icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
Люди, биографии

Первая сестра милосердия. История жизни Юлии Вревской.

  • 2023
  • 12

Первая сестра милосердия. История жизни Юлии Вревской.

А

Ах, как прелестна была юная Юленька Варпаховская!

Белокурые локоны, живые искрящиеся смехом глаза, высокая и тоненькая, как тростинка … От нее трудно было оторвать глаза. Отец, действующий генерал-майор, приложил все силы, чтобы дать дочери «правильное» светское образование: французским она владела с детства, английский, древнегреческий и латынь – ровно настолько, чтобы поразить к месту вставленной цитатой. Барышня мило исполняла романсы и аккомпанировала себе на фортепьяно, писала прелестные пейзажи и вышивала жемчугом. Добавим к вышеперечисленному умение танцевать, великолепное знание этикета и способность держать себя в руках в любых ситуациях. Одним словом, чудесное создание, эта Юленька Варпаховская!

Замужество

Разумеется, едва только барышню вывели с свет, у родителей прибавилось забот. Дитятке только исполнилось пятнадцать, а от женихов отбоя нет. Отец сам выбрал любимой дочери мужа. Генерал Ипполит Вревский, его друг и сослуживец, показался ему достойной партией. Богат, знатен, принят при дворе, честен, принципиален и в военном деле талант имеет. А главное, Юленьку любит. И ничего, что он почти на тридцать лет старше невесты, он еще крепок и силен. Бог даст, скоро и внуки появятся. Год замужней жизни, всего только год отмерила этой паре скупая рука Судьбы. Внезапная смерть генерала Вревского (он получил смертельное ранение) сделала семнадцатилетнюю Юлю вдовой.

Любила ли баронесса Вревская своего мужа? По всей вероятности, да. На похоронах она упала в обморок, долго - целых три месяца – приходила в себя, почти не покидая постели.

Жизнь в свете

Год траура баронесса Вревская провела вдали от столицы. Потом перебралась в Петербург. Все выразили ей сочувствие, не забыли напомнить, что жизнь длинная, а она еще так молода, и потому имеет право подумать о повторном замужестве. Замуж восемнадцатилетняя вдова не хотела, но от участия в жизни света не отказалась. Она блистала на балах и в светских салонах, была умна, остроумна и начитанна. Одним словом, пленяла и женской прелестью, и обаянием.

Государыня Мария Александровна приблизила ее к себе и пригласила «разделить с ней вместе впечатления от путешествия в Италию и на Ближний Восток». Так баронесса Вревская стала фрейлиной.

«Блистательная мадам Вревская» покорила не только Петербург, но и Париж. Полина Виардо (читаем о ней в статье «Чем покоряла зрителей Полина Виардо?») восхищалась русской красавицей, Виктор Гюго присылал ей роскошные букеты, Ференц Лист играл на ее званых вечерах, Полонский посвящал ей стихи, Айвазовский трогательно ухаживал за Юлией. Иван Тургенев тоже попал «в плен любви, поддавшись чарам колдовским». Но, увы, ничего не вышло: слишком мешало им обоим незримое присутствие Виардо. Расставание было горьким, но не смертельным. Решение остаться друзьями оба посчитали единственным достойным выходом из ситуации.

- Чудачка, – так называли баронессу в свете. Она всегда вела себя так, как считала нужным, не обращая внимания на общественное мнение. Полюбила Тургенева – провела неделю в его имении. Поняла, что им не быть вместе, - разорвала отношения. Такая независимость рождала множество сплетен, баронесса Вревская, гордо подняв прелестную голову, только пожимала плечами. Что ж, если людям нечем занять свое время, пусть судачат о других.

Неожиданное решение

Баронесса Вревская отправляется на Балканы! – эта новость поразила всех.

