Действительно, почему исторически сложилось, что основными блюдами на Руси считаются именно эти два? Для многих «иностранных подданных» русские матрёшки, балалайки, каша и щи – прочно ассоциируются именно с Россией.
А так ли это верно?
Привычная уже нашему желудку капуста появилась на Руси только в IX веке, когда её привезли из Византии.
А до этого события щей не было! Было жидкое варево. И название этому вареву было не «щи», а «хлЁбало» или «хлебАло», а назвалось оно так, благодаря тому, что при еде это варево надо было хлебать, вместе с юшкою, в которой овощи томились долгое время, сдобрив всё это маслом или сметаною.
Но, не следует забывать, что была на Руси и похлёбка!
То же самое хлебало, но более жидкое, и без добавления масла или сметаны. «Похлебать» - значит перекусить чего-нибудь, приготовленного «на скорую руку», «заморить червячка» по-быстренькому.
Солидный обед без хлёбала, вроде как, и не обед вовсе! Тогда может, не «хлеб – всему голова», а «хлёб»?
Хлебало стали называть щами после того, как в сознании людей укрепился термин «овощи», а никак не наоборот!
«Овощью» называлась капуста, привезённая из Византии, а широкое распространение её в русской кулинарии и дало новое имя хлёбалу – щи. То есть: хлебало с овощью.
Картошки тогда ещё не было, помидоров тоже не выращивали.
Выращивали морковь, горох, лук, чеснок, свеклу, тыкву и, конечно же, репу.
Репу варили, солили, квасили в больших кадушках, а самая распространенная репа – репа пареная.
«Проще пареной репы!» - именно это выражение подсказывает нам, какое блюдо готовили на Руси чаще всего.
А заодно мы попутно выяснили, почему самое простое то, что проще пареной репы.
В щах этот корнеплод с успехом заменял отсутствующую тогда картошку. Следует заметить, что поговорка «Картошка – второй хлеб!» появилась гораздо, гораздо позже!
А вот щи с капустою прижились быстро!
Доказательство тому – море пословиц и поговорок, связанных именно с ними: «Где вкусны щи – там нас и ищи!»; «Родной отец надоест, а щи – никогда!»
Вошли поговорки о щах и в быт.
«Не та хозяйка хороша, что красно бает, а та, что щи густыми варит!» Или вот такая: «Добрая жена и щами мужа на ноги поставит!»
О непутёвых жёнах отзывались нелицеприятно: «Наварила баба щей! На кобеля не плесни – шерсть соскочит!», или: «Вот так щи – хочь кнутом хлещи!»
О строптивых детях качали головой: «Портки пока зелены, а щи ещё не солены!»
Доставалось и девкам, за которыми водились «грешки молодости»: «Хороши щи бывают, когда их только раз разогревают!».
А их будущих мужей предостерегали: «Твоя кума досужа – все ложки вымоет, да в одни щи сольёт!»; «Те щи горько хлебаются, которые не раз разогреваются!»
Про брак с «перестаркою» или с вдовым человеком: «Те щи по заречью шли, да к нам и попали!»
В домострое чёрным по белому написано: «Жену зазря бить – вкусных щей не едать!»; «Чем крепче жену любишь, тем щи наварнее!»
А молодым, неженатым внушали с юности: «Добра жена, да жирны щи – другого счастья не ищи!»
Молодую чету наставляли: «Для щей люди женятся, а для мяса замуж идут!»
А уж коли неладно в семье получалось, вздыхали: «В той семье – хлебы варят, а щей – пекут!»
О человеке смекалистом, находчивом и смышлёном до сих пор говорят: «Не лаптем щи хлебает!»
Если хотят подчеркнуть разницу финансовых состояний и возможностей, могут и уколоть: «У кого щи пусты, а кому-то жемчуг мелок!»
Да мало ли, что только не понапридумывает острый народный язык!
Щи бывают постные и скоромные, «богатые» и «пустые». Это как? – спросите вы. Объясняю.
Более полные по составу, сваренные на мясном бульоне называются «богатыми», а сваренные без скоромных ингредиентов – «пустые».
Нормальный состав щей должен быть таков:
Капуста, мясо (грибы или рыба), коренья (морковь, лук, петрушка, укроп), пряности и травы (перец, лавр, чеснок, укроп, сельдерей) и кислая заправка (сметана, яблоки, рассол). Причём, первая и последняя из составных частей должны быть обязательны!
Самые простые-препростые щи могут состоять вообще только из варёной капусты и рассола, главное в щах – способ их приготовления!
Для создания особого, неповторимого вкуса щей огромное значение имеет то, что их не варят, а томят при высокой температуре, без огня долгое, долгое время.
Само собой, что наилучшие щи получаются в русской печи, но и в духовке – тоже очень ничего!
Очень необычный способ, касательный щей, описал Владимир Иванович Даль.
В XVIII- XIX веках, «в студёную зимнюю пору» крестьяне хранили щи в замороженном виде.
Их замораживали в виде больших ледяных кругов, а потом рубили эту ледышку топором. Сколько надо, столько и отрубил, а потом положил и разогрел!
Очень удобно и для хранения, и с собой в дорогу взять удобно.
Разогретые или просто растаявшие щи ничуть не теряли своих вкусовых качеств!
Ну, и о профессоре кислых щей вы, конечно, тоже слышали.
Объяснений может быть два.
Первое: варить щи не сложно.
Продукты складываются все разом, горшок ставиться в печь и о нём «забываем» на несколько часов. Вынимаем и – готово! Получается, что профессором человека называют в насмешку, типа: «Тоже мне – умник!»
Но есть и ещё другой вариант объяснения.
Кислыми щами на Руси называли особый лёгкий, хмельной медово-солодовый напиток на основе сквашенного овощного сока, что-то типа шипучего кваса.
Знаток этого напитка по вкусу мог определить, чей сок был использован.
Выводы делайте сами!
Но, несомненно, ярким представителем «профессорства кислых щей» являлся Светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический, о котором, в жалобе на него, писали так: «Князь Потёмкин имеет 200 000 душ крестьян. Это слишком достаточно для человека, который налогов в государеву казну не платит, долгов своих не помнит, а только целыми днями пьёт кислые щи!»
Как бы там ни было, щи – более тысячелетия остаются основным горячим блюдом русской (украинской, белорусской и пр.) кухни. Сменяются поколения, меняются люди, приходят и уходят правители, забываются и переиначиваются события, а щи так и остаются на нашем столе!