icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
—емен ÷ыгановский
ѕраздники

ѕригласим театралов на ћеждународный день театра?

  • 427
  • 5

ѕригласим театралов на ћеждународный день театра?

“еатр Ц древнее искусство. ѕо всей видимости, он родилс€ в ƒревней √реции, и был греками очень любим. –имл€не перен€ли у греков эту любовь. ¬ каждом из древних римских городов, уцелевших до нашего времени, имеетс€ большой амфитеатр, в котором происходили различного рода театральные представлени€. ј в самом большом римском театре, колоссальном  олизее, и представлени€ происходили грандиозные: люди по-насто€щему сражались со звер€ми и с другими людьми. Ќа огромной арене даже устраивали озеро, где моделировали морские сражени€ на почти насто€щих корабл€х! ќт таких зрелищ публика была в восторге и в потр€сении. ј на спектакль в  олизее собиралось 50-70 тыс€ч человек!

» по сегодн€шний день самое главное свойство театрального представлени€ состоит в том, что оно заставл€ет зрителей сопереживать актерам, разыгрывающим комедии, драмы и трагедии. ”сили€ актеров, режиссеров и всех, кто, так или иначе, зан€т в спектакле, направлены на то, чтобы зрители испытали как можно большее потр€сение (катарсис) от того, что они вид€т на сцене. ≈сли спектакли оперные, то искусству актеров помогает еще и величественна€ музыка. ј еще повысить градус переживани€ помогает присутствие на спектакле других зрителей. —мотреть спектакль в одиночку Ц дело скучное и, в сущности, глупое.

¬ общем, театр Ц искусство массовое, искусство сиюминутное и искусство недолговечное. Ѕольшинство спектаклей остались только в легендах и в воспоминани€х зрителей.  ак тут не пожалеть, что во времена Ўекспира еще не было кино, и нам не увидать, как тогда пьесы великого Ѕарда играли актеры и как реагировала на них публика! ‘ильм Ђ¬любленный Ўекспирї дает об этом очень приблизительное представление.

ƒа что там времена Ўекспира! ∆алка€ толика великих спектаклей любимовского театра на “аганке была запечатлена на пленке. » то, как играл ¬ысоцкий в Ђ√амлетеї или в Ђѕугачевеї остаетс€ только представл€ть. я, правда, похвастаюсь, это видел. Ќо рассказать об том мгновенном чувстве восторга не смогу. “ем более, по прошествии многих лет. ѕомню только, как один из моих при€телей, которому повезло, потому что на спектакле Ђѕугачевї он сидел в одном из первых р€дов, хвасталс€ друзь€м, что до него долетали слюни и пот самого ¬ысоцкого-’лопуши, когда тот, бросаемый цеп€ми, кричал знаменитое: Ђѕропустите мен€, пропустите мен€ к нему! я хочу видеть этого человека!ї

Ќо даже запечатленные дл€ будущего спектакли производ€т меньшее впечатление, чем Ђживыеї представлени€.  ино и телевидение не могут передать зрителю атмосферу зрительного зала, и нам оп€ть же приходитс€ додумывать, как замирали или вспыхивали весельем зрители в тех или иных местах, и как от этого многократно увеличивались эмоции каждого зрител€.

¬ общем, все мы, наверное, согласны с јлександрой, героиней фильма Ђћосква слезам не веритї, котора€ на слова своего отца по поводу того, что телевидение скоро заменит все зрелища, возражает: ЂЌо как же театр? Ёто же особенное искусство!ї ѕотому-то ¬семирный день театра (World Theatre Day), который празднуют ежегодно 27 марта, мы воспринимаем не только как профессиональный праздник узкого круга театральных де€телей, а как общий праздник всех, кто когда-нибудь хоть раз был театральным зрителем.

¬семирный день театра был установлен в 1961 году. ќн проводитс€, как уже было сказано, каждый год 27 марта под девизом, провозглашающим театр средством взаимопонимани€ и укреплени€ мира между народами.

ќрганизаци€, котора€ установила проведение ¬семирного дн€ театра называетс€ ћеждународным институтом театра (International Theatre Institute, ITI). ћеждународный институт театра был основан в 1948 году и €вл€етс€ одной из организаций, наход€щихс€ под патронажем ёЌ≈— ќ. —оветский —оюз вошел в ћеждународный институт театра в 1959 году и немало в нем сотрудничал. Ќесмотр€ на идеологические перекосы, советский театр обращал на себ€ мировое внимание. Ётому способствовала не только наличие выдающихс€ режиссеров, известных за рубежами страны, но и обильна€ финансова€ подпитка со стороны государства. ”пом€нутые идеологические перекосы были св€заны именно с государственным финансированием театров.  то девушку кормил, тот ее и танцевал.

¬семирный день театра (или попросту, Ђƒень театраї) празднуют, как свой профессиональный праздник не только театральные актеры и режиссеры, но и множество других театральных работников, без которых (как написал в одном из своих рассказов, ћихаил «ощенко) театр работать не сможет. Ёто светотехники (в старину по простому называвшиес€ Ђосветител€миї) и звукоинженеры. Ёто Ц монтировщики декораций (вспомним, монтера ћечникова из Ђƒвенадцати стульевї). Ёто Ц такие важные в нынешнем театральном производстве люди, как продюсеры, которые стали насто€щими кормильцами театров после отмены политики государственного субсидировани€. ƒаже билетеры и гардеробщики празднуют этот день, как свой профессиональный праздник. Ќа их стороне Ц великий режиссер  .—.—таниславский, который провозгласил в 1933 году, что театр начинаетс€ с вешалки. ѕравда выдал он не такую афористичную фразу, а в своем письме к цеху гардеробщиков ћ’ј“ выразилс€ более пространно:

ЂЕспектакль начинаетс€ с момента входа в здание театра. ¬ы первые встречаете приход€щих зрителейЕї.

Ќо суть слов великого режиссера и так пон€тна: нет в театре второстепенных профессий, нет второстепенных ролей.

ƒл€ множества театралов по всему миру Ђƒень театраї Ц также большой праздник. ќни чествуют любимых актеров и режиссеров (а также осветителей, звукотехников и гардеробщиков) –оссийское государство, ставшее менее щедрым к театрам, все же приветствует работников искусства и по возможности награждает их.

¬ свою очередь, театры в этот день стараютс€ порадовать зрителей любимыми спектакл€ми или представить им давно ожидаемые премьеры.


mas
ћарк Ѕлау

—емен - человек из далекого прошлого. ќн ¬ысоцкого на сцене видал!

spe
¬ладислав „ерных

Ќе могу похвастатьс€ тем, что Ћен... ой, пардон, ¬ысоцкого видел, но в юности несколько лет отдал зан€ти€м в театральной студии. ѕоэтому полностью согласен, театр - это прекрасный, захватывающий мир, он вполне заслужил свой праздник!

top
Halida Rojkova

ј € тоже видела ¬ысоцкого! ¬ “ашкент театр на “аганке привез дес€ть спектаклей, видела все. ј в ћоскве ни разу не попала - не было билетов. —овременный театр так изменилс€, что не все задумки режиссера иной раз пон€тны. »ногда вгон€ют в ступор, иногда в - шок.

spe
¬ладислав „ерных

’алида, да это не только современный изменилс€, оно и век назад было. ¬спомните театр  олумба из упом€нутых в статье "ƒвенадцати стульевї. јвторы его же не просто так придумали, они мейерхольдовские сомнительные эксперименты пародировали.

pro
“амара ћеркулова

ƒаже жалею, что не вз€ла эту тему. ” мен€ тоже есть театральные воспоминани€!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+