icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
ќбучение

ѕочему так важно прививать дет€м любовь к чтению?

  • 1534
  • 8

ѕочему так важно прививать дет€м любовь к чтению?

ѕ
ѕочти 70 % современных подростков не читает ничего, 10 % читают фантастику и детективы, 5 % - только специальную литературу, и только оставшиес€ 5 % можно назвать читател€ми в полном смысле этого слова.

»нтересные цифры, не правда ли?

¬ том, что молодое поколение в большей своей массе безграмотно, обвин€ют новомодные школьные программы, учителей и учебники. Ќелюбовь к чтению смело можно причислить к числу обвин€емых.

„то дает человеку чтение?  акое чувство вы испытываете, открыва€ новую книгу, вдыха€ запах свежей типографской краски? Ќа этот вопрос могут ответить только люди старшего поколени€. ј вот молодежи проще воспользоватьс€ аудиокнигой или обратитьс€ к краткому содержанию произведени€.

“ого, кто изобрел этот способ чтени€, в сталинские времена быстро заклеймили бы, назвав врагом народа. —ейчас такой терминологии нет, но ничем иным, как подрывной де€тельностью, это назвать нельз€. „етыре тома Ђ¬ойны и мираї изложены на 30 (!) страницах! Ѕолее 750 действующих лиц, 20 лет жизни –оссии и всего лишь три дес€тка страниц!

«ато не нужно Ђнапр€гатьї ни душу, ни разум. ј вникать в те мельчайшие детали.  оторым писатель придавал огромное значение, при таком способе чтени€ и вовсе не получитс€.

ѕомните, в учебнике литературы была скучна€ и малопон€тна€ фраза о переходе Ћ. “олстого на позиции патриархального кресть€нства? Ёто о том, что писатель перестал быть представителем только своего класса. ќтныне он смотрит на мир глазами простого человека Ц кресть€нина. » говорит об этом “олстой не какими-то высокими словами, а как раз теми детал€ми.

ќбраз јнны  арениной писатель создал за несколько лет до этого событи€. ќписыва€ ее платье, он говорит о том, что оно очень простое, только слегка (!) усыпано бриллиантами. Ёто в нем еще говорит двор€нин, которого слегка даже удивл€ет эта изысканна€ простота.

ѕройдет всего несколько лет, и он напишет роман Ђ¬оскресениеї, герой которого Ќехлюдов будет непри€тно поражен одной сценой. ќн случайно увидит, как кресть€нин, проход€ мимо окна, заметит кусочек мыла. ƒл€ Ќехлюдова мыло Ц это обычный предмет первой необходимости. ј дл€ мужика это заморска€ невидаль. Ќасто€щий переворот в уме и писател€, и его геро€!

 ак пон€ть эту важную мысль при чтении краткого содержани€? ќтвет однозначен Ц никак. Ќаверное, стремление к упрощению всех сторон жизни человека, к его удобству привело не только к созданию комфорта, но к некоторому примитивизму в мышлении.

ќтсюда и нелюбовь к чтению, парадокс которого заключаетс€ в том, что оно одар€ет нас чужим умом и опытом. ƒа, в чем-то чтение уводит человека от реальности, заставл€ет проживать чужие жизни, сочувствовать и сопереживать вымышленным персонажам. «акроешь последнюю страницу, а вокруг Ц реальность, и ничего в ней нет от того, что так захватывало теб€ во врем€ чтени€. Ќо нельз€ не признать, что чтение наполн€ет нашу реальность смыслом. ”чит и наставл€ет, поднимает настроение и будоражит настроение.

» еще несколько слов о пользе чтени€. ќно развивает не только мышление, но и речь, причем, как устную, так и письменную. ќшибки, допущенные в разговоре, почти не заметны.   тому же, их можно тут же исправить. Ќо сама€ интересна€ мысль перестает быть таковой, если при ее оформлении допущены ошибки.

ѕро орфографию уже не говорю Ц редактор в компьютере подчеркнет все ошибки красным и покажет правильный вариант. ј стилистика и грамматики, широта кругозора и богатство словарного запаса завис€т только автора.

“ак что вопрос учить детей читать или не учить, имеет только один ответ. ƒа, учить! » не просто учить бегать глазами по строчкам, а вдумыватьс€ в каждое слово. —ледить за развитием образа, думать и давать оценку поведению геро€, Ђпримериватьї на себ€ ситуацию. ≈сть хорошее упражнение Ц устное (словесное) рисование. ѕредставить геро€, мысленно его нарисовать, а потом рассказать, каким его видишь.

я как-то подумала о том, почему ни один из вариантов фильмов о трех мушкетерах не понравилс€ публике. Ќаверное, потому, что каждый нарисовал себе этих героев по-своему, и совпадени€ не получилось.

ѕедагоги давно уже доказали, что чем дольше ребенок читает по слогам, тем лучше он запоминает слова и грамотнее потом пишет. Ќе подгон€йте малыша. Ќе устраивайте из чтени€ наказание. ”стал? ѕочитайте ему вслух сами или займите его чем-то другим.

» еще. ≈сли у взрослых в руках книга, то ребенок будет читать. ј если ее там нет, то никакие уговоры и наказани€ не помогут.


spe
¬ладислав „ерных

ƒа, действительно - экранизацию прочитанной книги смотреть не всегда и хочетс€, она конфликтует с закрепившимис€ в мозгах образами. „еловек, умеющий читать вдумчиво, сам снимает дл€ своего внутреннего взгл€да кинофильм без актЄров, аппаратуры и бюджета во многие миллионы.
 стати, обратил внимание на то, что в последнее врем€ многие информационные порталы в сети переход€т от текстового способа подачи информации к видеороликам, €кобы дл€ большей зрелищности и нагл€дности. ѕри этом большую часть ролика всЄ равно мы видим говор€щую голову. ќчевидно, человечество утрачивает желание к чтению... скоро и способности лишитс€.

top
Halida Rojkova

¬ы правы. Ѕольно на это смотреть, жаль, но при таком отношении наши детки лет через 30, действительно, станут не обучаемы и читать уже не смогут.

top
Halida Rojkova

—огласна с ¬ами,—ветлана, некоторые детки быстро учатс€. я знаю трехлетних, умеющих читать по слогам. ќни и думают иначе, чем их сверстники.

mas
≈вгений Ѕагдерин

„тение, книги, библиотеки, читальные залы постепенно отмирают как не очень удобные (по сегодн€шним меркам) источники информации! Ёто надо признать. ¬ремена мен€ютс€. Ќе вс€кий может позволить себе такую роскошь. ћного времени уходит. я наслаждаюсь чтением замечательной книги только в отпуске. ѕечально , что вместе чтением не востребованным остаетс€ богатство русского €зыка и русска€ разговорна€ речь. ¬ интернете можно найти тыс€чи кратких пересказов отечественной и мировой классики. ƒл€ кого и зачем это делаетс€? —делает ли подобный эрзац человека грамотным? «амечательную тему подн€ли ’алида. +

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+