Интересные цифры, не правда ли?
В том, что молодое поколение в большей своей массе безграмотно, обвиняют новомодные школьные программы, учителей и учебники. Нелюбовь к чтению смело можно причислить к числу обвиняемых.
Что дает человеку чтение? Какое чувство вы испытываете, открывая новую книгу, вдыхая запах свежей типографской краски? На этот вопрос могут ответить только люди старшего поколения. А вот молодежи проще воспользоваться аудиокнигой или обратиться к краткому содержанию произведения.
Того, кто изобрел этот способ чтения, в сталинские времена быстро заклеймили бы, назвав врагом народа. Сейчас такой терминологии нет, но ничем иным, как подрывной деятельностью, это назвать нельзя. Четыре тома «Войны и мира» изложены на 30 (!) страницах! Более 750 действующих лиц, 20 лет жизни России и всего лишь три десятка страниц!
Зато не нужно «напрягать» ни душу, ни разум. А вникать в те мельчайшие детали. Которым писатель придавал огромное значение, при таком способе чтения и вовсе не получится.
Помните, в учебнике литературы была скучная и малопонятная фраза о переходе Л. Толстого на позиции патриархального крестьянства? Это о том, что писатель перестал быть представителем только своего класса. Отныне он смотрит на мир глазами простого человека – крестьянина. И говорит об этом Толстой не какими-то высокими словами, а как раз теми деталями.
Образ Анны Карениной писатель создал за несколько лет до этого события. Описывая ее платье, он говорит о том, что оно очень простое, только слегка (!) усыпано бриллиантами. Это в нем еще говорит дворянин, которого слегка даже удивляет эта изысканная простота.
Пройдет всего несколько лет, и он напишет роман «Воскресение», герой которого Нехлюдов будет неприятно поражен одной сценой. Он случайно увидит, как крестьянин, проходя мимо окна, заметит кусочек мыла. Для Нехлюдова мыло – это обычный предмет первой необходимости. А для мужика это заморская невидаль. Настоящий переворот в уме и писателя, и его героя!
Как понять эту важную мысль при чтении краткого содержания? Ответ однозначен – никак. Наверное, стремление к упрощению всех сторон жизни человека, к его удобству привело не только к созданию комфорта, но к некоторому примитивизму в мышлении.
Отсюда и нелюбовь к чтению, парадокс которого заключается в том, что оно одаряет нас чужим умом и опытом. Да, в чем-то чтение уводит человека от реальности, заставляет проживать чужие жизни, сочувствовать и сопереживать вымышленным персонажам. Закроешь последнюю страницу, а вокруг – реальность, и ничего в ней нет от того, что так захватывало тебя во время чтения. Но нельзя не признать, что чтение наполняет нашу реальность смыслом. Учит и наставляет, поднимает настроение и будоражит настроение.
И еще несколько слов о пользе чтения. Оно развивает не только мышление, но и речь, причем, как устную, так и письменную. Ошибки, допущенные в разговоре, почти не заметны. К тому же, их можно тут же исправить. Но самая интересная мысль перестает быть таковой, если при ее оформлении допущены ошибки.
Про орфографию уже не говорю – редактор в компьютере подчеркнет все ошибки красным и покажет правильный вариант. А стилистика и грамматики, широта кругозора и богатство словарного запаса зависят только автора.
Так что вопрос учить детей читать или не учить, имеет только один ответ. Да, учить! И не просто учить бегать глазами по строчкам, а вдумываться в каждое слово. Следить за развитием образа, думать и давать оценку поведению героя, «примеривать» на себя ситуацию. Есть хорошее упражнение – устное (словесное) рисование. Представить героя, мысленно его нарисовать, а потом рассказать, каким его видишь.
Я как-то подумала о том, почему ни один из вариантов фильмов о трех мушкетерах не понравился публике. Наверное, потому, что каждый нарисовал себе этих героев по-своему, и совпадения не получилось.
Педагоги давно уже доказали, что чем дольше ребенок читает по слогам, тем лучше он запоминает слова и грамотнее потом пишет. Не подгоняйте малыша. Не устраивайте из чтения наказание. Устал? Почитайте ему вслух сами или займите его чем-то другим.
И еще. Если у взрослых в руках книга, то ребенок будет читать. А если ее там нет, то никакие уговоры и наказания не помогут.