icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
»нтересные факты

ѕочему мы не узнаем свой голос, записанный на пленку?

  • 2288
  • 0

ѕочему мы не узнаем свой голос, записанный на пленку?

ѕ
ѕрослушивание своего собственного пени€ (и даже простого разговора) в записи обычно производит впечатление если не жутковатое (хот€ и так бывает), то по крайней мере повергает в недоумение: это не тот голос, какой-то чужой! ѕричЄм в большинстве случаев голос оказываетс€ весьма непри€тным Ц слишком пронзительным, более высоким, чем обычно. ѕочему так происходит?

¬ определЄнной степени, причиной тому €вл€етс€ сама запись. ƒавайте разберЄмс€, что происходит со звуком при записи: сначала микрофон преобразует звуковые волны (колебани€ воздуха) в электрические колебани€, затем они преобразуютс€ в магнитное поле, воздействующее на плЄнку, затем Ц уже при воспроизведении Ц магнитное поле преобразуетс€ в слабое электрическое колебание, которое должно пройти через неравномерное по частоте усиление в предварительном усилителе, окончательное усиление в усилителе мощности и наконец Ц преобразование электрического сигнала в звуковое колебание, которое проделывают динамики.

ћежду тем, звук Ц €вление сложное. ѕомимо основного колебани€ он включает множество обертонов (частичных тонов), формант (областей усилени€ частичных тонов), причЄм речь идЄт не только о звуке музыкальном, у речевых звуков это всЄ тоже есть. »зменение лбой составл€ющей звукового спектра приведЄт к изменению тембра. —прашиваетс€, возможно ли такую вот сложную и хрупкую конструкцию благополучно Ђпронестиї через все вышеописанные Ђприключени€ї, ничего не потер€в и не Ђполомавї? ѕрактически невозможно! ѕравда, в наше врем€ изобретены весьма совершенные технологии звукозаписи, которые помогают максимально сохранить звук, но, во-первых, они есть даже не во вс€кой студии звукозаписи (а нам с вами тем более недоступны), во-вторых, даже они полного сохранени€ всех качеств звука не дают даже они (поэтому ещЄ и ещЄ раз говорю: ходите на концерты Ц в записи вы насто€щего звучани€ музыкальных инструментов и певческих голосов не услышите!).

ƒруга€ причина относитс€ именно к исполнительскому процессу, и она объ€сн€ет искажение не только голоса, но и инструментального звука, еЄ весьма образно называют Ђглухариной болезньюї. «аключаетс€ это €вление в том, что исполнитель, зан€тый процессом звукоизвлечени€, перестаЄт обращать внимание на звуковой результат своих действий. ќн при этом слышит не столько Ђто, что естьї, сколько Ђто, что должно бытьї, и особенности реального звука как бы Ђвыпадаютї из его воспри€ти€. ƒл€ музыканта это порок, ни о какой работе над звуком речи быть уже не может!  онечно, такой исполнитель может прийти в ужас, услышав своЄ исполнение Ђсо стороныї (поэтому преподаватели часто советуют студентам-музыкантам работать с магнитофоном). «наменитый Ёнрико  арузо рассказывал, что испытал т€жЄлое потр€сение, услышав свою игру на флейте, записанную на фонографЕ впрочем, по признанию певца, именно это помогло ему трезво оценить своЄ талант исполнител€ на флейте, в результате чего он стал Ђне скверным флейтистом, а довольно сносным певцомї.

¬прочем, всЄ это не объ€сн€ет главной загадки: наибольшему искажению в записи подвергаетс€ именно человеческий голос, причЄм именно свой Ц слуша€ запись чужого голоса, мы, конечно, тоже замечаем искажение, но не такое разительное.

„тобы пон€ть, почему так происходит, вспомним, как мы вообще воспринимаем звуки: звуковые колебани€ заставл€ют вибрировать барабанную перепонку, перекрывающую слуховой проход в нашем ухе, вибраци€ еЄ передаЄтс€ в среднем ухе слуховым косточкам Ц молоточку, наковальне и стремечку Ц которые в свою очередь передают еЄ, попутно усилива€, на внутрннее ухо Ц т.н. улитку, или лабиринт, заполненный жидкостью. ¬ибраци€ Ђтревожитї эту жидкость, и она раздражает расположенные во внутреннем ухе клетки-рецепторы, порожда€ нервные импульсы, которые по слуховому нерву передаютс€ в мозгЕ так происходит, когда мы воспринимаем звук, источник которого находитс€ вне нашей головы.

Ќо звуковые колебани€ передаютс€ не только через воздушную среду Ц они распростран€ютс€ и в твЄрдых телах (так глухие могут Ђвосприниматьї музыку, положив руку на ро€ль, или даже через вибрацию пола).  ости черепа Ц не исключение, и когда мы говорим или поЄм, колебани€, порождаемые нашими голосовыми св€зками, распростран€ютс€ в них Ц и тоже воздействуют на улитку! “аким образом, получаетс€ этака€ Ђсмесьї из двух раздражителей: воздействие звуковых колебаний в воздушной среде через слуховой проход и среднее ухо Ц и через кости черепа, и образ воспри€ти€ собственного голоса, который в конечном итоге получает наш мозг, складываетс€ из них обоих. Ќо записываютс€-то лишь колебани€, распростран€ющиес€ в воздухе! ¬от почему наш голос, записанный на плЄнку, не похож на то, что слышим мы самиЕ и конечно, окружающие тоже слышат наш голос не так, как мы, ведь их уши тоже тех дополнительных колебаний не получают.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+