icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ќльга ќрлова
ќбучение

–ебЄнок и родительский контроль Ц как не перегнуть палку?

  • 2208
  • 12

–ебЄнок и родительский контроль Ц как не перегнуть палку?

 
 онечно же, каждый люб€щий родитель дорожит своим чадом, заботитс€ о нем, оберегает, что есть сил, от вс€ких невзгод и опасностей.  онтроль Ц неотъемлема€ часть воспитани€. –ебенок не имеет достаточного опыта и каких-то житейских навыков.  роме того, по природе своей это существо любопытное, любознательное, стрем€щеес€ освоить окружающий мир и овладеть всеми премудрост€ми взрослой жизни. », как известно, задача пап и мам помочь ему преуспеть в этом деле.  аждый родитель старательно передает свой опыт, свои принципы; дает наставлени€, поучени€ и все, что при этом полагаетс€. Ќу, и следу€ этой логике, можно догадатьс€, что чем старше ребенок, тем больше его опыт и умени€, а значит - меньше контроль и опека. Ќо не тут-то было.

¬от, казалось бы, уже не нужно сто€ть у ребенка над душой, провер€€ каждую выведенную в тетради закорючку; и можно уже доверить самосто€тельно переходить дорогу, возвраща€сь из школы; и даже запросто поручить закупку продуктов, наде€сь, что он не позволит себ€ обсчитать. ћожно расслабитьс€? јн, нет! –астет себе дит€тко, уму разуму учитс€ и все больше хочетс€ ему почувствовать себ€ уже взрослым, и попробовать все Ђпрелестиї окружающего мира с его соблазнами. “ого и гл€ди, чтобы в интернете на порносайт не зашел, или, чего доброго, не пошел с друзь€ми за угол покурить или пивка выпить. ј тут еще наркотики вс€кие пр€мо в школе предлагают. ќдним словом, Ђпокой нам только снитс€ї. ƒа, нелегко приходитс€Е ¬от только кому нелегко Ц родител€м, у которых душа все врем€ Ђо своих кровинушках болитї, или дет€м, которым от зоркого глаза Ђпредковї никуда не детьс€. ќх уж этот извечный конфликт поколений! Ќо дело не только в том, что у детей и их родителей разные потребности. ¬ сущности, цель-то одна Ц чтобы человек был счастлив. —огласитесь, что именно этого каждый желает себе и своему ребенку. ¬от только дело в том, что представление о счастье у каждого своЄ. » что будет, если в стремлении сделать своих детей счастливыми Ђперегнуть палкуї?

 стати, о палкеЕ ќб этом предмете важно помнить, что, во-первых, у него два конца. „то касаетс€ родительского контрол€, так здесь тоже стоит посмотреть на суть дела со всех сторон. Ќа одном конце этой самой Ђпалкиї родительска€ ответственность, переживани€ о своих отроках, за их жизнь и судьбу. Ќа другом же конце, или, если хотите, на другой чаше весов Ц детска€ самосто€тельность. ј еще доверие к родител€м и чувство собственного достоинства.  онечно, лет в 13-14 дети воспринимают контроль как пос€гательства на их права и свободу. Ќо им, эмоционально и нравственно еще незрелым, так требуетс€ помощь небезразличных взрослых. Ќаверное, вопрос в том, как оказать эту помощь, не навредив.

¬ каких-то ситуаци€х контроль необходим. » даже современные технологии служат помощниками родител€м в этом.   примеру, установка специальной программы на вашем компьютере позволит оградить излишнее любопытство ребенка в мире интернета. Ќаличие электронных дневников, которые не спр€чешь и не забудешь дома, обеспечит возможность всегда быть в курсе школьной успеваемости (если, конечно, ¬ы внушили ему, что хорошо учитьс€ он должен в угоду ¬ам, а не дл€ того, чтобы обеспечить себе успешное будущее). —пециальные тесты помогут определить, не балуетс€ ли ваше чадо наркотиками и прочей Ђдурьюї. ј наличие видеокамеры позволит наблюдать, чем Ђсокровищеї занимаетс€, пока вас нет дома. Ѕлагодар€ сотовому телефону всегда можно св€затьс€ с ребенком и узнать Ђгде его носитї, и почему он Ђдо сих пор не учит уроки домаї.

“ем не менее, невозможно добитьс€ их безопасности и счастливости только контролем. ј жесткий контроль вообще, скорее всего, приведет к утрате доверительных отношений. Ќачав лгать и выкручиватьс€, стара€сь сохранить право на личное пространство, подросток вр€д ли станет прислушиватьс€ к вашим советам и делитьс€ своими переживани€ми, планами. “огда никакие современные ухищрени€ не помогут. ¬едь не секрет, что некоторые родители слишком настойчивы в нав€зывании дет€м своей воли и своего представлени€ о счастье. ѕорой родительский контроль доходит до абсурда: Ђс этим ребенком не дружи Ц у него неблагополучные родителиї; Ђс этой девушкой не встречайс€ - она тебе не параї; Ђкак ты можешь слушать эту музыку Ц € прививал тебе другой вкусї; Ђв нашей семье все были врачами, нам только вечно голодных художников не хваталої.

