icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
Обучение

Почему так важно прививать детям любовь к чтению?

  • 1231
  • 8

Почему так важно прививать детям любовь к чтению?

П
Почти 70 % современных подростков не читает ничего, 10 % читают фантастику и детективы, 5 % - только специальную литературу, и только оставшиеся 5 % можно назвать читателями в полном смысле этого слова.

Интересные цифры, не правда ли?

В том, что молодое поколение в большей своей массе безграмотно, обвиняют новомодные школьные программы, учителей и учебники. Нелюбовь к чтению смело можно причислить к числу обвиняемых.

Что дает человеку чтение? Какое чувство вы испытываете, открывая новую книгу, вдыхая запах свежей типографской краски? На этот вопрос могут ответить только люди старшего поколения. А вот молодежи проще воспользоваться аудиокнигой или обратиться к краткому содержанию произведения.

Того, кто изобрел этот способ чтения, в сталинские времена быстро заклеймили бы, назвав врагом народа. Сейчас такой терминологии нет, но ничем иным, как подрывной деятельностью, это назвать нельзя. Четыре тома «Войны и мира» изложены на 30 (!) страницах! Более 750 действующих лиц, 20 лет жизни России и всего лишь три десятка страниц!

Зато не нужно «напрягать» ни душу, ни разум. А вникать в те мельчайшие детали. Которым писатель придавал огромное значение, при таком способе чтения и вовсе не получится.

Помните, в учебнике литературы была скучная и малопонятная фраза о переходе Л. Толстого на позиции патриархального крестьянства? Это о том, что писатель перестал быть представителем только своего класса. Отныне он смотрит на мир глазами простого человека – крестьянина. И говорит об этом Толстой не какими-то высокими словами, а как раз теми деталями.

Образ Анны Карениной писатель создал за несколько лет до этого события. Описывая ее платье, он говорит о том, что оно очень простое, только слегка (!) усыпано бриллиантами. Это в нем еще говорит дворянин, которого слегка даже удивляет эта изысканная простота.

Пройдет всего несколько лет, и он напишет роман «Воскресение», герой которого Нехлюдов будет неприятно поражен одной сценой. Он случайно увидит, как крестьянин, проходя мимо окна, заметит кусочек мыла. Для Нехлюдова мыло – это обычный предмет первой необходимости. А для мужика это заморская невидаль. Настоящий переворот в уме и писателя, и его героя!

Как понять эту важную мысль при чтении краткого содержания? Ответ однозначен – никак. Наверное, стремление к упрощению всех сторон жизни человека, к его удобству привело не только к созданию комфорта, но к некоторому примитивизму в мышлении.

Отсюда и нелюбовь к чтению, парадокс которого заключается в том, что оно одаряет нас чужим умом и опытом. Да, в чем-то чтение уводит человека от реальности, заставляет проживать чужие жизни, сочувствовать и сопереживать вымышленным персонажам. Закроешь последнюю страницу, а вокруг – реальность, и ничего в ней нет от того, что так захватывало тебя во время чтения. Но нельзя не признать, что чтение наполняет нашу реальность смыслом. Учит и наставляет, поднимает настроение и будоражит настроение.

И еще несколько слов о пользе чтения. Оно развивает не только мышление, но и речь, причем, как устную, так и письменную. Ошибки, допущенные в разговоре, почти не заметны. К тому же, их можно тут же исправить. Но самая интересная мысль перестает быть таковой, если при ее оформлении допущены ошибки.

Про орфографию уже не говорю – редактор в компьютере подчеркнет все ошибки красным и покажет правильный вариант. А стилистика и грамматики, широта кругозора и богатство словарного запаса зависят только автора.

Так что вопрос учить детей читать или не учить, имеет только один ответ. Да, учить! И не просто учить бегать глазами по строчкам, а вдумываться в каждое слово. Следить за развитием образа, думать и давать оценку поведению героя, «примеривать» на себя ситуацию. Есть хорошее упражнение – устное (словесное) рисование. Представить героя, мысленно его нарисовать, а потом рассказать, каким его видишь.

Я как-то подумала о том, почему ни один из вариантов фильмов о трех мушкетерах не понравился публике. Наверное, потому, что каждый нарисовал себе этих героев по-своему, и совпадения не получилось.

Педагоги давно уже доказали, что чем дольше ребенок читает по слогам, тем лучше он запоминает слова и грамотнее потом пишет. Не подгоняйте малыша. Не устраивайте из чтения наказание. Устал? Почитайте ему вслух сами или займите его чем-то другим.

И еще. Если у взрослых в руках книга, то ребенок будет читать. А если ее там нет, то никакие уговоры и наказания не помогут.

spe
Владислав Черных

Да, действительно - экранизацию прочитанной книги смотреть не всегда и хочется, она конфликтует с закрепившимися в мозгах образами. Человек, умеющий читать вдумчиво, сам снимает для своего внутреннего взгляда кинофильм без актёров, аппаратуры и бюджета во многие миллионы.
Кстати, обратил внимание на то, что в последнее время многие информационные порталы в сети переходят от текстового способа подачи информации к видеороликам, якобы для большей зрелищности и наглядности. При этом большую часть ролика всё равно мы видим говорящую голову. Очевидно, человечество утрачивает желание к чтению... скоро и способности лишится.

top
Halida Rojkova

Вы правы. Больно на это смотреть, жаль, но при таком отношении наши детки лет через 30, действительно, станут не обучаемы и читать уже не смогут.

top
Halida Rojkova

Согласна с Вами,Светлана, некоторые детки быстро учатся. Я знаю трехлетних, умеющих читать по слогам. Они и думают иначе, чем их сверстники.

mas
Евгений Багдерин

Чтение, книги, библиотеки, читальные залы постепенно отмирают как не очень удобные (по сегодняшним меркам) источники информации! Это надо признать. Времена меняются. Не всякий может позволить себе такую роскошь. Много времени уходит. Я наслаждаюсь чтением замечательной книги только в отпуске. Печально , что вместе чтением не востребованным остается богатство русского языка и русская разговорная речь. В интернете можно найти тысячи кратких пересказов отечественной и мировой классики. Для кого и зачем это делается? Сделает ли подобный эрзац человека грамотным? Замечательную тему подняли Халида. +

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+