icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
¬ладислав „ерных
ѕраздники

”строим ћедвежий праздник?

  • 521
  • 5

”строим ћедвежий праздник?

ћ
Ућедведь в –оссии больше, чем медведьї - так, перефразиру€ известные мандельштамовские строки, можно сказать о бытующем в нашей стране чувстве уважени€ и даже опаски по отношению к этому зверю. » неспроста Ц здоровенный хищник, именуемый по-ученому Ursus arctos, издревле €вл€лс€ одним из самых крупных и опасных обитателей бескрайних лесов. ќн был бессменным персонажем фольклора народностей, проживающих на территории –уси, его им€ вошло в пословицы и поговорки. » в наше врем€ медвед€ не забывают Ц ћишка был олимпийским талисманом, медвежий профиль в бесчисленном количестве смотрит на нас со вс€ких агитационных плакатов на улицах, а на «ападе бульварные издани€ до сих пор пугают обывател€ медвед€ми с балалайкой и русской медвежьей кавалерией.

”важительное и сакральное отношение к грозному зверю в старину было свойственно практически всей северной ≈вразии и ƒальнему ¬остоку. Ѕольше всего чтили медвед€ и даже возвели преклонение перед ним в культ некоторые северные народности Ц нивхи, ханты, манси, эвенки. ћедведь в их веровани€х считалс€ посредником между миром людей и нижним миром духов. Ёто неудивительно Ц веро€тно, не один неудачливый охотник был им туда отправлен. Ћюди старались его Ђне поминать всуеї, придумывали иносказательные прозвища, чтобы зверь не услышал и не пришел в селение. —читалось, что медведь, он же —тарик, ƒедушка или Ѕатюшка, понимает человечью речь и обладает св€щенным знанием.

ƒл€ почитани€ медвед€ племена северных охотников придумали и торжественно проводили ћедвежий праздник. ќн был не ежегодным, но хот€ бы раз в семь лет провести его было необходимо, чтобы —тарик не обиделс€. Ѕывали праздники и спорадические, когда удавалось добыть звер€ Ц жили-то племена зачастую впроголодь. Ћегенды, св€занные с этим гул€нием, у разных племен схожи, и чаще всего рассказывают об украденной медведем юной девушке, котора€ впоследствии вернулась к родным и родила братьев Ц медвежонка и человека. ѕодраста€, брать€ часто мер€лись силами и однажды человек случайно убил медвед€. ѕеред смертью тот поведал, какие обр€ды нужно выполн€ть при медвежьей охоте и похоронах убитого звер€. — тех пор местные жители во врем€ праздника инсценируют весь комплекс этих обр€дов и ритуалов.

¬ старину медвежий праздник начиналс€ с охоты на звер€. Ёто было, как правило, в декабре, когда мишка только залег в берлогу и не успел исхудать.   охоте относились серьезно, соблюдали массу условностей - она была ещЄ и обр€дом инициации новых охотников. Ќайд€ берлогу, медвед€ будили шумом, Ђприглаша€ в гостиї.  огда хоз€ин берлоги принимал приглашение, в него начинали стрел€ть, а до эпохи огнестрельного оружи€ Ц метать копь€ и стрелы. ѕри этом считалось важным, как бы сейчас сказали, Ђочистить кармуї - перенести вину за убийство на посторонних, например, на Ђрусское ружьеї. ћертвого звер€ тащили арканом, который должен был особым образом продеть через пасть самый молодой охотник. ѕотом медвед€ просили поделитьс€ шубой, Ђполучив согласиеї, с песн€ми и танцами еЄ сдирали.

ѕосле того, как туша медвед€ оказывалась в селении, сн€тую шкуру торжественно помещали в общественном доме. ѕеред отрубленной головой ставили угощение, приносили ей монетки, украшени€ и куски ткани. “от охотник, который нанес медведю coup de grace, становилс€ ведущим праздника. ¬ виде отличи€ он имел право отрезать зверю нос и носить прив€занным ко лбу. — наступлением ночи медвежьим останкам пелась песн€, котора€ должна была Ђразбудитьї гост€, а поутру друга€ играла роль колыбельной. ¬ промежутке между ними пелось ещЄ три сотни обр€довых песен, отпл€сывались танцы и изображались сценки от имени разных животных. ¬ этих сценках обыгрывались не только взаимоотношени€ с миром сакрального, но и повседневные, земные заботы племени, они часто мен€лись и дополн€лись. “ак, одним из исследователей в 30-е годы была отмечена сценка Ђ расный комиссарї, танцуема€ с дерев€нным маузером.

