icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
¬ладислав „ерных
јвто-мото

„то такое двойной выжим и перегазовка?

  • 1320
  • 6

„то такое двойной выжим и перегазовка?

ѕ
ѕомнитс€, не так давно довелось читать весЄлый фантастический рассказ на очень попул€рную ныне тему Ђпопаданцевї. ¬ нЄм главный герой - Ђофисный хом€чокї, попавший Ђв лапы бериевских чекистовї, пытаетс€ привлечь к своей персоне внимание вышесто€щих особ, но получает отповедь, из коей значитс€, что он тут не первый такой. ѕо ходу повествовани€ вы€сн€етс€, что Ђпопаданецї не обладает никакими полезными дл€ предвоенного ———– сведени€ми и умени€ми, и единственна€ стез€, на которой он может себ€ про€вить Ц это труд водител€. ѕоскольку в будущем главный герой управл€л своей легковушкой ЂЎевролеї, ему дают возможность про€вить себ€ в качестве водител€ полуторки. Ќа этом рассказ и заканчиваетс€. ќднако если вспомнить историю автомобилизма, станет €сно, что проблемы бедолаги ещЄ не завершилисьЕ

ќставим на врем€ неудачливого попаданца и попробуем разобратьс€, за счЄт каких приспособлений автомобиль движетс€. √лавным, несомненно, мы назовЄм двигатель Ц Ђпламенное сердцеї машины. ќно посредством передаточных механизмов крутит колЄса, и машина едет. Ќо напр€мую вал двигател€ с колЄсами соедин€ть нежелательно Ц ещЄ на заре автомобилизма стало €сно, что в конструкцию необходимо ввести некое устройство, позвол€ющее мен€ть так называемое передаточное число трансмиссии, иначе не получалось полноценно использовать мощность двигател€.

”стройство придумали и назвали коробкой перемены передач, внутри сего агрегата находились валы с надетыми на них шестерн€ми. ќдин или несколько из этих валов €вл€ютс€ подвижными и по мановению руки водител€ могут перемещать свои шестерни в нужное положение дл€ обеспечени€ того или иного передаточного числа. Ќо вот беда Ц шестерни чаще всего крут€тс€ с разными угловыми скорост€ми и при взаимозацеплении испытывают нешуточные нагрузки, могущие привести к их повреждению и разрушению.

  счастью, нынешнему автолюбителю о таких тонкост€х задумыватьс€, как правило, не приходитс€. ¬ современной коробке передач установлены специальные приспособлени€ Ц синхронизаторы. ”прощЄнно говор€, они так уравнивают скорости вращени€ шестерЄн, что переключение происходит без хруста и ударов, зубь€ шестерЄнок вход€т друг в друга, как Ђк себе домойї. Ёто позвол€ет набирать скорость или замедл€тьс€ плавно, практически без рывков, и намного продлевает жизнь коробки. Ќо в первой половине прошлого века таких полезных устройств на автомобил€х массового производства не было, и водител€м приходилось переключать передачи более сложным способом, чем сейчас.

„тобы осуществить переключение Ђвверхї, с низшей передачи на высшую, примен€лс€ так называемый двойной выжим. —уть его заключалась в следующем Ц по достижении необходимой дл€ переключени€ скорости выжималась педаль сцеплени€ (двигатель отсоедин€лс€ от трансмиссии), а педаль Ђгазаї отпускалась. ѕотом руко€тка коробки передач ставилась в нейтральное положение и отпускалось сцепление. ƒвигатель начинал вращать вход€щий в  ѕѕ первичный вал, в это врем€ происходило уравнивание скорости вращени€ капризных шестерЄнок. ѕосле чего сцепление выжимали оп€ть и только вслед за этим включали более высокую передачу. ƒалее уже, как и ныне, сцепление отпускали и начинали поддавать газу. —ледующую передачу включали аналогично.

¬ случае, если необходимо было обеспечить переключение Ђвнизї, к вышеописанным действи€м добавл€лась Ђперегазовкаї - в тот момент, когда руко€тка  ѕѕ сто€ла в Ђнейтралиї, а сцепление было отпущено, водитель чуть нажимал акселератор, добавл€€ оборотов мотору. Ёто оп€ть-таки позвол€ло уравн€ть угловые скорости шестерЄн. ƒалее все действи€ производились, как и в первом случае. » так в течение всей поездки...

√лавна€ сложность описываемых процедур заключалась в том, что необходимо было правильно подобрать паузу между отпусканием и нажатием сцеплени€, когда и происходила синхронизаци€ шестерЄн. √азу при перегазовке тоже надо было давать в меру. ¬сЄ это водитель определ€л интуитивно, руководству€сь звуком двигател€, ощущением ускорени€ или замедлени€ автомобил€, да и вообще Ђшестым чувствомї, навык приходил с опытом. ј если учесть, что и во многом другом старинные машины были далеки от совершенства, то становитс€ пон€тным, почему труд водител€ любого автомобил€ тогда справедливо считалс€ весьма нелЄгким. “ак что упом€нутый в начале статьи современный Ђездюкї из фантастического рассказа, скорее всего, испытал немалый шок при попытке освоить полуторку.

 азалось бы, а дл€ чего в наше врем€ непрофессионалу знать обо всех этих хитрых приЄмах наших предков? “ехника посто€нно совершенствуетс€, и даже те автолюбители, у которых в машинах стоит механическа€ коробка передач, легко и быстро переключаютс€ двум€ пальцами на рычаге да парой нажатий на педали и не задумываютс€ о каких-то там угловых скорост€х и перегазовках. ¬ автошколах об этом если и рассказывают, то мельком Ц по опыту автора, даже четверть века назад инструктор показывал двойной выжим пару раз и более о нЄм не заикалс€. “ем не менее, подобный навык вполне может пригодитьс€, если в коробке автомобил€ вышли из стро€ синхронизаторы, а ехать надо.  роме того, экономные автовладельцы утверждают, что такие приЄмы позвол€ют продлить жизнь  ѕѕ, а ещЄ ими люб€т пользоватьс€ в автоспорте. “ак что можете освоить их при случае Ц авось пригод€тс€Е

mas
≈вгений Ѕагдерин

—лышал от профи об этом, но только благодар€ ¬ашей статье, узнал что это такое. ѕравда уже 5ый год катаюсь на автоматике. —тать€ хороша€ и стиль замечательный. —разу чувствуетс€ , что человек хорошо отдохнул!

top
Halida Rojkova

¬от как нужно возвращатьс€ из отпуска - отличной статьей!++++

spe
¬ладислав „ерных

—пасибо, коллеги!   слову, сам € этот приЄм так и не освоил - руки-ноги путаютс€ ))))

top
Halida Rojkova

ј € и не стану - люди и машина целее будут ))))

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+