icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Марк Блау
Люди, биографии

Эдуард Тотлебен – гений инженерно-морского дела.

  • 591
  • 7

Эдуард Тотлебен – гений инженерно-морского дела.

П

Почему Тотлебен? 

Смешная у него была фамилия. «Tot leben» по-немецки означает «живой мертвец». Смешная фамилия и смешанная, как в ней все перемешалось, и жизнь, и смерть.

Фамилия эта происходит из девиза «Treu auf Tod und Leben» (в приблизительном переводе: верен до самой смерти), а сам род Тотлебенов происходил из Тюрингии. Но на службе у русских царей они состояли давно, едва ли не со времен Петра I. Во времена Петра III и Екатерины II один из предков Эдуарда Ивановича Тотлебена (1818 – 1884) был генералом в годы Семилетней войны и даже взял Берлин. И вообще тот Тотлебен был известен изрядной лихостью и бесшабашностью. За каковую бесшабашность его однажды приговорили к смерти. Но государыня-императрица снизошла и помиловала.

Тому же Тотлебену, о котором идет речь, выпало для подвигов иное время и иные войны.

Путь воина

Он родился в Митаве, бывшей столице герцогства Курляндского. Нынче это город Елгава в Латвии. Отец занимался коммерцией и числился купцом второй гильдии. Номер гильдии в общем давал представление о доходах. Говоря нынешним языком, отец Тотлебена олигархом не считался, но состояние его было вполне достаточным, чтобы дать сыну хорошее образование и направить по верному пути.

Верный путь для остзейского немца в те времена, конечно, шел через государственную службу, лучше всего, военную. Во всякого рода боевые и гвардейские части Эдуарду было не попасть, во-первых, по состоянию здоровья, а во-вторых, по невысокому дворянскому статусу. Он выбрал стезю военного инженера.

По окончании военно-инженерного училища в Санкт-Петербурге, Эдуард Тотлебен оказался в Риге, в инженерной команде. Затем, когда он попал под командование генерала Карла Андреевича Шильдера и стал заниматься минным делом. В этой отрасли тогда появились новые изобретения: системы противоминной борьбы, трубчатые мины и мины с электрическими взрывателями, а также ракеты. Да, опробовали военные инженеры и этот новый способ доставки взрывчатки на голову противника. Кроме того, генерал Шильдер известен как автор одного из первых проектов подводной лодки, каковую подводную лодку также планировалось в первую очередь использовать для постановки минных заграждений против вражеских кораблей.

Инженер на войне

Именно под командованием генерала Шильдера Эдуард Тотлебен приобрёл большой опыт в области саперного и минного дела.

И боевой опыт он тоже приобрел. В 1848 году он принял участие в Кавказской войне и сражался в Дагестане. Под огнем сооружал стенобойные батареи, которые должны были находиться на расстоянии от 20 до 50 метров от стен штурмуемых крепостей. Так что боевая работа инженеров и саперов была не менее опасна, чем боевая работа пехотинцев. В 1849 году он заведовал всеми инженерно-саперными работами при осаде хорошо укрепленного аула Чох.

По возвращении с Кавказа Эдуард Тотлебен стал адъютантом у генерала Шильдера. В 1851 году он перешёл в гвардейский саперный батальон и поселился в Санкт-Петербурге.

Крымская война. 

В 1853 году началась Крымская война. Началась она с наступления русской армии на Дунае. Инженерно-саперными работами здесь руководили генерал Шильдер и траншей-майор Тотлебен. Однако вскоре Тотлебена командировали в Севастополь, где ожидался главный удар объединенных сил Англии, Франции и Турции.

По прибытии в Севастополь, Э. П. Тотлебен представился главнокомандующему, князю Меньшикову и предложил немедленно начать строить оборонительные укрепления.

Проблема Севастополя состояла в том, что все городские укрепления были рассчитаны на оборону против кораблей противника. Бастионы и пушки были направлены на море и защищали вход в Севастопольскую бухту. Никто не думал, что оборонять город придется с противоположной, сухопутной, удаленной от моря стороны. Теперь следовало срочно строить оборонительные сооружения, защищавшие город с этой стороны. Опасность того, что англичане высадят свой десант на суше и подойдут к Севастополю с тыла, становилась все более отчетливой. Главнокомандующий, однако надеялся, что штормовая осенняя погода не позволит противнику высадиться до весны.

Синопское сражение

Русский флот, состоявший в большинстве своем из деревянных кораблей, ходивших под парусами, был уже не боеспособен. Последнее в истории военно-морское сражение парусников состоялось 30 ноября 1853 года, когда эскадра под командованием вице-адмирала Нахимова уничтожила турецкую, тоже парусную, эскадру в районе Синопа. Тем самым флот Турции в Черном море был нейтрализован.

Но Синопское сражение послужило поводом для вступления Великобритании и Франции против России. В марте 1854 года началась война со странами англо-франко-турецкой коалиции. Эту войну в Европе стали называть Восточной.

Памятник затопленным кораблям

Теперь расклад сил изменился. Русский парусный флот столкнулся в Черном море с бронированными пароходными судами Англии и Франции. Стало ясно, что в морских сражениях русские корабли будут беспомощны. Адмирал Корнилов, правда, предлагал выйти в море навстречу кораблям противника, принять бой и погибнуть со славой. Но прошло предложение адмирала Нахимова. Бесполезные в данной ситуации корабли затопили на входе в Севастопольскую бухту, чтобы преградить путь судам противника. Корабельные экипажи должны были сражаться на суше.

