icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ёли€ ƒворникова
»нтересные факты

ўи да каша - пища наша? II

  • 1592
  • 18

ўи да каша - пища наша? II

 
 азалось бы, что может быть проще пареной репы? Ц ѕарена€ каша!

я не ошиблась, сама€ правильна€ каша Ц парена€!

 ашу не варили в нашем, сегодн€шнем понимании, кашу парили после того, как вынимали из печи хлеб. ¬от в этот м€гкий, остывающий жар и ставили горшочек с замоченной заранее крупой.

» каша медленно Ђдоходилаї до готовности, запаривалась. ѕолучалась така€ каша душистою и ароматною.

ј уж если сдабривали еЄ маслицем да молочком, то от такой каши и отказатьс€ было невозможно!

- ќй, подружки, дело плохо,

¬идно, милый заболел:

ѕолгоршка он щей не слопал,

 ашки только полведЄрка съел!

Ќа –уси каши почитали, знали, что зерно несЄт в себе силу природную, идущую из матушки-земли, осв€щЄнную благодатью неба и солнца.

» была каша не только повседневной сытной едой, но и ритуальным, обр€довым кушаньем: кашей приносили жертвы богам, ниспрашива€ у них благодати, ею же благодарили за урожай; кашей умащивали домовых и вод€ных; кашей встречали новорожденных; особой кашей провожали умерших.

Ђ∆алует каши и царский стол, и кресть€нский двор!ї.

”важали кашу действительно все сослови€!

¬от, к примеру, есть каша по-бо€рски, есть по-купечески, есть по-домашнему, а есть и по-царски.

¬сЄ будет зависеть от того, что вы в крупу добавите Ђдл€ скусу и аппетитуї.

¬от только ели эти каши по-разному.

¬ кресть€нской избе кашу накладывали пр€мо на большой ломоть хлеба, который и служил тарелкою, приговарива€: Ђ’лебушко Ц пирожку дедушко, а каше Ц рќдный брат!ї ѕон€тное дело Ц хлеб пекли практически из тех же круп, из которых и кашу варили-парили.

¬ырос в поле дом.

ѕолон он зерном.

—тавни заколочены, стены позолочены. ( олос пшеницы или €чмен€)

 ак на поле-оке€не

—ид€т курочки с серьгами. (–ожь)

¬ поле серЄжки на тоненьких ножках. (ќвЄс)

„то в хлеб кладут, а хлебу не достаЄтс€? ( рупа)

ѕоставишь, попаришь.

¬ынешь Ц поправишь. ( аша)

—то братцев в одну избушку сунулись ночевать (√оршок с кашею)

≈сть у каши и свой праздник Ц ћирские каши. ѕриходитс€ он на дни јкулины и начинаетс€ 26 июн€.

— этого дн€ зазывали родню на кашу, раздавали кашу нищим, несли на перекрЄстки. ѕр€мо дни Ђдобровольных пожертвованийї!

Ёто был Ђзаделї на богатый урожай зерновых.

¬ эти дни каши варили густые, сытные, Ђпуховыеї (на молоке), Ђбогатыеї (с грибами или €йцом).

Ќа јкулину овс€на хвалилась, что с жЄлтою коровкою (сливочное масло) породнилась!

Ќа јкулину кашка масленька, а бражка Ц сладенька!

Ќа јкулину и перловка с масла пухнет!

ћирские каши продолжались целую неделю.

„ерез неделю после *ћирских* се€ли гречиху. ѕоэтому ћирские каши часто называют дн€ми јкулины-гречишницы.

ѕринимали участие в празднествах и регул€рные войска.

Ќедаром ведь солдатска€ поговорка гласит: Ђўи да каша Ц пища наша!ї —ам —уворов эту поговорку одобривал и частенько еЄ поговаривал.

Ќа площади городов и посЄлков выкатывали огромные армейские котлы и всем желающим раздавали армейскими черпаками кашу, запаренную с салом и луком. Ќазывалась така€ каша Ђартельна€ї, потому, как сварена она была дл€ всех, на всю артель.

