icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Интересные факты

Тайна Гамельнского крысолова: что стоит за легендой?

  • 1776
  • 1

Тайна Гамельнского крысолова: что стоит за легендой?

И
Историю о Гамельнском крысолове знаю все – настолько, что даже создатели мультфильма «Шрек», целиком составленного из пародий на общеизвестные сказки и легенды, не забыли о ней… да что «Шрек»! Кто только не обращался к этому сюжету: И.В.Гёте, Г.Гейне, Р.Браунинг, М.Цветаева, Б.Брехт, С.Логинов, А.Нортон… даже Сельма Лагерлёф обыграла этот мотив в своём «Путешествии Нильса с дикими гусями»… что же здесь такого примечательного? Вспомним для начала саму легенду.

Как-то раз город Гамельн атаковали крысы. Не было от них никакого спасения – нападали и на кошек, и на собак, и даже на младенцев в колыбелях. И вот, появился в городе неизвестный с дудкой, одетый в пёструю одежду, и пообещал избавить Гамельн от крыс, потребовав за это столько золота, сколько он сможет унести. Конечно, отцы города пообещали ему всё, что он захочет – лишь бы убрал несносных грызунов. И вот, незнакомец встал на главной площади (некоторые источники уточняют: встал спиной к собору) и начал играть на флейте. На звуки флейты немедленно сбежались все крысы и покорно последовали за музыкантом, который повёл их к реке Везер – там они и утонули. Теперь, когда опасность миновала, городские власти с лёгкостью забыли о своём обещании – обещанной платы крысолов не получил, за что жестоко отомстил горожанам: снова начал играть на своей флейте, но на этот раз на её звук сбежались не крысы, а дети, так же покорно последовавшие за зловещим флейтистом… Далее версии расходятся: то ли он детей, как и крыс утопил в реке, то ли увёл через горы в Трансильванию, то ли заключил в горе Коппенбург, пообещав вернуться за ними во время оно… Спастись удалось только двум мальчикам, отставшим от процессии – один был слепой и не мог идти без поводыря, а другой, который вёл его, был глухой и потому не слышал опасного зова флейты. По другим источникам, оба мальчика были вполне здоровы, но после этих событий один ослеп, другой потерял способность говорить. Иные говорят, что мальчик вообще был один – хромой…

Вот такая легенда. На первый взгляд – ничего экстраординарного: есть много сказок и легенд о чудесных музыкантах, чья музыка обладала демонической властью над людьми, природой и даже бесплотными духами (начиная мифом об Орфее и кончая слухами, которые в просвещённом XIX в. ходили вокруг персоны великого Н.Паганини). Но только применительно к гамельнской легенде точно указывается дата количество жертв! «В 1284 году в день Иоанна и Павла, что было в 26-й день месяца июня, одетый в пёструю одежду флейтист вывел из города сто и тридцать рождённых в Гамельне детей на Коппен близ Кальварии, где они и пропали», – говорится в хронике города Гамельна, причём запись сделана в 1375 г, т.е. 91 год спустя люди помнили всё с подробностями! Невольно задумаешься, что речь идёт о некоем вполне реальном событии… о каком?

Начнём с того, что слово «дети» (Kinder) совсем не обязательно подразумевало несовершеннолетних – оно могло употребляться в значении «уроженцы такого-то города» (в данном случае – Гамельна). Таким образом, наш герой мог увести вполне взрослых молодых людей – причём ушли они абсолютно добровольно. Европа вообще и Германия в частности страдали тогда от перенаселения, дело усугублялось майоратом – принципом наследования, при котором всё имущество покойного получает старший сын, прочим же сыновьям не достаётся ничего. А когда в обществе образуется огромное количество людей, оказавшихся не у дел – жди социальных катаклизмов, поэтому в таких ситуациях всегда старались что-то предпринять (скажем, призыв к первому крестовому походу тоже был во многом связан с такой ситуацией). Вот и ходили по немецким городам вербовщики, призывая «непристроенных» молодых людей переселяться в восточные земли – не случайно в одном из вариантов легенды упоминается Трансильвания… На первый взгляд убедительно, но ведь такие вербовщики ходили по многим городам, а соответствующая запись в хронике почему-то появилась только в Гамельне! Также непонятно, откуда взялись крысы (впрочем, в хронике о них тоже ничего нет – возможно, этот мотив «приклеился» уже позднее, в устной традиции), а главное – как-то сложно представить такого вербовщика в пёстрой одежде и с флейтой. В таком виде могла представляться… смерть!

