icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Анатолий Ягодкин
Праздники

Потанцуем, отмечая Всемирный день рок-н-ролла?

  • 365
  • 6

Потанцуем, отмечая Всемирный день рок-н-ролла?

Р
Рок-н-ролл как много в этом слове! Это и зажигательный акробатический танец, родившийся в американских трущобах, уже давно вошедший в группу «социальных танцев» наряду с латиноамериканскими сальсой и бачатой в программы преподавания многих бальных школ, это и музыкальный жанр, возникший в нищих кварталах Америки в середине XX века, берущий своё начало в негритянской социальной музыке, под который и стали впервые танцевать этот танец. «Музыка черных», «Музыка джунглей» - так называли рок-н-ролл на заре возникновения музыкальной традиции. В широком смысле этого слова под рок-н-роллом понимают сегодня целое музыкальное направление, включающее в себя всю современную рок-культуру, от собственно исконного зажигательного рок-н-ролла 50-60-х до многочисленных жанров и пожанров рока, металла и альтеранативы. В песнях российских музыкантов часто упоминается рок-н-ролл как их стиль жизни, как музыка которой они играют и которой дышат, вспомним, хотя бы российскую песню российской рок-группы Би2 «Мой рок-н-ролл и для любви это не место». Рок-н-ролл как стиль жизни и музыка часто встречается в песнях Константина Кинчева, например, «Рок-н-ролл крест», «Рок-н-ролл это прикол» и так далее. Сложно представить, что тяжелый гитарный риф «Алисы» и других рокеров и металлистов современности и зажигательная социальная музыка 60-х имеют общие корни, однако, если обратиться к истории современной музыки, можно легко убедиться, что это так.

Немногие, даже среди современных исполнителей рок-музыки, знают о том, что существует праздник Всемирный день рок-н-ролла, который отмечается 13 апреля. В апреле 2004 года на центральном канале российского телевидения в эфир вышла передача «Угадай мелодию» с участием музыкантов группы «Машина времени», ведущий программы В. Пельш, отметил что родоначальники Российского рока стали гостями программы накануне дня рок-н-ролла и спросил у музыкантов как они будут отмечать праздник. «А какого он числа?» - ответил вопросом на вопрос Андрей Макаревич, лидер коллектива. А ведь они, уже умудренные опытом рок-музыканты одни из тех, кто стоял у истоков этого музыкального жанра в нашей стране, кто под влиянием «битломании» захотел играть «такую же музыку на русском языке». Они ближе всех в российской традиции стоят к тому исконному американскому и британскому рок-н-роллу.

Говорит ли это незнание о неуважении музыкантов к истории своего жанра? Вряд ли! Скорее всего «забвение» праздника «Дня рок-н-ролла» у нас в России связано во-первых с многообразием жанров в современной рок-культуре, а во-вторых с тем, что у нас в России сформировалась своя абсолютно особая рок-традиция, названная «русским роком» или «поэтическим роком», безусловно связанная своими истоками с западом и впитывавшая влияние западных исполнителей на протяжении свой истории, но при этом оставаясь очень самобытной.

В связи с этим будет полезно напомнить всем любителям российской и западной рок-музыки о рождении музыкальной традиции, с чем и связно возникновение праздника «Всемирный день рок-н-ролла». Датой рождения рок-н-ролла и как следствие всей рок музыки условно считают 12 апреля 1954 года, когда вышел в свет сингл «Рок вокруг часов» ( Rock around a clock) американского певица Билла Хейли, считающегося первым белым исполнителем рок-н-ролла. Трек произвел невероятный фурор среди американцев, именно с этим событием многие стали связывать возникновение рок-н-ролла как музыки белых, именно под звуки этой песни возникли первые движения одноименного танца. На следующий день после выхода песни Хейли начался настоящий ажиотаж вокруг неё именно поэтому праздник принято отмечать не в сам «день рождения первой рок-песни», а на следующий день, когда эта музыка «пошла в народ». Рок-н-ролл разрушал существующие в культуре того времени танцевальные и музыкальные каноны, и возможно, именно в этом была причина его успеха. Рок-н-ролл стали называть «музыкой свободы», самое его рождение в негритянских кварталлах и выход «на большую сцену» в творчестве Хейли и, позже, Элвиса Пресли был связан с усталостью американского общества, людям была необходима встряска - «протест», который они услышали в рок-н-ролле.

Американский обыватель второй половины века стал уставать от своей размеренной жизни, развитие западной цивилизации постепенно подводило её к критической фазе, что в политике выразилось в феномене государства благосостояния, кризис которого приведет к системного кризису западного общества в 70-х годах, а в духовной жизни это проявилось в распространении музыки протеста и молодежных субкультур. Возникновение молодежной субкультуры открыло новую страницу в истории рок-н-ролла, эта музыка, воспевавшая свободу и прогресс, дававшая отдушину и показывавшая новый путь для социализации молодежи стала основой большинства западных субкультур. Многие помнят советский феномен «стиляг», возникший в 50-е годы также как протест против советского режима, против размеренного «коммунистического образа жизни» и во-многом через стиляг рок-н-ролл был услышан в советском союзе и отсюда берет своё начало российская рок-традиция. Но насколько стиляги не были похожи на американскую молодежь, настолько и российская рок-традиция оказалась отличной от западной. На западе же музыка хиппи и панков, готов и байкеров породила различные жанры и направления рок-музыки. Как эти субкультуры не были похожи между собой, также и их музыка отличалась друг от друга, но всё же имела общие черты: драйв и отказ от канонов, воспевала свободу и протест, эта музыка сохранила общий дух, характерный для всех тех, кто играл её во второй половине XX века и играет её сегодня. Рок-н-ролл, родившись как музыка и танец стал своеобразной идеологией, новым опиумом для народы, символом новой духовной парадигмы. Рок музыка стала разной, а праздник остался как символ, как память о рождении традиции, которая к сожалению уже осталось во многом в прошлом, с победой виртуального общества у новой молодежи уже другие приоритеты, протест сменился приспособленчеством, социальными фреймами и поиском статусности, говорят, что рок-н-ролл умер, но нет он всё таки жив, хотя и отношение к нему и его роль сегодня стали другими.

Как же отмечать международный день рок-н-ролла: танцевать, пилить на гитаре жесткий риф или прыгать показывая козу под тяжелый саунд любимой группы, пить пиво и веселиться или устроить танцевальную вечеринку в стиле 60-х и вспомнить историю этого праздника и музыкального жанра? На этот вопрос каждый ответит для себя сам!

spe
Юлия Дворникова

А-а-а-а-а! *Битлы*, *Пинки*, *Металика*, *Асы*, *Квины*, *Агата*, "Крем*, *ДДТ*, *Ария* и ещё дюжина - моя тема! Танцуют все!!!++++++++++++

tra
Анатолий Ягодкин

Юлия, полностью поддерживаю! Поэтому и важно было написать, что рок-н-ролл бывает разный!
Там не дюжина, там около сотни! Я ещё и музыкальный журналист и знаю толк в этом деле!

spe
Юлия Дворникова

Иес! В нашем полку прибывает! Ура!!! Осталось пригласить Джастина Бибера на день ВДВ! Рискнём?

tra
Мальвина Силаева

Старый добрый рок-н-ролл и дедушка металл!
Спасибо, что всё так подробно и глубоко как всегда!
Кажем козу и прыгаем!!!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+