Конфуций (точнее, Кун-цзы, а Конфуций – это латинизированный, европейский вариант произношения) жил на рубеже VI-V веков, в весьма непростое для Китая время перемен, становления феодальных государств. Основным положением его философии можно назвать иерархичность – необходимость уважения младших к старшим, простолюдинов к «благородным мужам». В свою очередь, старшие должны служить примером для младших, а «благородные мужи» – для простолюдинов. Благородному же мужу надлежит гармонично сочетать в себе естество и природу. Организующей силой выступают Три устоя – повиновение подданных правителю, жены мужу, сыновей отцу. Вот такая философия, которая могла стать одновременно и государственной идеологией (насколько такая идеология тогда была нужна китайскому обществу, мы поймем, если сравним с усиленным поиском «национальной идеи» в современной России).
Этого замечательного философа китайцы уважают настолько, что День рождения его празднуют… два раза в год. Нам, конечно, трудно представить, как такое может быть, но… не встречались ли вам соотечественники, которые имеют обыкновение праздновать два Рождества в году –католическое, потом православное? А уж про Старый Новый год и говорить не приходится… Тут все понятно: оба праздника в таких случаях празднуют сначала по григорианскому календарю, потом по юлианскому. Вот и у китайцев два календаря – солнечный и лунный.
Один День рождения Конфуция отмечают по лунному календарю, и относительно нашего календаря его дата «блуждает» где-то от конца сентября до начала ноября – в 27-й день восьмого лунного месяца. Второй же День рождения философа празднуется по календарю солнечному 28 ноября и имеет особый оттенок: он посвящается образованию, которому Конфуций придавал большое значение и считал, что правом на знание должны быть наделены не только избранные, не только знатные люди.
Центр праздничных торжеств – город Цюйфу, родина мыслителя. Здесь много святынь, связанных с его именем – например, храм Конфуция, куда даже императоры приезжали, чтобы совершить жертвоприношение духу «совершенномудрого». Здесь же расположена Усадьба Конфуция, где жили потомки его старшего внука, это одновременно место упокоения самого философа и его потомков. Это самое древнее в мире родовое кладбище называется «Лесом Конфуция». И, конечно, у кого есть возможность приехать на праздник в Цюйфу, посещают эти святыни, принимают участие в церемонии жертвоприношения духу мыслителя.
Начало таким церемониям положил император – первый из династии Хань Лю Бан, он принес в жертву домашних животных. С тех пор церемония становилась все более торжественной, а императоры специальными указами уточняли, какую ритуальную утварь в ходе ее использовать, какие танцы, какую музыку и на каких инструментах исполнять. Некоторые изменения внесло в нее и правительство Китайской Республики в первой половине ХХ века: поднесение вина заменили возложением венков, а земные поклоны – почтительными. В ХХ веке было время, когда церемония не проводилась вообще, но в 1986 году была возрождена.
В наши дни церемония жертвоприношения духу «совершенномудрого» начинается с красочной процессии, которая под барабанную дробь движется к храму, делая остановку через каждые пять шагов. Затем после открытия ворот музыканты играют на китайских народных инструментах «Песнь мира», а танцоры исполняют древний танец. У каждого из них в правой руке перо фазана, и в правой – бамбуковая флейта. Перо олицетворяет целостность и чистоту, а флейта – сбалансированность. Далее следует преклонение знамен, поклоны и возложение на алтарь жертвенных яств – фруктов и других плодов.