 онечно, все люди устроены по-разному. ќдни дети пойдут наперекор желани€м родителей и будут настойчивы в достижении своих целей. Ќо найдетс€ немало таких, которые Ђнаступ€т на горлої своей мечте в угоду родительскому одобрению, доказыва€, что они достойны их любви. ¬опрос лишь в том, будут ли счастливы эти люди. ј самое главное, вот о чем нужно подумать.  аково им придетс€, когда р€дом уже не будет родителей, а они так и не научились самосто€тельно принимать решени€, делать выбор на свое усмотрение Ц не научились слушать зов своего сердца и думать своей головой. ¬ас не пугает та беспомощность, с которой они могут остатьс€ наедине? ” таких людей мало шансов стойко нести самим ответственность за свою жизнь и судьбу Ц ведь это всегда делали родители. ¬озможно, они найдут кого-то р€дом, чтобы передать им эту нелегкую ношу и тогда им снова не придетс€ управл€ть своей жизнью.

„то же делать родител€м, чтобы передать дет€м эту самую ответственность в их собственные руки Ц ведь это так порой Ђстрашної. ≈сли подумать, то контроль, как не печально звучит, это отсутствие довери€, веры в то, что ребенок сам справитс€, выберет правильный путь. ¬еро€тно, нужно научитьс€ довер€ть своим дет€м, поверить в их силы. Ќо прежде нужно изр€дно потрудитьс€ Ц вложить в детей все необходимое дл€ укреплени€ их личности, их души. ¬ажно научитьс€ слушать и слышать их, понимать их потребности, видеть их истинные способности, идти за природой ребенка, а не перекраивать его по своим меркам в соответствии со своими ожидани€ми и амбици€ми. ÷енно общение, которое строитс€ без осуждени€ и критики, без оскорблени€ и навешивани€ €рлыков на ребенка. ƒл€ этого необходимо научитьс€ корректно высказывать свою точку зрени€ по поводу ваших разногласий. Ѕеседуйте с ребенком, интересуйтесь его внутренним миром и делитесь своим. Ќазидательное поучение, скорее всего, вызовет протест. ј вот если ненав€зчиво расскажете поучительные истории, которые произошли с ¬ами или знакомыми людьми, веро€тнее, что дит€ это Ђнамотает на усї. Ќе бойтесь признавать свои ошибки и давать ему право на ошибку. ѕозвол€йте иногда получить собственный негативный опыт, тогда ему пон€тнее станет целесообразность ваших увещеваний. Ќо прежде чем ребенок самосто€тельно сделает выбор, необходимо заранее побеседовать с ним и предупредить о различных последстви€х того или иного решени€. “огда он будет делать выбор осознанно.  онечно, бывают ситуации, в которых неверное решение может быть непоправимой ошибкой, здесь особенно важны профилактические меры. ќбъ€сн€йте ребенку, почему важно переходить дорогу только в положенном месте и на зеленый свет. √оворите о том, что наркоманами станов€тс€ уже после первого употреблени€ наркотиков и безобидно попробовать не получитс€. ”чите детей говорить Ђнетї, даже если друзь€ предлагают что-то неприемлемое. ѕри этом помните, если ¬ы сами посто€нно ориентируетесь на мнение окружающих, то и ребенок будет зависимым и нерешительным в отстаивании своей позиции.

¬озвраща€сь к разговору о палке, хочетс€ добавить: чем палка гибче, тем сложнее ее сломать, даже если приходитс€ изр€дно гнуть. Ѕудьте бдительны, но гибки. ѕознавайте своего ребенка и себ€, чувствуйте и понимайте друг друга. –одители и дети даны друг другу, чтобы чему-то научитьс€. ј главное, любите, принимайте своих детей, верьте в их силы и помогайте им поверить в себ€.


deb
Ћюдмила —еребр€кова

ќчень мудра€ и хороша€ стать€ получилась. чуть-чуть почистить только надо. например: како¬о им придетс€, видеокамеры (вместе). ”спехов.

tra
ќльга ќрлова

—пасибо, Ћюдмила! ’орошо, что обратили внимание на мои ошибки. я даже сама удивилась, видно глаз замылилс€. ¬идимо и Word у мен€ безграмотный. Ѕуду рада, если еще кто-то что-то заметит.

deb
ёрий ¬€зов

маленькие детки, маленькие бедки... стать€ хороша€ +

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+