиморка надолго. Прошла зима, наступила лето. В один из тёплых дней к детям бортника подковыляла старушка, вся такая худая, горбатая, во рвань одетая и спрашивает:

- Ушла ли от вас большая кошка, которая осенью была?

Дети удивились и отвечают:

- Зачем ей уходить? Ей у нас хорошо, она вон и котят принесла!

Как услышала это старушка, так и запричитала-завизжала, закружилась на одном месте:

- Прогоните её! Прогоните!!! Где же я теперь жить буду?! И так ваша кошка страшна была, а с котятами к ней и вовсе не подступиться!

И побежала старушка прочь, а следочки после неё, как от птичьих лапок.

Догадался бортник, кто к нему в дом хотел вернуться и в тот же день вырезал изображение медведя и повесил на дверях. С тех пор шишига его дом не тревожила. Впрочем, как и другие дома, где медведь очень быстро «прописался».

Это не я придумала, так быличка говорит!

mas
Марк Блау

Умиляться медведем? Читайте Киплинга:

Подходил он все ближе и ближе, умоляющ, жалок и стар,
От лба и до подбородка распорол мне лицо удар...

(Мировая с медведем)

spe
Юлия Дворникова

Так-то оно так! Но, у американских индейцев медведь олицетворение бессмертия и был одним из тотемных животных. Культ медведя проходил через всю историю человечества, просто у каждого из народов - свой.
24 марта, в день весеннего равноденствия, белорусы праздновали “комоедицу” праздник, связывавшийся с пробуждением медведя, во время которого устраивали пляски в вывернутых мехом наружу шубах и пекли “комы” из гороховой муки. С этим праздником соотносятся античные праздники медведя, проводившиеся 25 марта, которые назывались "comoedia", послужившие прообразом позднейшей "комедии". На некоторых женских статуэтках эпохи неолита богиня представлена в виде медведицы. Артемида в греческой мифологии также частенько появлялась в образе медведицы, а ее жриц называли “медведицами”. И без медведя Иван-царевич не победил бы *Кащика Невмерущего* - общеизвестный сказочный факт!

pro
Тамара Меркулова

Вообще еще ходили на медведя с рогатиной. Забава не для слабых и не для робких!

top
Halida Rojkova

Прекрасно изложено, с соблюдением всех фольклорных правил. Умничка, Юлечка!+++++++++++++++

deb
Анатолий Пастухов

Однажды охотился на медведя. В первый и последний раз в жизни. Теперь меня ни за что не упросить в напарники на такую охоту. Это лишь внешне медведь медлителен, но если ему надо, то бежит быстрее лошади! И на дерево лезет, как белка! Короче, не по мне такая охота, когда медведь сам мгновенно становится охотником за моей (простите) задницей :-)

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+