Но для пропаганды все средства хороши. А тут надвигалась война, следовало объединить народ против вероятного противника, которым тогда виделись (и, в конце концов, оказались) немцы. И вот на экране явился симпатичный герой, которого играл очаровательный актер Николай Черкасов. Великий Эйзенштейн рассказал увлекательную сказку, великий Прокофьев написал величественную музыку, фильм получился прекрасный. Его до сих пор не скучно смотреть, хотя картина и черно-белая.
Естественно, что фильмы снимают не для того, чтобы рассказывать зрителю правду. Тем более, что Александр Невский – один из самых спорных персонажей в истории России. И даже не то чтобы спорный, а легендарный. Легенды же разоблачать – дело хотя и интересное, но неприятное. Люди не простят. И где-то рядом, словно суровая остроносая тетка, бродит «оскорбление чувств верующих»
Тем более, легенду Александра Невского (1221 – 1262) начали созидать очень рано, в 16-м веке. Князь, живший в 13-м веке, был канонизирован православной церковью в качестве борца за веру. В принципе – за дело. В этот момент на Русь навалились с обоих концов. С востока – монголы, а с запада – крестоносцы Ливонского ордена. Князь Александр сумел, где оружием, где дипломатией, отбиться и от тех, и от этих, а главное – с точки зрения православной церкви – сохранить веру. Тем более, что Батый Александра усыновил и, прими князь ислам, он вполне мог бы стать наследником и правителем огромной монгольской империи. От римского папы к Александру тоже приходили посланники и склоняли к переходу в католичество, что, выражаясь нынешним языком, означало прием в «семью европейских народов» (каковой, строго говоря, тогда не было). И в том, и в другом случае на северо-востоке Руси православию бы места не осталось. А Киев, религиозный и политический центр складывавшегося в те годы централизованного государства, монголы в 1242 году завоевали и уничтожили. Так что князь, контролировавший болотистый и лесистый северо-восток, оказался спасителем православия на территории Руси.
Да и с точки зрения государственной во многом благодаря Александру Невскому уцелела династия Рюриковичей. Князь Александр – правнук Юрия Долгорукого и праправнук самого Владимира Мономаха. Сдвинься князь в своих пристрастиях или на запад, или на восток – история государства Российского была бы совсем другой. Но смог сохранить самостоятельность своего удела, вокруг которого потом стала прирастать Московия. За это ему славу пели и поют, а статуя его на памятнике 1000-летия России в Новгороде красуется вполне заслуженно.
Надо сказать, что жил князь во времена довольно смутные и весьма темные. Поэтому его воинские подвиги многие «недоброжелатели»-историки берут под большой вопрос. В частности, значимость Невской битвы со шведским войском, происшедшей 15 июля 1240 года. Многие даже считают, что битва эта, по которой Александр получил свое прозвище, была одной из рядовых стычек, которые у князя случались в большом количестве, а ее значение в последующих летописях преувеличено. И доверять этим летописям – все равно, что доверять кинофильму «Александр Невский».
Битву на Чудском озере 5 апреля 1242 года, которую называют еще «Ледовым побоищем» отрицать нельзя, поскольку описана она не только в русских летописях, но и в немецкой рифмованной хронике Ливонского ордена. Правда, и здесь много вопросов. Во-первых, со стороны археологов. Ни в одном из предполагаемых мест «Ледового побоища» они не могут обнаружить ни каких следов железа. Так был ли знаменитый маневр на талом льду, в результате которого множество рыцарей утонуло в озере? Кстати, в хронике поминается, что рыцари падали на траву. Так на траве бились 5 апреля 1242 года или на льду?
И, кстати, о множестве рыцарей. Имеется четкая документация, хозяйственные книги рыцарских замков, по которым можно определить приблизительное число рыцарей, участвовавших в битве. Получается, что было их несколько десятков, не более. Ливонский орден был малочислен. Захваченный Псков, как оказалось, контролировали фактически два рыцаря. Это не значит, что вокруг командиров не было войска, но численность этого войска была не слишком велика.
Наконец, главный секрет победы князя Александра, о котором с давних пор стараются не сообщать все официальные историки. На Чудском озере немногочисленный отряд немецких рыцарей встретило крупное соединение монгольской конницы, которое Батый послал своему названному сыну. Причем, послал не из отеческой любви, а для того, чтобы добить крестоносцев, не добитых монголами год назад в битве при городе Лигнице. Это – Силезия, граница нынешней Польши и Германии. Вот куда дошли монголы в своих завоевательных походах! И крестоносцы прекрасно помнили напор монгольской конницы. Побежали они именно от нее.
И это был не единственный случай «помощи с Востока» в истории. 15 июля 1410 года при Грюнвальде польско-литовское войско окончательно разбило Тевтонский орден. В этой битве на стороне Великого княжества Литовского сражалась татарская конница. Если говорить современным языком, «танкистами» при Грюнвальде были татары. И кстати, Великое княжество Литовское разве что по названию имеет отношение к современной Литве. На самом деле, было оно русское, и по языку, и по письменности и по православной вере тоже. Статуи князей Витовта и Гедимина тоже присутствуют на памятнике 1000-летия России. Так что значение фигуры Александра Невского для истории государства Российского преувеличивать не следует. Были и другие пути.
Крепкие связи с восточными соседями, как видим, всегда помогали русским князьям. Хотя официальная русская-советская-российская история эту дружбу и побратимство старалась затушевать. Поэтому многие, читая об этом у Л.Н.Гумилева, испытывают разрыв шаблона.
В битве на Чудском озере Александр Невский выступал в качестве князя новгородского. Но в Новгороде, который был средневековой торговой республикой вполне себе по европейским образцам, князь всего-навсего служил приглашенным военачальником. После Ледового побоища Александр не стал владыкой Новгорода (сладкий кусок, да не во всякое горло пролезет), а вернулся в свой Переяславль-Залесский. Новгород же богател и процветал сам по себе, небезвыгодно сотрудничая с Европой, с теми же ганзейскими городами на Балтике. Это был еще один вариант русской истории, окончательно уничтоженный московскими царями Иваном III и его внуком, Иваном IV. Потомками уже канонизированного Александра Невского.