И по сегодняшний день самое главное свойство театрального представления состоит в том, что оно заставляет зрителей сопереживать актерам, разыгрывающим комедии, драмы и трагедии. Усилия актеров, режиссеров и всех, кто, так или иначе, занят в спектакле, направлены на то, чтобы зрители испытали как можно большее потрясение (катарсис) от того, что они видят на сцене. Если спектакли оперные, то искусству актеров помогает еще и величественная музыка. А еще повысить градус переживания помогает присутствие на спектакле других зрителей. Смотреть спектакль в одиночку – дело скучное и, в сущности, глупое.
В общем, театр – искусство массовое, искусство сиюминутное и искусство недолговечное. Большинство спектаклей остались только в легендах и в воспоминаниях зрителей. Как тут не пожалеть, что во времена Шекспира еще не было кино, и нам не увидать, как тогда пьесы великого Барда играли актеры и как реагировала на них публика! Фильм «Влюбленный Шекспир» дает об этом очень приблизительное представление.
Да что там времена Шекспира! Жалкая толика великих спектаклей любимовского театра на Таганке была запечатлена на пленке. И то, как играл Высоцкий в «Гамлете» или в «Пугачеве» остается только представлять. Я, правда, похвастаюсь, это видел. Но рассказать об том мгновенном чувстве восторга не смогу. Тем более, по прошествии многих лет. Помню только, как один из моих приятелей, которому повезло, потому что на спектакле «Пугачев» он сидел в одном из первых рядов, хвастался друзьям, что до него долетали слюни и пот самого Высоцкого-Хлопуши, когда тот, бросаемый цепями, кричал знаменитое: «Пропустите меня, пропустите меня к нему! Я хочу видеть этого человека!»
Но даже запечатленные для будущего спектакли производят меньшее впечатление, чем «живые» представления. Кино и телевидение не могут передать зрителю атмосферу зрительного зала, и нам опять же приходится додумывать, как замирали или вспыхивали весельем зрители в тех или иных местах, и как от этого многократно увеличивались эмоции каждого зрителя.
В общем, все мы, наверное, согласны с Александрой, героиней фильма «Москва слезам не верит», которая на слова своего отца по поводу того, что телевидение скоро заменит все зрелища, возражает: «Но как же театр? Это же особенное искусство!» Потому-то Всемирный день театра (World Theatre Day), который празднуют ежегодно 27 марта, мы воспринимаем не только как профессиональный праздник узкого круга театральных деятелей, а как общий праздник всех, кто когда-нибудь хоть раз был театральным зрителем.
Всемирный день театра был установлен в 1961 году. Он проводится, как уже было сказано, каждый год 27 марта под девизом, провозглашающим театр средством взаимопонимания и укрепления мира между народами.
Организация, которая установила проведение Всемирного дня театра называется Международным институтом театра (International Theatre Institute, ITI). Международный институт театра был основан в 1948 году и является одной из организаций, находящихся под патронажем ЮНЕСКО. Советский Союз вошел в Международный институт театра в 1959 году и немало в нем сотрудничал. Несмотря на идеологические перекосы, советский театр обращал на себя мировое внимание. Этому способствовала не только наличие выдающихся режиссеров, известных за рубежами страны, но и обильная финансовая подпитка со стороны государства. Упомянутые идеологические перекосы были связаны именно с государственным финансированием театров. Кто девушку кормил, тот ее и танцевал.
Всемирный день театра (или попросту, «День театра») празднуют, как свой профессиональный праздник не только театральные актеры и режиссеры, но и множество других театральных работников, без которых (как написал в одном из своих рассказов, Михаил Зощенко) театр работать не сможет. Это светотехники (в старину по простому называвшиеся «осветителями») и звукоинженеры. Это – монтировщики декораций (вспомним, монтера Мечникова из «Двенадцати стульев»). Это – такие важные в нынешнем театральном производстве люди, как продюсеры, которые стали настоящими кормильцами театров после отмены политики государственного субсидирования. Даже билетеры и гардеробщики празднуют этот день, как свой профессиональный праздник. На их стороне – великий режиссер К.С.Станиславский, который провозгласил в 1933 году, что театр начинается с вешалки. Правда выдал он не такую афористичную фразу, а в своем письме к цеху гардеробщиков МХАТ выразился более пространно:
«…спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей…».
Но суть слов великого режиссера и так понятна: нет в театре второстепенных профессий, нет второстепенных ролей.
Для множества театралов по всему миру «День театра» – также большой праздник. Они чествуют любимых актеров и режиссеров (а также осветителей, звукотехников и гардеробщиков) Российское государство, ставшее менее щедрым к театрам, все же приветствует работников искусства и по возможности награждает их.
В свою очередь, театры в этот день стараются порадовать зрителей любимыми спектаклями или представить им давно ожидаемые премьеры.