Современные молодые люди (да и люди постарше) виртуозно владеют ненормативной лексикой, а вот родной язык знают слабо. Достаточно зайти на любой форум в Интернете, чтобы ужаснуться вопиющей безграмотности, щедро сдобренной матерщиной.
Не лучше обстоит дело и с устным счетом. Молодые продавцы на рынках, наморщив гладкие лбы, на калькуляторах производят простейшие арифметические действия не только с двузначными – с числами первого десятка.
Ясно, что проблема общей безграмотности кроется в начальной школе. Еще 30 – 40 лет назад каждый урок математики начинался с устного счета, и горе было тому ученику, который не мог достаточно быстро умножить или разделить двузначные (или даже трехзначные) числа. На уроке русского языка обязательным был словарный диктант, а на внеклассном чтении детей увлекали интересными сказками, веселыми стихами и рассказами.
Сегодняшние учителя начальных классов нацеливают своих учеников на использование калькуляторов, а вместо чтения книг дети или рассматривают комиксы и смотрят боевики, или играют в компьютерные игры, с удовольствием расстреливая в них не только монстров, но и людей.
Социологи говорят, что люди любой профессии – это срез общества, и если общество поражено каким-либо пороком, то тем же пороком обладает и эта профессиональная группа. Поэтому безграмотны и наши учителя начальных классов. Не секрет, что в педагогические ВУЗы конкурс сегодня не самый большой, и при некотором везении и материальном усилии родителей их чадо, имея в аттестате сплошные тройки, получает диплом учителя начальных классов. Где уж тут следить за культурой речи, если родители, проверяя тетради своих детей, замечают ошибки, не замеченные учителем, или, напротив, видят перечеркнутое красными чернилами правильно написанное слово. Нередки случаи, когда мамы, собрав орфографические словари, доказывают педагогу, что им допущена ошибка. Хорошо, если молоденькая учительница извинится за допущенную оплошность – чаще она безапелляционно заявляет, что в орфографическом (!) словаре допущена опечатка.
В те же советские годы, сегодня нещадно ругаемые всеми, кому не лень, молодой специалист из педвуза, проходя собеседование при трудоустройстве, признавался профнепригодным только за то, что допускал в своей речи неправильные формы слов или неправильно ставил ударения. Вспомните, например, известный фильм «Доживем до понедельника», где претендентка на вакансию учителя начальных классов вместо слова «кладут» употребляла «ложут».
Сегодня на такие «мелочи» просто не обращают внимания. Автор был свидетелем того, как на репетиции при подготовке к утреннику учительница, поставив третьеклассников в ряд, попросила их «убрать руки в зад». На что некоторые, более грамотные, чем их педагог, ученики, обладающие здоровым чувством юмора, отвечали: «В чей?» Комментарии, как говорится, излишни…
Где же выход? Как подготовить грамотных учителей – настоящих профессионалов? Новые реформы образования решают (или предполагают решить) многие вопросы, но этот, видимо, опять останется нерешенным. Ведь для этого нужно ужесточить регулярную проверку учителей на профпригодность, и не формально, как зачастую это бывает, а с привлечением комиссии, состоящей из грамотных профессионалов. При обучении же студентов оценивать их знания и чистоту речи не платежеспособностью, а добиваясь результата многократными пересдачами и регулярными проверками. К сожалению, на текущий момент такое решение проблемы видится совершенно фантастическим.