icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Надежда Орехова
Обучение

Почему наши дети безграмотны?

  • 3015
  • 21

Почему наши дети безграмотны?

Т
Тема образования всегда была актуальной. В последнее время эта проблема стала наиболее острой – все больше молодых людей, желающих стать студентами, остаются за дверями ВУЗов. Но, к сожалению, и тех, кто закончил высшее или среднее учебное заведение, по большому счету также нельзя считать людьми образованными. Почему? Да потому, что культура и образованность определяются не наличием диплома, а профессиональной пригодностью и умением в вербальной и письменной форме грамотно излагать свои мысли.

Современные молодые люди (да и люди постарше) виртуозно владеют ненормативной лексикой, а вот родной язык знают слабо. Достаточно зайти на любой форум в Интернете, чтобы ужаснуться вопиющей безграмотности, щедро сдобренной матерщиной.

Не лучше обстоит дело и с устным счетом. Молодые продавцы на рынках, наморщив гладкие лбы, на калькуляторах производят простейшие арифметические действия не только с двузначными – с числами первого десятка.

Ясно, что проблема общей безграмотности кроется в начальной школе. Еще 30 – 40 лет назад каждый урок математики начинался с устного счета, и горе было тому ученику, который не мог достаточно быстро умножить или разделить двузначные (или даже трехзначные) числа. На уроке русского языка обязательным был словарный диктант, а на внеклассном чтении детей увлекали интересными сказками, веселыми стихами и рассказами.

Сегодняшние учителя начальных классов нацеливают своих учеников на использование калькуляторов, а вместо чтения книг дети или рассматривают комиксы и смотрят боевики, или играют в компьютерные игры, с удовольствием расстреливая в них не только монстров, но и людей.

Социологи говорят, что люди любой профессии – это срез общества, и если общество поражено каким-либо пороком, то тем же пороком обладает и эта профессиональная группа. Поэтому безграмотны и наши учителя начальных классов. Не секрет, что в педагогические ВУЗы конкурс сегодня не самый большой, и при некотором везении и материальном усилии родителей их чадо, имея в аттестате сплошные тройки, получает диплом учителя начальных классов. Где уж тут следить за культурой речи, если родители, проверяя тетради своих детей, замечают ошибки, не замеченные учителем, или, напротив, видят перечеркнутое красными чернилами правильно написанное слово. Нередки случаи, когда мамы, собрав орфографические словари, доказывают педагогу, что им допущена ошибка. Хорошо, если молоденькая учительница извинится за допущенную оплошность – чаще она безапелляционно заявляет, что в орфографическом (!) словаре допущена опечатка.

В те же советские годы, сегодня нещадно ругаемые всеми, кому не лень, молодой специалист из педвуза, проходя собеседование при трудоустройстве, признавался профнепригодным только за то, что допускал в своей речи неправильные формы слов или неправильно ставил ударения. Вспомните, например, известный фильм «Доживем до понедельника», где претендентка на вакансию учителя начальных классов вместо слова «кладут» употребляла «ложут».

Сегодня на такие «мелочи» просто не обращают внимания. Автор был свидетелем того, как на репетиции при подготовке к утреннику учительница, поставив третьеклассников в ряд, попросила их «убрать руки в зад». На что некоторые, более грамотные, чем их педагог, ученики, обладающие здоровым чувством юмора, отвечали: «В чей?» Комментарии, как говорится, излишни…

Где же выход? Как подготовить грамотных учителей – настоящих профессионалов? Новые реформы образования решают (или предполагают решить) многие вопросы, но этот, видимо, опять останется нерешенным. Ведь для этого нужно ужесточить регулярную проверку учителей на профпригодность, и не формально, как зачастую это бывает, а с привлечением комиссии, состоящей из грамотных профессионалов. При обучении же студентов оценивать их знания и чистоту речи не платежеспособностью, а добиваясь результата многократными пересдачами и регулярными проверками. К сожалению, на текущий момент такое решение проблемы видится совершенно фантастическим.

tra
Василий Петрович

С наступающим праздником. Желаю вам крепкого здоровья, любви и успехов в обучении учеников. Чтобы любили они вас.

deb
Надежда Орехова

Спасибо! Только учеников у меня нет - в педагогике я человек случайный - работала в школе, когда другой работы не было. Мы с Вами в некотором роде коллеги - всю жизнь за мужем-военнослужащим ездили по военным городкам.

tra
Василий Петрович

В ваших рассказах чувствуется педагог, подумал, что преподаете русский язык и литературу.

deb
Надежда Орехова

Совсем нет - я технарь до мозга костей - математик, химик, чертежник - все технические дисциплины - работала много лет инженером производственно-технического отдела. Все остальное для души и сердца

deb
Юлия Солянова

Есть еще одна сторона медали, о которой тут не сказано. Быть учителем....мягко говоря, экономически невыгодно. Да, безусловно, что учитель это человек, который не столько ради денег работает, но кушать и он хочет. Я как выпускница пед.вуза всеми правдами и неправдами ищу более спокойное место. Дело не в том, что мне нужна вилла (хотя кто отказался бы?), но мне бы хотелось получать столько, сколько я работаю. Работа учителя русского языка и литературы - это огромный труд, примерно по 10-12 часов в сутки. А оплата....А отдыхать когда? А с молодым человеком общаться? Хотя я понимаю, что учитель получает "дивиденды" не в денежном эквиваленте. Но эта сторона вопроса тоже важна.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+