Интервенция

Теперь стало несомненным, что именно с суши будет нанесен главный удар по городу.

2 сентября 1854 года в Евпатории началась высадка экспедиционного корпуса коалиции. Всего в Крым было десантировано около 61 тысячи солдат.

Войска коалиции продвигались к Севастополю по суше, нанеся русской армии несколько серьезных поражений: 8 сентября в сражении на реке Альме, а 13 октября – под Балаклавой. 5 октября англо-французские корабли впервые обстреляли Севастополь.

Оборона Севастополя

На долю Тотлебена выпала задача быстро и сразу во многих местах построить оборонительные сооружения на юго-восточном направлении от Севастополя для защиты города. Времени на капитальные строительные работы не было.

Тотлебен выбрал правильную тактику. В качестве центрального пункта обороны был выбран Малахов курган, находившийся практически на окраине Севастополя. Курган защищали укрепления, на которых была выставлена сильная артиллерия, тяжелые дальнобойные пушки, снятые с затопленных в Севастопольской бухте кораблей. Артиллерийские позиции соединялись траншеями, откуда должна была вестись оборона из стрелкового оружия. Между главными пунктами сооружались дополнительные батареи. Тем самым все подступы к городу получали сильную оборону пушечным и ружейным огнем, как с фронта, так и по флангам.

Работа по сооружению оборонительных укреплений вокруг Малахова кургана велась круглосуточно. Саперам удалось построить сплошную оборонительную линию, которая не позволяла противнику взять город с ходу. Войска коалиции были вынуждены отказаться от намерения взять Севастополь путем быстрого штурма и должны были 28 сентября 1854 года начать планомерную осаду.

Минная война

Севастополь выдержал первые артиллерийские обстрелы. Тогда начались попытки взорвать бастионы с помощью подземных минных проходов.

Здесь Тотлебен тоже оказался на высоте, подготовив скрытую сеть минных галерей, с помощью которых были нейтрализованы попытки войск коалиции прорвать оборону. Несмотря на то, что 8 июня Тотлебен получил ранение в ногу, он продолжал руководить оборонительными работами. Но, в конце концов, его состояние ухудшилось настолько, что его из Севастополя эвакуировали. Но в том, что героическая оборона Севастополя продолжалась одиннадцать месяцев, несомненно огромная заслуга военного инженера Тотлебена.

Фортификация

После падения Севастополя Тотлебен получил звание генерала и был направлен адъютантом в город Николаев для проведения там оборонительных работ. Предложенный им план обороны города аккумулировал боевой опыт, проверенный под Севастополем. Идеи Тотлебена открыли новую эру в искусстве фортификации. Тотлебен указал, что правильная оборона должна представлять собой систему фортов, между которыми следует оборудовать промежуточные артиллерийские позиции. Снабжение фортов и оборонительных рубежей следует проводить с помощью железных дорог, которые должны подводиться непосредственно к позициям. Тотлебен также расписал, какое оружие и в каком количестве следует концентрировать в опорных оборонительных пунктах.

По окончании Крымской войны идеи Э. И. Тотлебена были воплощены в жизнь. В Кронштадте и вдоль западной границы началось сооружение крепостей.

Плевна и Стамбул

Когда началась русско-турецкая война 1877—1878 годов, Тотлебен участвовал и в ней. Он руководил осадными работами под Плевной.

Он же высказался против возможного взятия русскими войсками Стамбула, доказав, что защитить город с моря при помощи постановки мин будет невозможно. Таким образом, выгоды будут иметь временный характер. Удержать большой город не удастся. В случае же неудачи могут быть потеряны все преимущества, завоеванные Россией большой кровью. Одновременно Тотлебен предложил меры для того, чтобы Болгария смогла сама защитить себя после ухода русских войск. В Болгарии оценили труды Тотлебена. Его именем были названы улицы в Софии и других городах, а также село неподалеку от Плевны. В 1879 году, по случаю 25 годовщины со дня первой бомбардировки Севастополя, Э. И. Тотлебен был удостоен графского титула.

Такие знаки почета радуют. Но еще больше радовало Тотлебена, что его коллеги-инженеры по всему миру признавали его самым замечательным военным инженером 19-го века.

Последний покой

Э. И. Тотлебен скончался в июне 1884 года в Германии. В октябре того же года он был по повелению царя Александра III перезахоронен в Севастополе на Братском кладбище, там, где похоронены солдаты и матросы, оборонявшие Севастополь во время Крымской войны. И, кстати, также те французские солдаты, что погибли при штурме Малахова кургана в сентябре 1854 года.

И еще минарет

В 1866 году Э. И. Тотлебен приобрел в Литве имение Кедайняй (Кайданы). В конце жизни, 1880 — 1882 годах он устроил в этом имении парк, соорудил дворец и… минарет. Этот минарет был копией того, который Эдуард Иванович увидел во время русско-турецкой войны в Плевне. Это сооружение до сих пор стоит в городском парке в Кедайняй. Будете проезжать – взгляните

pro
Елена Коробова

Талантливый человек, который оставил свой след в истории... Марк, очень интересно написано! Отличная работа! Вам мои +++++))

pro
Тамара Меркулова

Давным-давно была в Севастополе. Видела памятник на Братском кладбище и подумала, что ошибка в написании фамилии. Он же должен быть Тотлебин!

top
Halida Rojkova

Тотлебен - гений, по-другому и не скажешь.

deb
Иван Иванов

Ну что тут сказать - ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ! прочитал с большим удовольствием, спасибо Марк.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+