icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
Интересные факты

С историей светофора знакомы?

  • 391
  • 13

С историей светофора знакомы?

О
Однажды кто-то забавы ради предложил поставить памятник светофору – спасителю человечества. Однако никто спорить с шутником не стал, он прав: светофор – изобретение весьма полезное, и количество сохраненных им жизней не сосчитать.

А история его создания началась в 1868 году. Некий Джон Пик Найт, работавший на железной дороге, как-то стал очевидцем серьезной аварии. Регулировка дорожного движения – дело сложное, на всех дорогах полицейских не поставишь. Англичанин решил, что семафор, если, конечно, в его конструкцию внести небольшие изменения, вполне мог бы с этим справиться. В первом светофоре действовало главное правило семафора – перемена разрешающего и запрещающего движение подъема крыльев. Основное неудобство заключалось в том, что в действие его нужно было приводить вручную. Цвета (зеленый и красный) тоже были, их регулировка также производилась дежурным полицейским. Все это создавало неудобства, да еще и требовало наличие человека для обслуживания устройства.

Для установки первого светофора было выбрано престижное место – перекресток возле здания Британского Парламента. С тех пор 10 декабря считается днем рождения светофора. Первенец получился громоздким, неуклюжим и требовал к себе много внимания. К тому же в январе фонарь, заправленный газом, взорвался, в результате бедолага-полицейский был ранен и скончался. Общественность громко выражала недовольство и требовала убрать опасное устройство и обезопасить горожан. Возможно, глас народа и не был бы услышан, но «помогли» полицейские, которые даже под угрозой увольнения категорически не желали обслуживать это нововведение. Так что первый светофор погиб во время взрыва и пользы особой не принес.

Через 42 (!) года за дело взялись американцы. В 1910 году Эрнст Сиррин придумал и запатентовал не сам светофор, а систему автоматического переключения цветов. Потом подключился Лестер Вайер. Он был молод, но за свои 24 года успел доказать, что все придуманные им механизмы не только полезны в хозяйстве, но и совершенно безопасны в эксплуатации. Светофор в исполнении Вайера выглядел так: деревянный ящик с двумя окошками, выкрашенными в красный и зеленый цвет. В каждом окошке – электрическая лампочка, от нее тянутся провода в другой ящик, который устанавливается у столба, на котором закрепляется светофор.

Прогресс не стоял на месте, и к усовершенствованию изобретения инженера из Сол-Лейк-Сити приступил бизнесмен из Кливленда Гаррет Морган. Говорят, что этот афроамериканец так разбогател, что сумел купить себе дорогой автомобиль. Сам-то он водил машину хорошо и правила соблюдал. Но вот окружающие! Они вечно куда-то спешили, никогда не уступали дорогу и постоянно норовили проехать перед самым капотом. Гаррет решил, что свет на светофоре должен быть упорядочен по времени. Пять минут горит красный, выключается, следующие пять минут горит зеленый. Никому не обидно, всем ясно и понятно, когда стоять, а когда двигаться.

А дальше усовершенствования посыпались, как из рога изобилия. В 1914 году в Кливленде был установлен светофор, который не только автоматически переключался, он еще и издавал предупреждающий сигнал. В 1918 году появился желтый сигнал – нужное новшество, которое помогало водителям приготовиться к движению или замедлить ход. Потом появились стрелочки, затем «движущиеся» человечки. На некоторых дорогах придумали устанавливать кнопки для остановки транспорта. Подошел человек, нажал на кнопочку, загорелся зеленый свет для него, а красный для водителей. Удобно, ничего не скажешь. И водители не теряют время, стоя на пустой дороге, и пешеходы не толпятся у обочины, ожидая, пока проедут машины. Особенно выручает это изобретение людей с ограниченными возможностями и переходящих через дорогу детей. Не нужно торопиться, боясь, что не успеешь перейти через дорогу, пока горит зеленый цвет. Японцы недавно придумали светофоры, которые световой стеной перегораживают перекресток и приподнимают часть дороги перед ним. Наезда не будет, гарантия – 100 %.

Кстати, первые светофоры появились в Париже и в Гамбурге в 1922 году. Англия рискнула повторно обзавестись светофорами только в 1927 году. А в нашей стране первый светофор был установлен в Ленинграде. Было это 15 января 1930 года, а потом и в Москве, но только в декабре. Чести стать первопроходцем был удостоен перекресток Петровки и Кузнецкого моста.

Ну а памятник у светофора все-таки есть – он стоит на всех перекрестках мира и, как и было задумано, спасает наши жизни.

mas
Марк Блау

В ГДР почему-то увидели в зеленом шагающем человечке на светофоре Эриха Хоннекера в профиль. И стал этот человечек достопримечательностью Восточной Германии.

pro
Тамара Меркулова

В Лондоне сделали "светофорное дерево" - много светофоров, сваренных вместе в виде своеобразного дерева. И все подмигивают разноцветными огоньками.

pro
Семен Цыгановский

Похоже, что лондонское "дерево" стали копировать в разных странах. Я видел такой "сросшийся светофор" в Израиле в Эйлате.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+