В нашу страну обычай наряжать ёлку принёс Петр I, позаимствовав его, как и многое другое, у немцев. А вот откуда взялся он в самой Германии?
На этот счёт есть множество легенд… так, рассказывают трогательную историю о том, как деревья пришли поклониться Христу-младенцу, и каждое дерево принесло свои дары – кто яблоки, кто орехи, кто ягоды – и только маленькой скромной ёлочке нечего было принести – и тогда деревья поделились с ней своими дарами, украсив её таким образом...
Другие легенды – даже претендующие на историчность – связывают происхождение этого обычая уже с самой Германией. В VIII веке на территории, которую занимает сейчас эта страна, проповедовал святой Бонифаций, известный как «апостол всех немцев». Дабы продемонстрировать язычникам-германцам слабость и несостоятельность их богов, святой срубил священный дуб – и все смогли убедиться, что языческие боги не помешали ему это сделать и не покарали его… это исторический факт, имевший место на севере Гессена, но легенда добавляет: падая, дуб повалил другие деревья – уцелела только маленькая ёлочка, и поражённый святой тут же провозгласил её «деревом Христа».
Другая легенда связывает происхождение этого обычая с именем «отца Реформации» Мартина Лютера. Рассказывают, что однажды он прогуливался по лесу в Рождественскую ночь и любовался звёздным небом, елями, покрытыми снегом и сияющими в лунном свете – казалось, и они усыпаны сверкающими звёздами… вот и решил он принести домой ёлку и украсить её!
Легенды, несомненно, красивы – и всё-таки обычай украшать ёлку существовал у германцев задолго до св. Бонифация – и тем более, до Мартина Лютера.
Отношение к ели у древнего человека было особое: все деревья к зиме сбрасывают листья, как бы «умирая» – ель же не «умирает», она «вечно живая», она не подвластна смерти! Далее – по законам магического мышления – «подобное рождает подобное»: если я принесу в свой дом такое дерево, когда Солнце поворачивает к весне, к теплу, к урожаю – я могу привлечь к себе и своему хозяйству его жизненную силу… вот и приносили ёлку в своё жилище в конце декабря-начале января. И не просто приносили – а вешали на неё символические изображения всего того, что наделись получить: яйца (символ зарождающейся жизни – в позднейшие времена их заменили стеклянные шары), орехи – чтоб урожай был хороший, фигурки животных – чтобы со скотиной всё было в порядке… добрых духов призывали не только такими приношениями, но и особыми песнями и танцами. После празднества ёлку сжигали, золу хранили до весны – чтобы разбросать по полям (считалось, что священная зола обеспечит хороший урожай).
Как видим, наша ёлочка имеет весьма древнюю историю!