icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
»нтересные факты

“айна √амельнского крысолова: что стоит за легендой?

  • 2143
  • 1

“айна √амельнского крысолова: что стоит за легендой?

»
»сторию о √амельнском крысолове знаю все Ц настолько, что даже создатели мультфильма ЂЎрекї, целиком составленного из пародий на общеизвестные сказки и легенды, не забыли о нейЕ да что ЂЎрекї!  то только не обращалс€ к этому сюжету: ».¬.√Єте, √.√ейне, –.Ѕраунинг, ћ.÷ветаева, Ѕ.Ѕрехт, —.Ћогинов, ј.ЌортонЕ даже —ельма ЋагерлЄф обыграла этот мотив в своЄм Ђѕутешествии Ќильса с дикими гус€миїЕ что же здесь такого примечательного? ¬спомним дл€ начала саму легенду.

 ак-то раз город √амельн атаковали крысы. Ќе было от них никакого спасени€ Ц нападали и на кошек, и на собак, и даже на младенцев в колыбел€х. » вот, по€вилс€ в городе неизвестный с дудкой, одетый в пЄструю одежду, и пообещал избавить √амельн от крыс, потребовав за это столько золота, сколько он сможет унести.  онечно, отцы города пообещали ему всЄ, что он захочет Ц лишь бы убрал несносных грызунов. » вот, незнакомец встал на главной площади (некоторые источники уточн€ют: встал спиной к собору) и начал играть на флейте. Ќа звуки флейты немедленно сбежались все крысы и покорно последовали за музыкантом, который повЄл их к реке ¬езер Ц там они и утонули. “еперь, когда опасность миновала, городские власти с лЄгкостью забыли о своЄм обещании Ц обещанной платы крысолов не получил, за что жестоко отомстил горожанам: снова начал играть на своей флейте, но на этот раз на еЄ звук сбежались не крысы, а дети, так же покорно последовавшие за зловещим флейтистомЕ ƒалее версии расход€тс€: то ли он детей, как и крыс утопил в реке, то ли увЄл через горы в “рансильванию, то ли заключил в горе  оппенбург, пообещав вернутьс€ за ними во врем€ оноЕ —пастись удалось только двум мальчикам, отставшим от процессии Ц один был слепой и не мог идти без поводыр€, а другой, который вЄл его, был глухой и потому не слышал опасного зова флейты. ѕо другим источникам, оба мальчика были вполне здоровы, но после этих событий один ослеп, другой потер€л способность говорить. »ные говор€т, что мальчик вообще был один Ц хромойЕ

¬от така€ легенда. Ќа первый взгл€д Ц ничего экстраординарного: есть много сказок и легенд о чудесных музыкантах, чь€ музыка обладала демонической властью над людьми, природой и даже бесплотными духами (начина€ мифом об ќрфее и конча€ слухами, которые в просвещЄнном XIX в. ходили вокруг персоны великого Ќ.ѕаганини). Ќо только применительно к гамельнской легенде точно указываетс€ дата количество жертв! Ђ¬ 1284 году в день »оанна и ѕавла, что было в 26-й день мес€ца июн€, одетый в пЄструю одежду флейтист вывел из города сто и тридцать рождЄнных в √амельне детей на  оппен близ  альварии, где они и пропалиї, Ц говоритс€ в хронике города √амельна, причЄм запись сделана в 1375 г, т.е. 91 год спуст€ люди помнили всЄ с подробност€ми! Ќевольно задумаешьс€, что речь идЄт о некоем вполне реальном событииЕ о каком?

ЌачнЄм с того, что слово Ђдетиї (Kinder) совсем не об€зательно подразумевало несовершеннолетних Ц оно могло употребл€тьс€ в значении Ђуроженцы такого-то городаї (в данном случае Ц √амельна). “аким образом, наш герой мог увести вполне взрослых молодых людей Ц причЄм ушли они абсолютно добровольно. ≈вропа вообще и √ермани€ в частности страдали тогда от перенаселени€, дело усугубл€лось майоратом Ц принципом наследовани€, при котором всЄ имущество покойного получает старший сын, прочим же сыновь€м не достаЄтс€ ничего. ј когда в обществе образуетс€ огромное количество людей, оказавшихс€ не у дел Ц жди социальных катаклизмов, поэтому в таких ситуаци€х всегда старались что-то предприн€ть (скажем, призыв к первому крестовому походу тоже был во многом св€зан с такой ситуацией). ¬от и ходили по немецким городам вербовщики, призыва€ Ђнепристроенныхї молодых людей пересел€тьс€ в восточные земли Ц не случайно в одном из вариантов легенды упоминаетс€ “рансильвани€Е Ќа первый взгл€д убедительно, но ведь такие вербовщики ходили по многим городам, а соответствующа€ запись в хронике почему-то по€вилась только в √амельне! “акже непон€тно, откуда вз€лись крысы (впрочем, в хронике о них тоже ничего нет Ц возможно, этот мотив Ђприклеилс€ї уже позднее, в устной традиции), а главное Ц как-то сложно представить такого вербовщика в пЄстрой одежде и с флейтой. ¬ таком виде могла представл€тьс€Е смерть!

