В отношении педального узла существуют некоторые нюансы, определяющиеся тем, какой коробкой передач оснащен автомобиль – механической или автоматической. Если она автоматическая, то передачи переключаются автоматически, и для управления достаточно двух педалей – газа и тормоза, причем на обе педали водитель нажимает правой ногой. Если же коробка передач механическая, имеется третья педаль, расположенная слева – педаль сцепления, и на нее нажимают левой ногой. Следует иметь в виду, что при сдаче экзаменов в ГИБДД придется продемонстрировать именно такой способ управления.
Рассмотрим подробно каждую из педалей, и начнем с педали тормоза. По сути дела, это рычаг с площадкой на одном из концов, а ближе к другому концу находятся два отверстия, и через одно из них пропущен штифт, благодаря которому педаль качается в ограниченном пространстве вперед и назад. Посредством кронштейна педаль прикрепляется к моторному щиту. Посредством второго отверстия педаль соединяется с вилкой вакуумного усилителя тормозов (если он есть) или тормозного цилиндра. Педаль тормоза оснащается возвратной пружиной, которая возвращает ее в исходное положение, как только водитель перестает на нее надавливать, а на кронштейне расположен размыкатель, который водители называют «лягушкой» – это необходимо для того, чтобы одновременно с нажатием педали тормоза включались фонари стоп-сигнала.
Педаль, которую обычно называют «газом», имеет еще и другое официальное название – педаль акселератора. У нее тоже есть два отверстия, но крепится он не так, как педаль тормоза, а за середину. Такое различие в способах крепления связан с тем, что эти педали по-разному приводятся в действие: на педаль тормоза нажимают, надавливают, а педаль акселератора тянут, но возвратная пружина у педали акселератора тоже имеется, равно как и кронштейн, и опорная площадка.
Из всех педалей у акселератора наиболее длинный рычаг, ведь жать на эту педаль приходится непрерывно, иной раз – даже несколько часов. Впрочем, начиная с 70-х годов встречается и иное решение – напольная установка: рычаг подвижно, посредством штифта прикрепляется к верхнему краю опорной площадки, а ее нижний край так же подвижно прикреплен к полу. Это позволяло водителю прижимать пятку к полу. В современных автомобилях такая конструкция встречается довольно редко, поскольку ход педалей стал более мягким.
И, наконец, педаль сцепления. Устроена она примерно так же, как педаль тормоза, тоже оснащена возвратной пружиной и тоже давит на вилку.
В некоторых современных автомобилей педальный узел соединен с электронной системой Drive-by-Wire. В этом случае водитель посредством педалей дает команды бортовому компьютеру, который их обрабатывает, одновременно ориентируясь на показания датчиков.
В современных автомобилях можно встретить и другую модификацию педального узла: он отделяется от кузова при аварии, тем самым снижая опасность травм для водителя.