Чтобы пресечь подобного рода разговоры, имеющие весьма мало общего с реальностью, пришлось представителю Костромской епархии выступит в местной газете и всё разъяснить нашему народу. Итак, что же рассказал батюшка?
Прежде всего, непонятно, почему костромичи обратили такое пристальное внимание на полумесяц в основании креста на именно на новом храме, ведь встречается это достаточно часто. Полумесяц в упомянутом символе не имеет никакого отношения к исламу – ни в плане объединения с ним, ни в плане победы. У христиан и мусульман есть расхождения в основополагающих богословских вопросах, поэтому объединиться эти религии не могут. В то же время христиане не рассматривают борьбу с другими религиями и победу над ними как самоцель, соответственно они не могут отражать это в символике своих храмов.
Полумесяц на куполе христианского храма не может быть символом мусульманской религии ещё и потому, что такое сочетание знаков использовалось христианами ещё до возникновения ислама, например, оно изображено на стене монастыря св. Екатерины на Синае, построенного в VI в. Так что значение следует искать в иной плоскости.
В первую очередь,цата (именно так называется этот знак) связывается с прекрасным образом, пришедшим из Откровения Иоанна Богослова – последней книги Библии, по-гречески именуемой Апокалипсисом: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд». Стоит ли уточнять, что речь в этих строках идёт о Богоматери, ведь образ Солнца ассоциируется с Иисусом Христом, достаточно вспомнить, слова из рождественского песнопения: «Тебе кланятися, Солнце правды». Т.о. полумесяц на православном храме символизирует св. Деву Марию, Богородицу. На некоторых храмах, например на храме Софии Вологодской, этот символ из Апокалипсиса отражён более полно: там присутствует не только полумесяц, но и 12 звёзд на лучах, которые отходят из центра креста.
Цата имеет и другой аспект. Ещё с дохристианских времён полумесяц являлся символом Константинополя – столицы Византии. В 340 г. до н.э. этот город, именовавшийся в то время Византием, атаковали войска македонского царя Филиппа II, того самого, который был отцом Александра Македонского. Македонцы рассчитывали на эффект внезапности, атакуя под покровом ночи, но их надежды не оправдались из-за света луны. Жители спасённого Византия избрали символом своего города знак богини луны Гекаты – полумесяц. Впоследствии, когда этот город, именуемый уж Константинополем, стал столицей Византии, его знак стал ассоциироваться с властью императора. Следовательно, цата у основания креста символизирует Иисуса Христа в качестве Царя, которому, как мы помним, «дана всякая власть на Небе и на Земле».
Кроме того, опрокинутый полумесяц своей формой напоминает чашу, ассоциируясь тем самым со святым таинством Евхаристии (причащения).
Наконец, крест вместе с цатой в основании напоминает по форме якорь, выводя нс тем самым на изречение апостола Павла, советующего единоверцам «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий».
Словом, у полумесяца, помещаемого на храмовых куполах возле основания святого креста, существует немало глубоких значений, исходящих из христианского духовного опыта.