Вначале она закончила курсы медицинских сестер, одновременно возглавив Общество петербургских дам по оказанию помощи фронту. Санитарный поезд был оснащен на ее деньги, вырученные от продажи орловского имения, доставшегося ей в наследство от отца. Потом работала в госпитале, в тылу. Организовала отряд из 22 медсестер. В апреле 1877 года, испросив высочайшего разрешения и получив его, баронесса Юлия Вревская и ее отряд отправляются на Балканы в действующую армию. Её отговаривали все: брат, сестра, тетя, императрица, придворные дамы, друзья за границей. Напрасно. Юлия была тверда и уговоров не слушала.

Жизнь на фронте

На фронт она прибыла в апреле 1877 года. Нет, она не была ни самой первой, ни единственной сестрой милосердия, но благородная дворянская кровь текла только в ее венах. Кто способен понять, что чувствовала баронесса, оказавшаяся в непривычных условиях? Аристократка, привыкшая к роскоши, жила в обычной избе, ночевала на соломенном матрасе. Никогда не ныла, не рыдала, истерик не было, даже в плохом настроении ее никто не видел. Кровь, грязь, истерзанные пулями и осколками тела, страдания, стоны и крики, операции, ампутации, перевязки, кормление раненых, чтение им Библии… Теперь это ее жизнь.

Можно было развернуться и отправиться в Петербург, в свой красивый особняк. Там ее бы встретили не как дезертира, а как героиню. Баронесса выбрала другой путь – она осталась на фронте и работала сестрой милосердия. Никто не понял ее поступка, кроме Тургенева. «Она не подражает моей героине Стаховой, она ищет смысл жизни. И, кажется, она его нашла», - написал он в одном из писем.

Театр военных действий – не место для хрупких женщин. Ах, Юля, Юля, не стоило так верить прочитанным книгам. Ведь Елена Стахова – всего лишь персонаж романа Тургенева «Накануне». Это в романе все так красиво и понятно, героически и очень романтично, а в жизни война – зрелище «безобразное и трагически-бессмысленное».

Медленное самоубийство

Императрица требовала возвращения Вревской в Петербург. Даже пообещала ей орден за совершенный подвиг – самоотверженную помощь раненым. И только разозлила баронессу. Светские бездельники считали ее экстравагантной чудачкой. Родные умоляли вернуться - хватит безрассудства! Как объяснить людям, что только здесь, в этом аду, она Юлия Вревская, обрела покой и смысл жизни? Да и надо ли объяснять?

Она сопереживала солдатам, болела душой за каждого, радовалась их выздоровлению и оплакивала каждого умершего от ран. Её душевных сил, спокойствия и доброты хватало на всех. Она спала по четыре часа в сутки. Четыреста раненых в госпитале, на них девять врачей и пять медсестер, так что отдыхать некогда. Нужно работать, останавливаться нельзя: остановка – это чья-то смерть.

Наградой за самоотверженность стали внутренний покой и понимание не зря прожитого времени.

Сыпной тиф, неизбежный спутник всех войн, 5 февраля 1878 года убил баронессу Юлию Петровну Вревскую – русскую милосердную сестру. Хоронили ее врачи и раненые. На могиле поставили простой крест, написали ее имя, отметив, что жизнь свою она отдала за свободу болгарского народа.

В России о Юлии Вревской сожалели, ее безвременную кончину искренне оплакивали, помянув добрым словом ее чистую душу, бескорыстное служение ближним и необыкновенную доброту. О ней написано много книг и снят художественный фильм.   

pro
Тамара Меркулова

Вообще-то в те годы от сестры милосердия требовалась изрядная сила духа. Ранения были страшные, операции дикие, а смертей - множество.

top
Halida Rojkova

Добавлю: медикаментов почти нет, антибиотики и хорошее обезболивающее еще не придумали. Смертность запредельно высокая. Как все это можно было пережить и не свихнуться? Уму непостижимо.

top
Halida Rojkova

Добавлю: медикаментов почти нет, антибиотики и хорошее обезболивающее еще не придумали. Смертность запредельно высокая. Как все это можно было пережить и не свихнуться? Уму непостижимо.

mas
Марк Блау

Почему она не выходила замуж? Молодая, красивая, богатая...

pro
Семен Цыгановский

Да, героическая женщина. Не совсем понятно, каким путем ее вспомнили при советской власти.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+