Верующие знают, что время общения с Буддой очень коротко, Учитель, Несущий Свет ежегодно нисходит, чтобы поддержать людей в их стремлении к Просветлению и благословить человечество. Поэтому так важно не потерять ни одной праздничной минуты.
Канун праздника и миряне, и монахи проводят в молитвах. Храмы принимают всех, и каждый может обратиться к трем Святым Драгоценностям:
- к Будде, чей день рождения отмечается,
- к сангха – ученикам Будды
- и прославить Дхарму – Святое учение Будды.
Сделать это можно, читая молитвы и исполняя гимны. Затем обязательно нужно принести символические жертвы:
- принести цветы, которые, засыхая, напоминают нам о бренности сущего;
- зажечь свечу, ее свет – это свет истины;
- зажечь ароматическую палочку - ее запах напомнит о том, что хоть все в мире смертны, но жизнь прекрасна в любом своем проявлении.
После ночного бдения, с раннего утра, все принимают участие в ритуале «Отпущение на волю». Птицы, живущие в клетках, в этот день обретают свободу. Отпускают даже насекомых – бабочек, жучков, богомолов. Правительство тоже не отстает в благих поступках: заключенные, получившие срок за незначительное преступление, в этот день могут получить амнистию.
Все верующие помнят главную заповедь Будды – «Не убий». Чтобы ненароком ее не нарушить, они в этот священный день снимают обувь и ходят босиком. Наступить на муравья – это значить убить его. Гибель даже самого маленького насекомого воспринимается как страшный грех, а уж в день праздника вообще недопустима. Крестьяне, зная, что во время работы в поле можно нанести вред живому существу, стараются в этот день не работать.
Монахи собирают верующих в храмах, сами приходят к ним в селения, в городские парки, на площади. Они беседуют с людьми, рассказывают им о Будде, о его божественном пути, отвечают на вопросы, дают пояснения для тех, кто недавно начал свой путь к Свету истины.
Каждый последователь Будды знает, что духовному общению с Учителем мешает набитый вредной пищей живот. Поэтому все стараются есть мало, а в эти два праздничных дня принимать только вегетарианскую пищу. Основное угощение во время праздника – вареный рис, овощи, свежие и сушеные фрукты. Алкоголь вообще у буддистов находится под запретом, и в этот день в некоторых странах хозяева небольших магазинов, торгующих мясом, рыбой, алкоголем и табачными изделиями, добровольно отказываясь от прибыли, закрывают свои заведения, чтобы не оскорблять чувства верующих. В супермаркетах такие отделы тоже не отпускают товары, подходы к ним перекрывают ширмами.
Пира (в нашем понимании слова) на празднике Весак не бывает. Основное угощение в этот день – вареный рис, овощи, свежие и сушеные фрукты. Пить желательно только чистую воду.
У праздника Весак есть свой цвет. Монахи, как и положено, надевают оранжевые одежды. Миряне выбирают белый цвет. Это символ чистоты намерений и духовного просветления. А еще это обещание Будде и самим себе не допускать нечистых мыслей и нечестивых поступков. Это просьба к Учителю поддержать их, укрепить дух и придать душевные силы. Хотя бы на год, до следующего праздника, а там можно будет получить благословение еще на двенадцать месяцев.
Предаваться в Весак безделью и праздному созерцанию тоже не принято. А вот любая созидательная деятельность считается полезной. Например, каждый мирянин может принять участие в ремонте храма. Приветствуется, написание храмовых картин. Сюжет известен – Будда и его Учение. Женщинам тоже находится работа в храме. Они готовят простую еду из тех продуктов, которые миряне жертвуют монахам, и кормят гостей. Особым делом, достойным всяческих похвал, считается посещение больных и инвалидов. Люди приходят к ним не просто навестить. Они помогают в уборке, приносят продукты, стирают и готовят им еду. Помощь страждущим – благое дело, поэтому именно в этот день буддисты обычно жертвуют в различные благотворительные фонды или лично передают деньги, одежду и предметы первой необходимости нуждающимся.
Здоровым людям тоже нужны любовь и внимание, поэтому для друзей и близких принято готовить поздравительные открытки и подарки. С наступлением темноты начинается заключительная часть праздника. Загорается множество фонариков. Они все примерно одинакового размера. Их делают из веток бамбука, связанных крепкими нитками или шпагатом. А потом обтягивают прозрачной тканью или тонкой бумагой. Внутри свеча, которую в последнее время в многих странах стали заменять электрическими лампочками. Фонарь, зажженный на празднике Весак, - это символ просвещенного духа, а ведь именно к этому стремятся все буддисты. Теперь все идут рассматривать пандолы. Обычно их множество, в крупных городах их число равно пятистам пятидесяти. Ровно столько раз Будда воплощался в разных людей и животных. Эти сценки напоминают вертепы, которые можно увидеть в храмах на Рождество, только герой всегда один – это Будда.
Праздник заканчивается. Улицы пустеют. Уставшие люди расходятся по домам. Только из храмов доносится пение монахов, которые совершают благодарение Будде за то, что не обманул их ожидания и в свой день рождения явил им свое благословение.
Праздник Весак обрел статус международного в 1950 году. До этого времени день рождения Будды отмечали только в Индии, которая гордится тем, что Великий Учитель родился именно на ее земле. Всемирное братство буддистов, собравшись в Шри-Ланке, решило, что это несправедливо, потому что приверженцы этой религии живут почти во всех странах Земли.
А праздник, который отмечают только раз в четыре года, все-таки есть. Это Касьянов день. Другая страна и другая религия. Об этом празднике можно прочесть в статье "Почему нельзя жениться в високосном году?", написанной Е. Асвойновой-Травиной в 2012 году.