ј в артели народ должен быть дружный и работ€щий.

 то плохо работает, значит, тот Ђмало каши естї Ц слабосильный тот, ведь давно известно, что Ђхорошего мужика без каши не накормишьї, а тот, Ђкто про кашу забывает Ц здоровым не бывает!ї  акой же работник без здоровь€?!

ј хороший работник, ум€в полную миску доброй каши, только кр€кнет: Ђ’ороша кашка, да мала чашка!ї

ћожет, именно с *ћирских* и пошло название полковым поварам Ц Ђкашеварыї?

» не надо относитьс€ к кашеварам с усмешкою, кашевары армию корм€т-по€т, а порой и спасают.

ѕомните переход —уворова через јльпы?

¬ 1799г. во врем€ труднейшего перехода русских войск, солдаты, один за другим падали и умирали от усталости, холода и голода.

¬от тогда к Ђслуге царюї и обратилс€ главный кашевар с предложением собрать у всех солдат все остатки личного продовольстви€ и сварить из этого общее варево.

Ђќтец солдатуї прин€л правильное решение Ц у солдат были изъ€ты все остатки круп, овощей и пр.

„его только не насобирали в эту кашу: пшено, горох, перловка, греча, овЄс, лук, морковь, репа, сало, солонина, и многое, многое другое!

“о, что получилось в итоге, было гор€чим, питательным, а главное Ц сытным.

Ёта каша, сваренна€ по совету армейского кашевара, спасла армию и получила название Ђ—уворовскойї и готовить еЄ стали часто и густо.

≈сть така€ байка, что кое-кто, загл€нув в котЄл и увидев всю эту мешанину овощей, круп и м€сных ингредиентов, воскликнул:

- „то Ё“ќ всЄ здесь делает?!

—уворов ответил:

- ƒиалоги ведут о сытости желудка!

» был абсолютно прав!

”вариста€, ароматна€, вкуснейша€ каша с удовольствием побеседует и с самим желудком, стоит лишь ей туда попасть!

Ёх, недаром всЄ-таки говор€т: Ђƒобра€ семь€, что каша-мешанка Ц всего по чуть, а всем сытнќ!ї, или: Ђ¬ кашке-мешанке, как большой семье Ц не всем всЄ нравитс€, да всем любитс€!ї

ƒа сама семь€ с каши начинаетс€.

¬ день свадьбы молодые варили особую кашу Ц слад»ло (так раньше и сама свадьба называлась).

Ќевесте с женихом предсто€ло совместно сварить кашу, чтобы доказать всем, что они готовы к дальнейшему совместному проживанию, умеют найти общий €зык и готовы прислушиватьс€ друг к другу, готовы Ђзаварить сладкую кашу, да на всю жизньї!

 ачество такой каши имело значение!

ћало того, что еЄ пробовали все присутствующие, молодые только эту свою кашу за весь свадебный пир и вкушали.

“еперь пон€тно, что какую Ђсам кашу заварил, сам еЄ и расхлЄбываешь!ї

ј сам свадебный пир именовали Ђкашейї.

ќбычно его устраивали в доме у отца невесты.

≈сли по своему положению в обществе будущий тесть (отец жены) был ниже жениха, то жених не ехал сам за невестою, а посылал гонцов-др”жек, чтобы они доставили суженную к нему.

Ѕывало, возникали и спорные вопросы.

“ак, когда ƒмитрий ћосковский женилс€ на дочери ƒмитри€ Ќижегородского, кашу проставл€ли в  оломне, поскольку кн€зь€ друг другу уступать не желали!

ќбычай благословл€ть молодых горшочком варЄной крупы дошЄл и до наших дней, только молодые кашу, конечно, не вар€т, их обсыпаю хмелем, цветами и об€зательно зерном-крупою: на сытую жизнь, на безбедную старость!

ј там уж: "’оть мороз трещи, коли каша в печи!"

 ашей отмечали окончание сева, жатвы, молотьбы.

