icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
—емен ÷ыгановский
»нтересные факты

ѕоговорим еще раз о Ћедовом побоище.

  • 359
  • 6

ѕоговорим еще раз о Ћедовом побоище.

„ерез 20 лет после ќкт€брьской революции советска€ власть вспомнила о кн€зе јлександре Ќевском. ќ кн€зе! » к тому же, о православном св€том! “о есть как бы дважды виноватым перед господствующей идеологией и всемирным пролетариатом.

Ќо дл€ пропаганды все средства хороши. ј тут надвигалась война, следовало объединить народ против веро€тного противника, которым тогда виделись (и, в конце концов, оказались) немцы. » вот на экране €вилс€ симпатичный герой, которого играл очаровательный актер Ќиколай „еркасов. ¬еликий Ёйзенштейн рассказал увлекательную сказку, великий ѕрокофьев написал величественную музыку, фильм получилс€ прекрасный. ≈го до сих пор не скучно смотреть, хот€ картина и черно-бела€.

≈стественно, что фильмы снимают не дл€ того, чтобы рассказывать зрителю правду. “ем более, что јлександр Ќевский Ц один из самых спорных персонажей в истории –оссии. » даже не то чтобы спорный, а легендарный. Ћегенды же разоблачать Ц дело хот€ и интересное, но непри€тное. Ћюди не прост€т. » где-то р€дом, словно сурова€ остроноса€ тетка, бродит Ђоскорбление чувств верующихї

“ем более, легенду јлександра Ќевского (1221 Ц 1262) начали созидать очень рано, в 16-м веке.  н€зь, живший в 13-м веке, был канонизирован православной церковью в качестве борца за веру. ¬ принципе Ц за дело. ¬ этот момент на –усь навалились с обоих концов. — востока Ц монголы, а с запада Ц крестоносцы Ћивонского ордена.  н€зь јлександр сумел, где оружием, где дипломатией, отбитьс€ и от тех, и от этих, а главное Ц с точки зрени€ православной церкви Ц сохранить веру. “ем более, что Ѕатый јлександра усыновил и, прими кн€зь ислам, он вполне мог бы стать наследником и правителем огромной монгольской империи. ќт римского папы к јлександру тоже приходили посланники и склон€ли к переходу в католичество, что, выража€сь нынешним €зыком, означало прием в Ђсемью европейских народовї (каковой, строго говор€, тогда не было). » в том, и в другом случае на северо-востоке –уси православию бы места не осталось. ј  иев, религиозный и политический центр складывавшегос€ в те годы централизованного государства, монголы в 1242 году завоевали и уничтожили. “ак что кн€зь, контролировавший болотистый и лесистый северо-восток, оказалс€ спасителем православи€ на территории –уси.

ƒа и с точки зрени€ государственной во многом благодар€ јлександру Ќевскому уцелела династи€ –юриковичей.  н€зь јлександр Ц правнук ёри€ ƒолгорукого и праправнук самого ¬ладимира ћономаха. —двиньс€ кн€зь в своих пристрасти€х или на запад, или на восток Ц истори€ государства –оссийского была бы совсем другой. Ќо смог сохранить самосто€тельность своего удела, вокруг которого потом стала прирастать ћоскови€. «а это ему славу пели и поют, а стату€ его на пам€тнике 1000-лети€ –оссии в Ќовгороде красуетс€ вполне заслуженно.

Ќадо сказать, что жил кн€зь во времена довольно смутные и весьма темные. ѕоэтому его воинские подвиги многие Ђнедоброжелателиї-историки берут под большой вопрос. ¬ частности, значимость Ќевской битвы со шведским войском, происшедшей 15 июл€ 1240 года. ћногие даже считают, что битва эта, по которой јлександр получил свое прозвище, была одной из р€довых стычек, которые у кн€з€ случались в большом количестве, а ее значение в последующих летопис€х преувеличено. » довер€ть этим летопис€м Ц все равно, что довер€ть кинофильму Ђјлександр Ќевскийї.

Ѕитву на „удском озере 5 апрел€ 1242 года, которую называют еще ЂЋедовым побоищемї отрицать нельз€, поскольку описана она не только в русских летопис€х, но и в немецкой рифмованной хронике Ћивонского ордена. ѕравда, и здесь много вопросов. ¬о-первых, со стороны археологов. Ќи в одном из предполагаемых мест ЂЋедового побоищаї они не могут обнаружить ни каких следов железа. “ак был ли знаменитый маневр на талом льду, в результате которого множество рыцарей утонуло в озере?  стати, в хронике поминаетс€, что рыцари падали на траву. “ак на траве бились 5 апрел€ 1242 года или на льду?

