icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
јвто-мото

–ейка в “Ќƒ¬ - в чем ее предназначение?

  • 1636
  • 5

–ейка в “Ќƒ¬ - в чем ее предназначение?

ѕ
ѕриходилось ли ¬ам замечать, что работа со сложными механизмами измен€ет характер человека? ќсобенно, характер мужчины. ћне не встречались женщины, занимавшиес€ обслуживанием дизельных установок. Ќо вот мужчины, холившие и леле€вшие эти могучие создани€, были все, как на подбор, крепки и весьма экономны.  ак обслуживаемый ими двигатель. » уж конечно, не глупы. ѕотому что дизельный двигатель Ц штука достаточно хитро устроенна€. ¬ чем читатели сейчас же убед€тс€.

ƒизельный двигатель придумал Ц угадайте кто? ѕравильно, –удольф ƒизель (1858 Ч 1913), гениальный немецкий механик, родившийс€ в ѕариже и пропавший без вести на борту парохода, переплывавшего Ћа-ћанш.   джинсам ЂDieselї, кстати, –удольф ƒизель не имеет никакого отношени€.

ƒизельный двигатель Ц двигатель внутреннего сгорани€. “о есть топливо в нем сгорает внутри цилиндров, двига€ поршни и враща€ маховик. ѕочти как в бензиновом двигателе. Ќо если в бензиновом двигателе легко воспламен€ющиес€ бензиновые пары поджигает электрическа€ искра, то в дизеле горюча€ смесь зажигаетс€ сама от сильного сжати€, которое нагревает воздух в цилиндре до температуры воспламенени€ горючей смеси. Ётот принцип позвол€ет использовать в качестве топлива дл€ дизельного двигател€ более т€желые и более дешевые фракции перегонки нефти: сол€р и мазут. ¬ отличие от легко воспламен€ющегос€ бензина, и мазут, и сол€р при нормальных услови€х поджечь совсем не просто. –удольф ƒизель вообще начал свои работы, жела€ придумать двигатель, сжигавший угольную пыль. ”гл€ в его родной √ермании было достаточно, а вот нефтью Ц Ѕог обделил.

ѕриготовление горючей смеси в дизельном двигателе происходит пр€мо в цилиндре, куда через специальные разбрызгиватели-форсунки под большим давлением впрыскиваетс€ дизельное топливо. ƒавление создаетс€ топливным насосом высокого давлени€ (“Ќ¬ƒ). “Ќ¬ƒ Ц одна из главных частей дизельного двигател€ и наиболее сложна€ его часть.

¬ верхней части двигател€, в цилиндрах, гор€чие газы, образующиес€ при сгорании горючей смеси, расшир€€сь, толкают поршни. ¬озвратно-поступательное движение поршней через систему кривошипов и шатунов передаетс€ в нижнюю часть двигател€, где преобразуетс€ во вращение коленчатого вала. Ќа коленчатом валу находитс€ маховик, вращение которого через сцепление и коробку передач передаетс€ либо на колеса автомобил€, либо на катки трактора или танка, либо на гребной винт, либо на электрический генератор. ¬се зависит от того, где работает дизельный двигатель: в автомобиле, на тракторе, в танке, на судне или же на передвижной электростанции.

„асть механической энергии работающего дизельного двигател€ отнимаетс€ дл€ того, чтобы подкачивать топливо в цилиндры. ¬ некотором смысле топливный насос Ц это двигатель наоборот. ” него тоже две части, верхн€€ и нижн€€. ¬ нижней части находитс€ кулачковый вал, который механически св€зан с маховиком. ¬ращаетс€ маховик Ц вращаетс€ и кулачковый вал.  улачковым он называетс€ потому, что на него насажены эксцентричные кулачки, к которым прижаты толкатели. Ёта система превращает вращение кулачкового вала в возвратно-поступательное движение толкателей, которое передаетс€ в верхнюю часть топливного насоса. «десь в цилиндрических каналах вверх-вниз движутс€ цилиндрические же плунжеры, заканчивающиес€ специальным поршнем. »менно поршень сжимает дизельное горючее до давлени€ 0.07 Ц 0.12 ћѕа (что соответствует 0.7 Ц 1.2 атмосфер). ѕри этом давлении открываетс€ перепускной клапан, и сжатое топливо уходит в цилиндр двигател€, где незамедлительно сгорает.

¬ рассказе обо всем этом механическом великолепии, ни разу не упоминалась рейка. ¬озникает вопрос, а она-то дл€ чего?

–ейка с помощью системы рычагов и т€г соединена с педалью газа (в автомобиле, в тракторе, в танке) или с руко€ткой газа (на судне или на передвижной электростанции). ќдин конец рейки, тот что соедин€етс€ с т€гой, плоский, а противоположный Ц зубчатый. «убчата€ часть рейки входит в зацепление с зубчатыми венцами, которые св€заны с плунжерами топливного насоса так, что при перемещении рейки плунжеры немного проворачиваютс€.

¬ы еще не забыли, чем зан€ты плунжеры? ќни скольз€т вверх-вниз создава€ давление в потоке дизельного топлива. ѕлунжеры, как уже говорилось, имеют цилиндрическую форму. ¬ каждом плунжере выточена фигурна€ канавка, благодар€ которой дозируетс€ количество топлива, которое сжимаетс€ поршн€ми (они наход€тс€ в верхней части плунжера). ѕри повороте плунжера в одну сторону объем впрыскиваемого в двигатель топлива увеличиваетс€, при повороте в другую сторону Ц уменьшаетс€. ј поворот плунжера обеспечиваетс€ зубчатым венцом, наход€щимс€ в зацеплении с рейкой “Ќ¬ƒ. “аким образом, движение рейки определ€ет количество дизельного топлива, сгорающего в цилиндрах двигател€, а значит, мощность, развиваемую двигателем в данный момент.  ак уже было сказано, рейка св€зана либо с педалью, либо с ручкой газа, которой управл€ет бравый механик-водитель, тракторист или моторист.

Ќу что, девушки, пон€ли, как работает дизельный двигатель? Ќе-а? ј вот моторист во всем этом ужасе разбираетс€, и двигатель у него работает, как игрушка. ѕотому что сам он умный, крепкий и в меру экономный. Ћюбите его! я не про двигатель, € про моториста, тракториста и геро€-танкиста.


top
Halida Rojkova

ƒа, ћарк! Ёто круто! ѕон€ла только, что постараюсь с дизелем дело не иметь.

pro
—емен ÷ыгановский

Ќу, ћарк, молодец! Ѕез единого чертежа объ€снил суть дизельного двигател€ и топливного насоса. » про то, что ƒизель хотел сделать двигатель, сжигающий уголь € тоже не знал.

mas
≈вгений Ѕагдерин

’алида, соглашусь с ¬ами. ƒизель стучит, вон€ет и сол€рка стоит дороже бензина. ј зимой парафин забивает все трубки и свечи подогрева перегорают. —колько водителей устраивают танцы с бубном вокруг машины зимним утром? ј ћарк очередной раз поражает нас глубокими знани€ми автомобильной тематики, спасибо!+

spe
¬ладислав „ерных

”-у-у... немцы вообще затейники по части двигателей. — идеей использовани€ угольной пыли они носились долго - в 1944 разрабатывалс€ дальний бомбардировщик Me-264, так сумрачный немецкий гений пыталс€ на него взгромоздить паровую турбину, а сжигать в качестве топлива смесь бензина и угольной пыли...

pro
Ќадежда  ћаслова

” ћарка очень хорошо получаетс€ писать нескучные статьи на скучные темы. ++++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+