Отношение к огню было почтительным у всех народов – ведь оно идет еще из каменного века. Неудивительно, что с огнем были связаны многие обряды: он играл главную роль в жертвоприношениях, древние египтяне отмечали праздник возжигания светильников, а древние римляне – праздник Лампадарио, посвященный богу-кузнецу Вулкану. Существовала традиция, связанная с огнем и в древнем Китае примерно с начала III в. до н.э: в огонь бросали куски зеленого бамбука, которые при этом потрескивали, а потом взрывались. Китайцы верили, что звуки этих взрывов прогоняют злых духов, поэтому подобное действо сопровождало все события, при которых злые духи особенно опасны – свадьбы, похороны и прочие церемонии. Этот обряд можно считать предшественником фейерверка.
Но подлинный фейерверк мог родиться только с изобретением пороха, и в этом деле тоже первыми оказались китайцы. Существует легенда, что порох случайно создал армейский повар, смешав селитру, древесный уголь и серу, нечаянно уронив все это в огонь. Более реалистичной представляется другая версия: порох случайно создали китайские медики в поисках эликсира бессмертия. Во времена династии Сун (X-XIIIвв.) старинный обряд с бамбуком выполняли уже несколько иначе: в бамбуковые стебли, прежде чем бросить их в огонь, насыпали порох, а церемония сопровождалась словами: «Пусть ночь превратится в день!» Именно тогда этот обряд запретили выполнять кому попало – это могли делать только специалисты.
Впоследствии бамбук заменили бумажными футлярами (на бумагу китайцы ведь тоже «вышли» первыми) и дополнили устройства тканевыми фитилями. Как и многие изобретения, это было сделано для войны, чтобы пугать лошадей противника, но нашлось и мирное применение: усовершенствованная конструкция легко взлетала за счет выталкивающегося газа и устраивала феерическое представление в небе.
В Европу фейерверк привез из своего путешествии по Китаю Марко Поло. Итальянцы принялись экспериментировать со смесями и получили множество форм фейерверочных взрывов. Наиболее знакомая нам форма – бенгальский огонь, а есть еще «римская свеча», «конус», «вертушка», «фонтан». У итальянцев фейерверк позаимствовали другие европейские страны. Английская королева Елизавета I так любила фейерверк, что даже ввела специальный титул для лучшего пиротехника – «Повелитель огня Англии».
Вопреки распространенному заблуждению, в Россию фейерверк пришел не во времена Петра I, а гораздо раньше – в конце XIV века, вместе с пороховыми артиллерийскими орудиями. При дворе Ивана Грозного был «пороховой заведующий», в обязанности которого входила именно организация фейерверков. Но с истинным размахом фейерверки у нас стали устраивать все-таки при Петре I – например, фейерверк, посвященный началу XVIII века длился… целую неделю!
Важной вехой в развитии фейерверочного искусства стало открытие бертолетовой соли (хлората калия): соединение этого вещества с различными металлами позволило окрашивать огни в разные цвета (до этого были возможны лишь два цвета – оранжевый и белый).
Сегодня фейерверки можно увидеть на праздниках в любой стране, но лидером производства пиротехнических изделий остается страна, подарившая миру это чудо – Китай.