», кстати, о множестве рыцарей. »меетс€ четка€ документаци€, хоз€йственные книги рыцарских замков, по которым можно определить приблизительное число рыцарей, участвовавших в битве. ѕолучаетс€, что было их несколько дес€тков, не более. Ћивонский орден был малочислен. «ахваченный ѕсков, как оказалось, контролировали фактически два рыцар€. Ёто не значит, что вокруг командиров не было войска, но численность этого войска была не слишком велика.

Ќаконец, главный секрет победы кн€з€ јлександра, о котором с давних пор стараютс€ не сообщать все официальные историки. Ќа „удском озере немногочисленный отр€д немецких рыцарей встретило крупное соединение монгольской конницы, которое Ѕатый послал своему названному сыну. ѕричем, послал не из отеческой любви, а дл€ того, чтобы добить крестоносцев, не добитых монголами год назад в битве при городе Ћигнице. Ёто Ц —илези€, граница нынешней ѕольши и √ермании. ¬от куда дошли монголы в своих завоевательных походах! » крестоносцы прекрасно помнили напор монгольской конницы. ѕобежали они именно от нее.

» это был не единственный случай Ђпомощи с ¬остокаї в истории. 15 июл€ 1410 года при √рюнвальде польско-литовское войско окончательно разбило “евтонский орден. ¬ этой битве на стороне ¬еликого кн€жества Ћитовского сражалась татарска€ конница. ≈сли говорить современным €зыком, Ђтанкистамиї при √рюнвальде были татары. » кстати, ¬еликое кн€жество Ћитовское разве что по названию имеет отношение к современной Ћитве. Ќа самом деле, было оно русское, и по €зыку, и по письменности и по православной вере тоже. —татуи кн€зей ¬итовта и √едимина тоже присутствуют на пам€тнике 1000-лети€ –оссии. “ак что значение фигуры јлександра Ќевского дл€ истории государства –оссийского преувеличивать не следует. Ѕыли и другие пути.

 репкие св€зи с восточными сосед€ми, как видим, всегда помогали русским кн€зь€м. ’от€ официальна€ русска€-советска€-российска€ истори€ эту дружбу и побратимство старалась затушевать. ѕоэтому многие, чита€ об этом у Ћ.Ќ.√умилева, испытывают разрыв шаблона.

¬ битве на „удском озере јлександр Ќевский выступал в качестве кн€з€ новгородского. Ќо в Ќовгороде, который был средневековой торговой республикой вполне себе по европейским образцам, кн€зь всего-навсего служил приглашенным военачальником. ѕосле Ћедового побоища јлександр не стал владыкой Ќовгорода (сладкий кусок, да не во вс€кое горло пролезет), а вернулс€ в свой ѕере€славль-«алесский. Ќовгород же богател и процветал сам по себе, небезвыгодно сотруднича€ с ≈вропой, с теми же ганзейскими городами на Ѕалтике. Ёто был еще один вариант русской истории, окончательно уничтоженный московскими цар€ми »ваном III и его внуком, »ваном IV. ѕотомками уже канонизированного јлександра Ќевского.


mas
ћарк Ѕлау

«абавно, что орден јлександра Ќевского существовал при всех власт€х: в –оссийской »мперии, в ———– и в нынешней –оссийской ‘едерации. » везде у него был разный статус.

top
Halida Rojkova

»нтересна€ истори€! —колько написано всего, и мало что совпадает - варианты и вариации истории о великом победителе.

spe
¬ладислав „ерных

 ак-то давно попалась на глаза ещЄ одна верси€ - €кобы было не побоище, а попоище ))) ѕланировалось что-то вроде дипломатической встречи между кн€зем и представителем ордена, но сопровождающие их отр€ды воинов перепились и устроили ристалище, перетекшее в побоище...

pro
“амара ћеркулова

ј вот это, ¬ладислав, верси€ оригинальнейша€! “ак и будем теперь называть: ледовое попоище. » водку можно выпустить "јлександр Ќевский" или "јлександроневска€"

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+