icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ќльга  аширска€
Ћюди, биографии

Ќиколай Ѕерд€ев Ц русский √егель ’’ века.

  • 568
  • 8

Ќиколай Ѕерд€ев Ц русский √егель ’’ века.

 

 то такой Ќиколай Ѕерд€ев? Ќа этот вопрос в конце XIX и в первой трети XX веков мог ответить каждый мало-мальски образованный человек. » ответ выгл€дел бы так:

  • ¬о-первых, Ѕерд€ев Ц религиозный философ, не единожды мен€вший свои взгл€ды в поисках истины.
  • ¬о-вторых, он принимал участие в революционной борьбе. —праведливости ради стоит сказать, что больших изменений в государственное устройство –оссийской империи Ѕерд€ев не внес: воврем€ разочаровалс€. Ќо тюрем (четыре ареста) и ссылки ему избежать не удалось.
  • ¬-третьих, эмигрант, высланный из страны за свои не совпадающие с официальной властью взгл€ды.
  • ¬-четвертых, несмотр€ ни на что, Ѕерд€ев - насто€щий патриот –оссии, до смертного часа веривший в ее великое будущее.

—егодн€, XXI веке, с Ќиколаем јлександровичем Ѕерд€евым нужно знакомитьс€ заново.

—емь€

Ѕерд€ев Ц двор€нин по рождению. ¬ его роду есть высшие военные чины, кн€зь€  удашевы и аристократы из ‘ранции - графы Ўуазель-√уффье.  ак-то само собой подразумевалось, что мальчик Ќиколай, родившийс€ в 1874 году, выберет военную стезю. ѕо этой причине в 1894 году его отправили учитьс€ в кадетский корпус. ѕромучившись там несколько мес€цев, своенравный отрок ушел из корпуса, выбрав дл€ себ€ иное поприще.

ќн поступил в  иевский университет —в€того ¬ладимира, на естественный факультет. “ам изменились и его характер, и его взгл€ды на мир, на его общественное устройство. ѕо словам Ѕерд€ева, он вдруг осознал страшное несовершенство мирового устройства и решил, что Ђположит жизньї на его изменение. ќсталось только решить, где она, эта лучша€ сторона и в каком направлении двигатьс€.

 ак проходили философские искани€ Ѕерд€ева

Ќачало было положено в 1894 году с изучени€ теорий научного социализма. ¬  иеве было несколько социал-демократических кружков, на зан€ти€ которых приходили студенты и курсистки. √ор€чие споры не рождали истину, но они давали направление поиска. Ѕерд€ев не ограничилс€ изучением работ, рекомендованных руководителем кружка. ќн начал посещать лекции и семинарских зан€тий, проводимые известным профессором √. „ерепановым. ‘илософи€ увлекла Ѕерд€ева и стала смыслом его жизни.

ѕервые работы

ƒебют Ц стать€ Ђј. ‘. Ћанге и критическа€ философи€ в из отношении к социализмуї. ќна была опубликована в √ермании в 1899 году. ¬ 1901 году вышла в свет книга Ђ—убъективизм и индивидуализм общественной философии.  ритический этюд о Ќ. ћихайловскомї.

Ёто был сложный период в жизни Ѕерд€ева: его подвергли аресту за участие в студенческом движении, мес€ц продержали в тюрьме, а после суда сослали в ¬ологду. Ђ ритический марксистї (так называли Ѕерд€ева его друзь€ и враги) начал разочаровыватьс€ в своих былых мировоззренческих теори€х. ќн при шел к новой идее, суть которой заключалась к следующем: соединить материализм и философский идеализм невозможно. —лишком мало точек соприкосновени€, а это означает, что путь, по которому шел Ѕерд€ев, неверен.

Ќиколай јлександрович какое-то врем€ вращалс€ в религиозно-философских кругах, но и этот путь казалс€ ему Ђчуть видной в тумане тропинкой, а не широкой и просторной дорогойї.