Вспомним многочисленные средневековые рисунки и гравюры, изображающие «пляску смерти»: страшный танцующий скелет вовлекает представителей разных сословий в свой зловещий танец. На некоторых картинках этот жуткий хоровод сопровождают дудочники в пёстрой одежде, а кое-где в образе такого музыканта представлена сама Смерть… Этот образ породила грандиозная эпидемия чумы – катастрофа, выкосившая почти половину населения Европы… так не чума ли «забрала» гамельнских детей? Тогда становится понятным присутствие в легенде крыс и детей: связь между нашествием крыс и эпидемией была очевидна уже для людей Средневековья, а жертвами «чёрной смерти» чаще всего становились люди с более слабым иммунитетом – старики и дети. И если смерть стариков могли воспринимать более или менее философски (мол, всё равно дедушке на тот свет пора), то смерть ребёнка – это потеря будущего кормильца в старости, она «сильнее бьёт», поэтому именно смерть детей нашла отражение в легенде…

Если даже представить, что гамельнский летописец мог выразиться аллегорически (что представить весьма сложно), вся эта логическая конструкция обрушивается одним-единственным фактом: интересующее нас событие произошло в 1284 г., а чума пришла в Европу только в 1348! Отпадает хронологически и другое событие, с которым пытаются связывать легенду – детский крестовый поход 1212 года…

Более правдоподобную версию предлагает немецкая исследовательница В.Веллер: несчастный случай по дороге на праздник летнего солнцестояния. В 15 км от Гамельна существует болотистая котловина, а рядом с ней – узкое ущелье, это место называют в народе Чёртовой дырой – там нередко погибали люди, попадая под оползень или утопая в трясине – вполне возможно, что нечто подобное случилось и с теми 130 детьми. Двое-трое детей, замыкающие процессию, вполне могли отстать и избежать страшной участи, но стать свидетелями трагедии и рассказать об этом дома. Конечно, рассказ получился бессвязным – ведь дети испытали колоссальный стресс, последствиями которого могла стать и слепота, и немота, и другие расстройства. Вместе с детьми погиб флейтист в одежде скомороха, тоже направлявшийся на праздник, и если он был единственным взрослым человеком в этой компании (а может, и инициатором злополучного похода) – общественное мнение вполне могло посмертно возложить на него ответственность за случившееся… в общем, уважаемые родители, не отпускайте детей с кем попало, особенно если путь лежит через опасную местность.

Всё это, конечно, логично, но напрашивается вопрос: а куда они шли – где проходило празднество? В окрестностях средневекового Гамельна было только одно подходящее место – замок Коппенбург, путь к которому действительно лежит через упомянутое ущелье… Вот только неувязочка получается: никакого праздника возле Коппенбурга в 1284 г. быть не могло – ведь построен замок только в 1303! Да и день летнего солнцестояния всё-таки 22 июня, а не 26, когда всё случилось… Ясность могли бы внести раскопки в Чёртовой дыре – в болоте тела сохраняются неплохо, следы трагедии можно было бы обнаружить, но раскопок не было…

Выдвигались версии и совсем уж фантастические: в зловещем музыканте видели и маньяка-педофила, и дьявола, и даже… инопланетянина, забравшего земных детей для опытов (впрочем, об НЛО в тот год средневековые хроники ничего не говорят).

Итак, множество версий – и ни одну из них нельзя назвать безупречной! Тайна Гамельнского крысолова пока остаётся тайной.

deb
Наталья Реутова

а я думала, что наконец-то что-то прояснится... И все таки тайны так привлекательны... +++

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии


выбор читателя

Выбор читателя

16+