«… Под голубыми небесами, великолепными шатрами,
Блестя на солнце снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет.
И речка подо льдом блестит…»
В нескольких строках поэт сумел передать очарование зимнего пейзажа. На самом деле преобладает снег, который зрительно уходит за горизонт. Степной пейзаж может быть привлекательным только для жителя степей. Но даже в степи земная поверхность не остается ровной. Обязательно присутствуют холмы и долины, которые формируют рельеф. Жителям Средней полосы России повезло значительно больше. Парк, лес, небольшие посадки, идущие вдоль дорог и поселений, каждый раз по-разному окружают зрителя.
Особый интерес представляет зимний пейзаж, если в нем присутствуют объекты, которые хочется показать в рисунке. Дети зимой обращают внимание на ели. Они и в самом деле сохраняют зелень, которая напоминает о летнем буйстве зелени. Потому ель и стала культом зимнего праздника, что «зимой и летом – одним цветом».
Настоящий лес состоит не только из хвойных деревьев, тут и там стоят лиственные дерева, потерявшие листву. Даже без листьев обязательно выдастся день, когда иней с утра образует на ветвях свое зимнее украшение. Тогда деревья приобретают изумительно волшебный вид. Его хочется оставить на память. Часто солнышко согревает эти причудливые украшения, и они опадают на землю.
Немного о небе. В морозный день небо сохраняет холодную голубизну. Солнечный свет, отражаясь от снега, ослепляет. От небесной синевы иногда холод кажется еще более сильным, чем он есть на самом деле. Сквозь темные и резко очерченные ветви деревьев солнце проглядывает особенно четко. Его следует рисовать в качестве нижнего слоя.
Некоторые авторы пытаются придать небу сильный голубой цвет, от этого его вид становится мрачным. На самом деле на картине небу следует придавать едва заметный голубой оттенок, тогда наш мозг «доработает» недостаток голубизны. Глядя на небо мы видим более насыщенный голубой цвет, чем его следует давать изображению. Почему? Воздух частично отражает свет и заставляет само небо светиться.
Если есть желание нарисовать облака на небе, то оставляем фон светлым, а синей или голубой красками оставляем несколько капель. Потом эти капли размываются водой. При размытии следует совершать разные по направлению движения. Получается легкая дымка, которую часто наблюдаем и при ясной погоде.
Если прибавить немного смеси черного и белого, то можно смоделировать вид туч, несущих осадки. Их нужно разбросать по всему рисунку, учитывая перспективу. Тучи переднего плана будут казаться больше, чем удаленные к горизонту.
Изображение должно быть выразительным. Как добиться особой выразительности от рисунка? Здесь нужно не торопиться и найти неожиданный ракурс и эффект от освещения. По утрам, когда солнце только появляется на горизонте, в течение нескольких минут возникают неожиданные картины игры солнечного луча и морозного воздуха.
Немного теории влажного воздуха. Сам по себе воздух состоит из азота и кислорода. Это двухатомные газы. Они абсолютно прозрачны для солнечного света. Присутствующие в большом количестве молекулы водяного пара представляют трехатомную молекулу. Вот она уже не так прозрачна. Поэтому мы видим туман, дым и пар, поднимающийся над водоемами. Конечно, есть еще особые состояния водяного пара (влажный насыщенный пар, сухой насыщенный пар и др.), но о них пишут совсем в других учебниках, например, по теплотехнике.
Еще интереснее смотреть на закат. Он длится несколько дольше рассвета и имеет особую красоту. Обычно воздух за день несколько прогревается и поднимается от земли. Его место занимает менее теплый воздух, несущий большее количество конденсируемого водяного пара. Освещение при закате с избытком красных тонов создает иную видимую картину. Мы даже не догадываемся, что так преломляется свет в водяном паре, нас поражает сам открывающийся вид. На иллюстрации представлен закат, играющий всеми цветами. Он показывает, насколько интересным может стать зимний пейзаж. Нужно только уловить этот момент и сохранить само яркое ощущение неожиданной зимней сказки.