ѕотом наступал апофеоз праздника. Ћюди до отвала объедались вареным м€сом, при этом ритуально каркали, чтобы возложить вину за употребление м€са на ворон. ћедведь Ђгостилї в селении несколько дней Ц веро€тно, пока жители не подъедали все м€со и субпродукты. ѕоэтому крупные самцы участвовали в празднике п€ть дней, медведицу чествовали четыре дн€, а медвежонка Ц два-три. ѕосле этого душа приглашенного отправл€лась в загробный мир, чтобы вскорости возродитьс€ в другом звере. ”крашенный череп помещали в св€тилище, иногда туда же отправл€лась и шкура, но реже, поскольку она бывала нужна дл€ утилитарных целей.  ости скелета торжественно хоронили под аккомпанемент прощальных песен.

” дальневосточных народностей медвежий праздник имел некоторые отличи€ от северного Ц медвежонка дл€ праздника ловили в лесу и выращивали в клетке до трех лет. ’оз€ин, поймавший звереныша, должен был плюнуть ему в рот, чтобы тот не вырос злым. ќн считалс€ членом семьи выращивающего, Ђсынкомї, хоз€йка даже могла кормить его грудью при наличии молока. ¬ канун торжества Ђсынкаї водили по селению, угощали разными €ствами. Ќа праздник созывали не только односельчан, но окрестных жителей. ”строитель празднества прив€зывал медвед€ в центре селени€, просил у него и духов прощени€, потом мужчины начинали стрел€ть из луков. ѕраво последнего выстрела с самого близкого рассто€ни€ принадлежало вырастившему медвежонка.

ѕосле завершени€ ритуальной Ђохотыї с туши медвед€ снимали цепь и относили в дом Ц так он получал приглашение. “ушу свежевали, помещали в большой котел и варили. ћ€со хоз€ин раздавал сам, самый почетный гость получал голову и должен был отдаритьс€ ездовой собакой.  ости хоронили, завалива€ срубленными деревь€ми, р€дом на пне помещали обглоданный череп. ћесто захоронени€ было св€щенным, ходить к нему запрещалось. ј праздник продолжалс€, гости несколько дней доедали Ђсынкаї, устраивали гонки на нартах, пели, сост€зались в силе. ќбычно такие игрища длились неделю. ѕоследнее подобное меропри€тие, проведенное по всем канонам у народа орочей, было зафиксировано в 1932 году.

–азумеетс€, в наше врем€ ћедвежьи праздники сильно изменились. ¬ советское врем€ они было совсем канули в забытье, поскольку считались Ђрелигиозным дурманомї. ¬озрождение традиции на земл€х древней ёгры произошло в конце прошлого века. “еперь праздник имеет характер этнографического фестивал€, но медвежь€ охота осталась насто€щей, благо зверей в ’ћјќ пока хватает. √остей со всей страны съезжаетс€ не меньше, чем местных жителей. ¬ празднике стало больше зрелищности, театральности, однако исследователи отмечают, что р€д старинных ритуалов и песен сократилс€ и упростилс€, некоторые и вовсе утрачены. ќчень мало осталось стариков, которые помн€т те, насто€щие гул€ни€. “ем не менее, канва празднества cохранилась прежней, восторг и ликование зрителей неподдельны. —таринный обычай продолжает житьЕ


top
Halida Rojkova

ћедвед€ жалко! “ак его чтить и так мучить! ј отрезанный нос вообще убил...

spe
¬ладислав „ерных

ƒа уж, € вот в процессе написани€ думал - хорошо, что чаще всего зимой праздновали. ј летом-то запашок, наверное, принуждал побыстрее свернуть праздник...

mas
≈вгений Ѕагдерин

—тать€ интересна€ и познавательна€. —егодн€ танцев с бубнами вокруг этого звер€ почти не устраивают. ћ€со не употребл€ют из за страшных заболеваний животного. ”потребл€ют только медвежьи лапы и те вар€т 5 часов. ќсобую ценность представл€ет желчь и как трофей шкура. —амые большие особи обитают на  амчатке.

pro
“амара ћеркулова

ƒа уже, забавное празднование придумали. ј вообще медвед€ убить - бабка надвое сказала. ќн тоже может.

deb
¬аха Ўамсудов

Ќе знал, что существует ћедвежий праздник. ¬ы прекрасно рассказали о том, как он проводитс€. онечно, медвед€ жалко - ведь его убивают дл€ праздника. Ќо это жизнь. —тать€ мне симпатична. +++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+