¬спомним многочисленные средневековые рисунки и гравюры, изображающие Ђпл€ску смертиї: страшный танцующий скелет вовлекает представителей разных сословий в свой зловещий танец. Ќа некоторых картинках этот жуткий хоровод сопровождают дудочники в пЄстрой одежде, а кое-где в образе такого музыканта представлена сама —мертьЕ Ётот образ породила грандиозна€ эпидеми€ чумы Ц катастрофа, выкосивша€ почти половину населени€ ≈вропыЕ так не чума ли Ђзабралаї гамельнских детей? “огда становитс€ пон€тным присутствие в легенде крыс и детей: св€зь между нашествием крыс и эпидемией была очевидна уже дл€ людей —редневековь€, а жертвами ЂчЄрной смертиї чаще всего становились люди с более слабым иммунитетом Ц старики и дети. » если смерть стариков могли воспринимать более или менее философски (мол, всЄ равно дедушке на тот свет пора), то смерть ребЄнка Ц это потер€ будущего кормильца в старости, она Ђсильнее бьЄтї, поэтому именно смерть детей нашла отражение в легендеЕ

≈сли даже представить, что гамельнский летописец мог выразитьс€ аллегорически (что представить весьма сложно), вс€ эта логическа€ конструкци€ обрушиваетс€ одним-единственным фактом: интересующее нас событие произошло в 1284 г., а чума пришла в ≈вропу только в 1348! ќтпадает хронологически и другое событие, с которым пытаютс€ св€зывать легенду Ц детский крестовый поход 1212 годаЕ

Ѕолее правдоподобную версию предлагает немецка€ исследовательница ¬.¬еллер: несчастный случай по дороге на праздник летнего солнцесто€ни€. ¬ 15 км от √амельна существует болотиста€ котловина, а р€дом с ней Ц узкое ущелье, это место называют в народе „Єртовой дырой Ц там нередко погибали люди, попада€ под оползень или утопа€ в тр€сине Ц вполне возможно, что нечто подобное случилось и с теми 130 детьми. ƒвое-трое детей, замыкающие процессию, вполне могли отстать и избежать страшной участи, но стать свидетел€ми трагедии и рассказать об этом дома.  онечно, рассказ получилс€ бессв€зным Ц ведь дети испытали колоссальный стресс, последстви€ми которого могла стать и слепота, и немота, и другие расстройства. ¬месте с детьми погиб флейтист в одежде скомороха, тоже направл€вшийс€ на праздник, и если он был единственным взрослым человеком в этой компании (а может, и инициатором злополучного похода) Ц общественное мнение вполне могло посмертно возложить на него ответственность за случившеес€Е в общем, уважаемые родители, не отпускайте детей с кем попало, особенно если путь лежит через опасную местность.

¬сЄ это, конечно, логично, но напрашиваетс€ вопрос: а куда они шли Ц где проходило празднество? ¬ окрестност€х средневекового √амельна было только одно подход€щее место Ц замок  оппенбург, путь к которому действительно лежит через упом€нутое ущельеЕ ¬от только неув€зочка получаетс€: никакого праздника возле  оппенбурга в 1284 г. быть не могло Ц ведь построен замок только в 1303! ƒа и день летнего солнцесто€ни€ всЄ-таки 22 июн€, а не 26, когда всЄ случилосьЕ ясность могли бы внести раскопки в „Єртовой дыре Ц в болоте тела сохран€ютс€ неплохо, следы трагедии можно было бы обнаружить, но раскопок не былоЕ

¬ыдвигались версии и совсем уж фантастические: в зловещем музыканте видели и мань€ка-педофила, и дь€вола, и дажеЕ инопланет€нина, забравшего земных детей дл€ опытов (впрочем, об ЌЋќ в тот год средневековые хроники ничего не говор€т).

»так, множество версий Ц и ни одну из них нельз€ назвать безупречной! “айна √амельнского крысолова пока остаЄтс€ тайной.


deb
Ќаталь€ –еутова

а € думала, что наконец-то что-то про€снитс€... » все таки тайны так привлекательны... +++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+