ќбращение к религиозно-христианской философии

ѕуть к Ђновым и неопровержимым истинамї был трудным и долгим. ≈го вехами стала работа в журнале Ђ¬опросы жизниї, поездка в ѕариж, общение с ћережковским и «. √иппиус, с широким кругом других философов. ¬ 1911 году издательство выпустило книгу Ђ‘илософи€ свободыї. √лавна€ иде€ Ц всемирна€ соборность, потому что именно ей предстоит поборотьс€ с церковным конфессионализмом.

—правка: конфессионализм - это термин, который переводитс€ с латыни как Ђисповеданиеї. ќн употребл€етс€ дл€ обозначени€ приверженцев какого-либо из христианских исповеданий, которые считают, что только они €вл€ютс€ истинно верующими, потому что только им дано право продолжить те церковные традиции, которые были изначально. ¬се остальные в разной степени, но иначе трактуют христианские ценности.

ѕродолжение пути

¬ феврале 1916 года Ѕерд€ев публикует книгу Ђ—мысл творчестваї. ¬ 1917 году Ѕерд€ев восторженно отзываетс€ о падении самодержави€. ќн считает, что все идет так, как нужно, как предначертано историей и предсказано философами. Ёйфори€ прошла быстро. ≈е сменил пессимизм и неверие в творческие силы простого народа.

—вою ¬ольную јкадемию ƒуховной культуры Ѕерд€ев открыл в 1918 году. „ерез три года его арестует „ , продержит две недели, но выпустит. „ерез несколько мес€цев последует еще один арест, а за ним - выдворение из страны.

∆изнь в эмиграции

— 1922 по 1924 год Ѕерд€ев живет в √ермании, в Ѕерлине. “ам же выходит его следующа€ работа Ђ‘илософи€ неравенстваї, написанна€ еще в –оссии. ≈вропейские философы признают его работы Ђлучшими из написанного в XX векеї, его книги изучают в университетах, по его работам проход€т семинары.

—емь€ Ѕерд€евых пересел€етс€ во ‘ранцию. “ам им пришлось пережить все т€готы ¬торой ћировой войны. —ложнее всего Ќиколай јлександрович пережил оккупацию ———–. ќн бо€лс€ поражени€ страны и ликовал после каждого извести€ о победе советских войск. —вои мысли переживани€, свое переосмысление религиозно-христианской философии он выразил в книге Ђ–усска€ иде€ї. «десь вс€ русска€ философи€ с ее вечной идеей целостности и универсальности человеческого опыта.

Ѕерд€ев был идеологом –усского студенческого христианского движени€, редактировал журнал Ђѕутьї, вел переписку со многими философами ≈вропы. —вою последнюю книгу Ѕерд€ев назвал Ђ÷арство духа и царство  есар€ї, закончил ее он за две недели до кончины.

23 марта 1948 года всемирно известный философ Ќиколай јлександрович Ѕерд€ев скончалс€. ќн умер в своем кабинете, сид€ за письменным столом, положив голову на план новой книги. ћогила философа на кладбище Ѕуа-“ардьЄ, в городе  ламаре.

“ак кто же такой Ќиколай Ѕерд€ев?

≈сли коротко говорить о достижени€х в философии, то это человек, создавший философскую концепцию свободы и нового средневековь€.

≈сли вспомнить о мировом признании, то его семь раз номинировали на Ќобелевскую премию по литературе, но комитет каждый раз находил более достойного кандидата.

≈сли вспомнить о Ѕерд€еве, как о человеке, то нельз€ не сказать о его верности супруге Ц единственной женщине, котора€ разделила с ним все т€готы жизни.

top
Halida Rojkova

¬ университете читала его работы. „естно сказать, мало что пон€ла: далека оказалась от философских изысканий :)

pro
—емен ÷ыгановский

Ќе вполне пон€тно сравнение Ѕерд€ева с √егелем. –азве что оба философы.

spe
ќльга  аширска€

Ѕерд€ева в ≈вропе называли "русским √егелем". »мелс€ в виду масштаб работ обоих философов.

mas
ћарк Ѕлау

¬ отличие от √егел€ Ѕерд€ев писал вполне пон€тно и не головодробительно.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+