¬арили кашу и на переезд в новый дом. ќп€ть-таки на переезд варили кашу особую, но об€зательно сладкую, чтобы сладкой была жизнь в новом доме.

“акую же кашу варили, провожа€ человека из этой жизни Ц куть€ она называетс€.

ƒо сих пор во многих слав€нских €зыках гроб именуют домовиною, иногда Ц хаткою.

 утьЄю клан€лись гробовщику: Ђѕридите, будьте ласковы, помогите моему отцу (матери и т.д.) новую хаточку состругать Ц не схотел в старой жить!ї

ќх, вы мо€ мамочка!

ќй, куда же вы собираетесь?

¬ таку хатку тЄмную, тЄмную, да невзрачную!

Ќету там, мамочка, ни одного оконца,

Ќету-ти оконца, да не видно солнца!

 утью варили всегда, будь то похороны кресть€нские, купеческие, генеральские или царские.

¬се мы смертны.

Ќо, однако, продолжим о кашах!

≈щЄ задолго до свадьбы (а тем паче похорон) собиралось приданое будущей жене.

—реди этих перин и полотенец были куколки-берегини, которые шила мать дочери своими руками.

» была там одна куколка дерев€нна€, росточком с ложку, да на ложку и похожа€.

√олова - верх ложки, чашечка, а туловище Ц черенок.

» сарафанчик у неЄ был хитрый: в виде мешочка, куда помещалось ровно одна мера крупы. «валась така€ куколка  руп€ничкой.

» основной задачей этой  руп€нички было - сберегать зерно и учить девочку каши варить.

ƒл€ этого делались на черенке-тельце засечки, а девочка-хоз€йка учила наизусть: Ђ рупы насыпаем по ножки, воду льЄм по по€сок, соли кладЄм с чЄлочку, масла льЄм с головочку, а кашки будет Ц по шейку  руп€ничке!ї

¬от так! Ќе хитро, да ладно!

 аша служила не только в значении свадебного пира, была она ещЄ и Ђподписанием мирного договораї.

Ёто было блюдо, которое готовили в одном большом котле после того, как бывшие враги решали примеритьс€. Ѕез едани€ общей каши договор силы, как бы, не имел!

¬ожди начинали есть эту кашу в присутствии всей дружины, а потом и сами дружинники подт€гивались. » ели кашу все из общего котла на равных.

¬от так и вошло в нашу речь слово Ђоднокашникиї. ј вы что думали?

ѕро людей несговорчивых, не идущих на взаимопонимание, говор€т, как о плохих супругах: Ђ— ними каши не сваришь!ї

ј сварить кашу можно из чего угодно, хоть из топора!

√лавное, чтобы было хоть чуть крупы: гречневой или манной, овс€ной или рисовой, перловой или кукурузной, €чневой или гороховой.

ћожно добавить морковь или €блоко, орехи или изюм, тыкву или цукаты, мЄд или сливки, ваниль или курагу. ¬сего и не перечислишь!

Ќу, а уж маслом-то точно не испортишь!

¬ наше замордованное рекламой врем€, готовые завтраки, правильное питание и подсчЄт калорий практически вытеснили каши из ежедневного рациона. ј зр€!

 аша Ц практически национальное блюдо наших предков, вон даже при€тель ѕушкина Ц граф Ѕорис ѕетрович Ўереметьев жаловалс€ поэту по возвращению из ѕарижа: Ђ’удо, брат, жить в ѕариже: есть там нечего! ’леба чЄрного не допросишьс€, не то, что гороховой каши!ї

ƒавайте возвращать на наш стол полузабытое кушанье наших предков, чтобы и через 100-200 лет мы могли с гордостью сказать: ЂЁх-ма! ўи да каша Ц пища наша!ї


top
Halida Rojkova

√имн щам был исполнен отменно, а теперь и каше сложен и спет самым знатным образом! Ѕраво!

mas
ћарк Ѕлау

ѕрекрасна€, а главное, аппетитна€, стать€.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+